8 января | Денис Мережковский
Айсылу Мирхафизхан, Елизавета Кокорева и ученицы Центральной балетной школы — о премьерах, стремлении к совершенству и заветных мечтах
Героини нашей съемки — солистка труппы musicAeterna Dance Айсылу Мирхафизхан, прима Большого театра Елизавета Кокорева и восемь юных учениц Центральной балетной школы — объединены не только общей страстью к танцу, но и талантом мечтать. Да так, чтобы обязательно сбылось
Мечтать не вредно. Хотя бы потому, что вообще-то мечты, действительно, сбываются, — наши героини не дадут соврать. Каждую из них мы застаем накануне премьеры. Быстрее всех, в самом начале декабря, свою новую работу успела представить звезда труппы musicAeterna Dance Айсылу Мирхафизхан — на сцене зала «Зарядье» танцевальная компания Дома радио показала постановку Владимира Варнавы Okho, придуманную на музыку грека Яниса Ксенакиса. Собственно, Okho — и есть название одного из его авангардных сочинений. Здесь стоит отметить, что композиторский путь Ксенакиса был куда более тернистым, чем архитектурный — в этой области он с успехом реализовал себя в команде великого Ле Корбюзье. В семье его родителей музыка всегда считалась особым занятием, мать была пианисткой, отец-предприниматель обожал оперу; в самом начале 1950-х Янис даже изучал композицию в Парижской консерватории у Оливье Мессиана, но мгновенного признания не получил ни среди авангардистов, ни в компании коллег-консерваторов. «Ксенакис жил и творил на фоне всех событий ХХ века, потрясших мир. Для создания своих партитур этот композитор использовал математические формулы — то есть даже для сегодняшнего дня его способ мышления был очень необычным, — рассказывает Айсылу. — Мы будем танцевать под одну космогеническую тему, составленную из нескольких произведений в исполнении перкуссионистов». На простой вопрос, о чем же будет этот спектакль, наша героиня отвечает не менее просто — «обо всем». Но принять такую неопределенность для нее самой куда сложнее, чем для нас. Это сегодня она участвует в невероятно актуальных проектах — чего стоит одна только «Персефона», придуманная Теодором Курентзисом и Анной Гусевой на музыку Стравинского для прошедшего летом Дягилевского фестиваля, где наша героиня исполнила главную партию, выйдя за все зоны комфорта, какие только могут быть у танцовщицы. Но еще каких-то семь лет назад она, выпускница Казанского хореографического училища, была солисткой балетной труппы Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, в котором на протяжении шести сезонов не без успеха складывалась ее карьера. «Поэтому и бессюжетность Okho мой балетный мозг, в свое время привыкший опираться на либретто и сюжет, до конца воспринял не сразу».
«Балетные всегда стремятся к идеалу, совершенству, им все время себя мало»Карьеру Айсылу изменила встреча с голландским хореографом Иваном Пересом, потом — с постановщиком Марселем Нуриевым, магистратура Щукинского училища, но самое, вероятно, главное — учеба в Гарварде современного танца — школе Batsheva Dance Company и знакомство с ее идеологом Охадом Нахарином. «Балетные всегда стремятся к недостижимому идеалу, совершенству, им все время себя мало. Эта концепция рухнула, когда на одном из первых уроков Охад сказал: “Расслабьте свой живот и почувствуйте его вес”, — смеется Айсылу. — В этот момент вся моя концепция мира рассыпалась, это было совсем иное отношение к себе. Тогда мне стало ясно: то, что я уже умею, это очень важно и с этим нужно работать». Путь Елизаветы Кокоревой, самой молодой примы Большого театра, возведенной на вершину балетной иерархии в конце прошлого сезона, был куда более линейным. Дочь танцовщика Валерия Кокорева с двух лет называла себя «барелиной» и не успокоилась, пока отец не отвел ее на десятом году артистической жизни в подготовительную школу при Московской академии хореографии. «Многие думали, что папа ночами занимался со мной в академии и кормил брокколи, а он, наоборот, долгое время отказывался водить меня даже в танцевальный кружок, — улыбается Кокорева. — Папа был папой, и я очень ему за это благодарна». Многие из ее одноклассниц к тому моменту занимались у станка на пару лет больше, а некоторые даже могли станцевать небольшие вариации на пуантах. Елизавета смутилась не надолго: «Первое время чувствовала себя, мягко говоря, неуютно. А потом посмотрела вокруг и подумала: да уж, работы предстоит немало. И начала». Эти же качества помогли ей почти сразу заявить о себе в Большом театре — с первого же сезона юное дарование, определенное под педагогическое крыло знаменитых прим Большого — Надежды Павловой, а потом Марии