20 апреля 2021 | Лада Николаева

12 раз, когда «Оскар» доставался победителям из России

В ночь на понедельник, 26 апреля, состоится 93-я церемония вручения «Оскара». С самого основания премии в 1929 году Академия высоко ценила вклад российских деятелей киноискусства, которые в разные годы были удостоены заветных статуэток во всевозможных номинациях — от лучшей режиссуры до дизайна костюмов. U magazine вспоминает русских лауреатов самой престижной премии в мире кино

Льюис Майлстоун

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен», 1930 фото № 1
Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен», 1930
Лейб Мильштейн, более известный как Льюис Майлстоун, родился в 1895 году в семье состоятельного кишиневского мануфактурщика. Окончив училище в родом городе, он поступил в Гентский университет в Бельгии, а после эмигрировал в США, где работал ассистентом фотографа. Во время Первой мировой он попал в фотографическое отделение сигнальной службы североамериканских военных сил и заинтересовался кино. Окончив службу, Майлстоун перебрался в Голливуд, где работал помощником режиссеров, монтажером, а после начал снимать собственное кино. В 1929 году его фильм «Два аравийских рыцаря» получил «Оскар» за лучшую комедийную режиссуру. Уже в следующем году Майлстоун вновь стал лауреатом премии за картину «На Западном фронте без перемен» по одноименному роману Э.М. Ремарка. Режиссер вошел в историю «Оскара» как первый обладатель двух статуэток. После он получал номинации еще дважды, в 1931-м и в 1940-м.


Дмитрий Темкин

Кадр из фильма «Старик и море», 1958 фото № 2
Кадр из фильма «Старик и море», 1958
Дмитрий Темкин родился в 1894 году в Полтавской губернии Российской империи. Он получил музыкальное образование в родном Кременчуге и зарабатывал на жизнь, давая частные уроки и выступая тапером в кино. В 1917 году, вскоре после революции, он стал организатором нескольких масштабных музыкальных событий: первомайской «Мистерии освобожденного труда» и инсценировки «Взятия Зимнего дворца», но больших перспектив в новой стране у него не было. В 1921 году Темкин эмигрировал в Берлин, а еще пару лет спустя, по совету Федора Шаляпина, уехал в США. В 1929 году началась его голливудская карьера: он сочинял музыку для вестернов, экспериментировал со звуком и тембровыми комбинациями. В 1937-м он получил свою первую номинацию на «Оскар», за которой последовала еще 21 номинация. Заветная статуэтка доставалась ему четырежды — за музыку и лучшую песню к «Ровно в полдень» и за музыку к фильмам «Высокий и могучий» и «Старик и море». 

Александр Голицын

Кадр из фильма «Убить пересмешника», 1962 фото № 3
Кадр из фильма «Убить пересмешника», 1962
Наследник известного русского дворянского рода Голицыных, Александр Голицын родился в Москве в 1908 году. Вскоре после Октябрьской революции, в 16-летнем возрасте он вместе с семьей эмигрировал в США, где завершил образование. Получив архитектурное образование, Голицын начал работать художником-постановщиком в Лос-Анджелесе, сотрудничал с именитыми режиссерами, пока не стал арт-директором и супервайзером в Universal Studios. Он был номинирован на «Оскар» 14 раз и трижды стал лауреатом премии за работу над фильмами «Призрак оперы», «Спартак» и «Убить пересмешника». 

Барбара Каринска

Кадр из фильма «Жанна д'Арк», 1948 фото № 4
Кадр из фильма «Жанна д'Арк», 1948
Будущая Барбара Каринска, Варвара Каринская родилась в Харьковской губернии Российской империи в 1886 году. В 1915-м вместе с мужем она переехала в Москву, где стала известной хозяйкой салона, каждый вечер принимавшего светскую публику после театральных выступлений. Параллельно она развивала собственную художественную технику, комбинируя шелковую ткань с фотографиями и рисунками: работы Каринской выставлялись в популярных галереях. Вскоре после Октябрьской революции художница открыла ателье по пошиву одежды и шляпок haute-couture, антикварную лавку и школу вышивания, но все ее проекты вскоре оказались национализированы. Тогда в 1924 году под видом европейской командировки она совершила эмиграцию в Париж, где работала с Марком Шагалом, Сальвадором Дали и другими именитыми художниками, а в 1939-м переехала в Нью-Йорк. Барбара выполняла сценические костюмы для известных балетов и вскоре стала работать с голливудскими режиссерами. Она стала лауреатом «Оскара» за дизайн костюмов к фильму «Жанна д’Арк» с Ингрид Бергман в главной роли, а вскоре получила вторую номинацию за костюмы к фильму-балету «Ганс Христиан Андерсен».


Борис Кауфман

Кадр из фильма «В порту», 1954 фото № 5
Кадр из фильма «В порту», 1954
Борис Кауфман, брат российских кинематографистов Дзиги Вертова и Михаила Кауфмана, родился в 1903 году в Гродненской губернии Российской империи. После 1917 года Борис эмигрировал с родителями в Европу, учился в Гренобле, окончил Сорбонну и начал работу в кино. Он снял все фильмы Жана Виго и работал с другими именитыми французскими режиссерами. Во время Второй мировой войны Кауфман эмигрировал в США, где стал работать с голливудскими коллегами. В 1954 году он был удостоен «Оскара» за операторскую работу в фильме «В порту» с Марлоном Брандо в главной роли, а в 1956-м был во второй раз номинирован на премию за фильм «Куколка» по сценарию Теннесси Уильямса. 

Лиля Кедрова

Кадр из фильма «Грек Зорба», 1964 фото № 6
Кадр из фильма «Грек Зорба», 1964
Елизавета Кедрова родилась в советском Петрограде в 1918 году, но уже в 4 года вместе с родителями эмигрировала в Германию, а оттуда во Францию. В 1945-м она начала театральную карьеру и участвовала в постановках французской и зарубежной классики в парижских театрах. Вскоре ее заметили в кино, и Лиля стала характерной актрисой французских комедий. В 1964-м она снялась в драме 20th Century Fox «Грек Зорба» и получила «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. После этого снялась еще в нескольких голливудских фильмах и переехала в Канаду. 

«Разгром немецких войск под Москвой»

Кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой», 1942 фото № 7
Кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой», 1942
Первым лауреатом «Оскара» от Советского Союза стал документальный фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой». Картина получила премию Академии в 1943 году, а годом раньше была отмечена Сталинской премией.

«Война и мир»

Кадр из фильма «Война и мир», 1968 фото № 8
Кадр из фильма «Война и мир», 1968
Первый советский «Оскар» за лучший художественный фильм в 1968 году достался картине Сергея Бондарчука «Война и мир», снятой по одноименной эпопее Льва Толстого. Фильм, снимавшийся шесть лет, отметили за масштабные батальные сцены и новаторскую панорамную съемку. «Война и мир» также получил номинацию в категории «Лучшая работа художника-постановщика», но не победил.


«Дерсу Узала»

Кадр из фильма «Дерсу Урзала», 1975 фото № 9
Кадр из фильма «Дерсу Урзала», 1975
Советско-японский художественный фильм «Дерсу Узала», снятый режиссерами Сергеем Герасимовым и Акирой Куросавой, получил «Оскар» в 1976 году как лучший иностранный фильм. Экранизация одноименного романа ученого и путешественника Владимира Арсеньева получила призы еще на шести престижных фестивалях по всему миру. 

«Москва слезам не верит»

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979 фото № 10
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979
Третьей советской картиной, получившей премию киноакадемии, стала «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Самый кассовый фильм союзных республик не понравился советским критикам, но смог покорить жюри «Оскара» и получил статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

«Утомленные солнцем»

Кадр из фильма «Утомленные солнцем», 1995 фото № 11
Кадр из фильма «Утомленные солнцем», 1995
Первым (и пока единственным) лауреатом «Оскара» от России стал фильм «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова в 1995 году. Как и «Дерсу Узала», он снимался в сотрудничестве с иностранной студией — французской. Помимо премии Академии картина получила призы еще нескольких престижных кинофестивалей, в том числе Каннского. 

«Старик и море»

Кадр из мультфильма «Старик и море», 1999 фото № 12
Кадр из мультфильма «Старик и море», 1999
В 2000 году «Оскар» достался мультфильму российского режиссера Александра Петрова «Старик и море», снятому по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя. Анимационный фильм стал первым в истории кино, спродюсированным для кинотеатров формата IMAX. 

Источник фотографий: Кадры из фильмов


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147