С 14 ноября 2025 года по 1 марта 2026 года в Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева пройдет масштабный выставочный проект, посвященный истории и археологии Сибири. Информационным партнером выступает журнал U MAGAZINE
Название «Сны Сибири» уже стало культурным брендом, говорящим о качестве проекта, поскольку его организатор — фонд «Таволга» — не просто делает передвижную выставку, а, сохраняя основную идею и концепцию, видоизменяет экспозицию в каждом новом городе, добавляя в него артефакты, относящиеся к региону, где проходит показ. В Иркутске «Сны Сибири» обогатятся экспонатами эпохи палеолита.
Проведение выставки здесь глубоко символично. Иркутск — место знакового открытия для российской археологии: в 1871 году при строительстве Военного госпиталя здесь была найдена первая палеолитическая стоянка в стране. Это событие разрушило прежние научные стереотипы. В середине XIX века Сибирь воспринималась как регион, бесперспективный для археологии. Тогда ученые считали, что обширные территории от Урала до Тихого океана в древности были безлюдны, поэтому не имели ни богатой истории, ни следов древних цивилизаций.
В экспозиции в Иркутском художественном музее будет представлено около 40 археологических артефактов, но главными экспонатами станут мальтинские венеры — древние статуэтки женщин, обнаруженные в начале ХХ века в Иркутской области. Созданные более двадцати тысяч лет назад, эти находки пополнили мировой фонд палеолитического искусства. Сегодня они хранятся в главных собраниях страны и впервые за много лет будут показаны на своей родине.
Палеолитические венеры найдут неожиданный отклик в образе «Кондонской Нефертити» эпохи неолита, а хищные и хтонические существа бронзового и железного веков Западной Сибири вступят в диалог с литой пластикой Восточной Сибири тех же периодов. Здесь будет и загадочный скифский ритуальный меч с изображением глаз на гарде, погребальные маски древних жителей Минусинской котловины, которые обладали редчайшими для того времени техниками и мастерством, и «шумящие навершия» в виде фигурок животных — лося и кошачьих хищников, змеи — из Корсуковского клада, выполненных в строгом соответствии с традициями скифо-сибирского звериного стиля.