Аллаш, — стало получать шансы от художественного руководства и ни одним не пренебрегла. Партия в «Рубинах»? Сделано. Мари в «Щелкунчике»? Блестяще исполнила вместе с еще одним заметным представителем молодой части труппы — солистом Денисом Захаровым. Репетируя Балерину в том самом «Нурееве» Юрия Посохова, Лиза не давала себе расслабиться: «В этой сцене Рудольф Нуреев кричит на мою героиню “Корова! Бездарность!” Игорь Цвирко, который исполнял эту партию, как-то спросил: “Ну как я могу назвать ее коровой? Давайте она просто будет бездарностью?”». Случай Лизы совсем не из разряда, когда терпение и труд все перетрут, — она обожает танцевать и готова танцевать много — столько сегодня и требуется в репертуарном театре уровня и масштаба Большого. Как раз сейчас она готовится представить публике свою Лизу в мировой премьере «Пиковой дамы» (14, 18, 19, 20 и 21 декабря), поставленной самым заметным современным русским хореографом в мире Юрием Посоховым, к слову, сохранившим ответственный пост штатного хореографа Балета Сан-Франциско и в текущее время. «Работать над новой партией напрямую с ее автором — мечта любого артиста. У него есть идея и материал — то есть танцовщик, — который может помочь ему эту идею воплотить в жизнь, рассказывает Елизавета. — В этом процессе часто рождается что-то прекрасное, необычное, оригинальное, индивидуальное. Это моя любимая часть работы, когда ты шаг за шагом учишь хореографический текст, привносишь что-то свое и готовишься выйти на сцену». Другие восемь героинь нашей съемки — ученицы Центральной балетной школы Елизавета, Арина, Агата, Стефания, Мария, Эмилия и две Евы, — несмотря на то, что пока лишь мечтают о больших театрах и не менее больших сценах, тоже только-только пережили премьеру. Основатель ЦБШ Людмила Андрюшина, подобно фее-крестной Шарля Перро, уверена, что очень вредно не ходить на бал, особенно, когда ты этого заслуживаешь, поэтому уже во второй раз устроила главный семейный предновогодний праздник Москвы. «Мы часто организуем развивающие поездки для наших учеников, и вот во время одного из выездов в Петербург экскурсовод все время рассказывал нам о балах-ассамблеях, мероприятиях с очень четким культурным кодом, — поясняет Людмила. — И мы задумались, а не сделать ли нам что-то подобное под конец года? Родители поддержали нашу идею практически единодушно — ведь это захватывающий праздник, в котором принимают участие не только дети, но и их мамы и папы. Среди гостей было более 100 семей. Других вечеров такого формата в России я не знаю». Особняк дома Пашкова, музыканты оркестра Большого театра, танцовщики труппы «Балет Москва» и художественный руководитель ЦБШ, прима Екатерина Шипулина в роли ведущей вечера — беспроигрышная формула. К слову, в меню вечера оказались не только классические па-де-де, вальс и полька, — отдельным пунктом программы стал номер современной хореографии, поставленный специально для учениц нового отделения ЦБШ, посвященного контемпорари. Людмила Андрюшина рассказывает: «Наша задача — не обучить классическому танцу, а показать ребенку, что этот мир существует, вызвать и поддержать в нем интерес, а в итоге подвести к поступлению в хореографические училища и академии. Разумеется, в силу разных причин на последний шаг решаются не все, — и как раз для этих учеников с текущего учебного года мы запустили направление современной хореографии. С одной стороны, оно даст возможность не углубляться в классическую программу, не вставать на пуанты, с другой — подарит шанс продолжить танцевать». Руководить отделением призвали давнюю подругу Школы — не только заслуженную артистку России, художественного руководителя «Балета Москва» театра «Новая опера», но и кандидата педагогических наук Анастасию Яценко, которая вместе с командой приглашенных преподавателей составила методический курс первого года обучения и уже заканчивает писать программу для второго. К слову, новый современный класс на следующий год уже набран. А значит, еще больше талантливых людей продолжат танцевать. И мечтать.
Стиль: Ксения Доркина;
Креативный директор: Юрате Гураускайте;
Фэшн-директор: Марина Гесс;
Арт-директор: Денис Ковалёв;
Мейкап и прически: Елена Зубарева, Александра Брунова, Светлана Шайда;
Продюсер: Полина Величко;
Координатор: Мария Фомичева;
Ассистенты фотографа: Андрей Шкаликов, Дмитрий Константинов;
Ассистенты стилиста: Елизавета Шишкина, Мария Тельнова, Зарина Козонова, Иулита Иванова;
Ассистент продюсера: Юлия Химина;
Видеограф: Наталья Симендеева.
Источник фотографий: Ольга Тупоногова-Волкова
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess