28 декабря 2020 | Яна Полянинова

Кому нужна виртуальная одежда и почему она стала популярной

Разбираемся, кто производит виртуальную одежду и кто ее покупает.

Тема ответственного потребления — совершенно не новая для модной индустрии, однако еще больше внимания она привлекла за время пандемии. Вслед за громкими призывами Греты Тунберг и результатами исследований об уничтожении нереализованных коллекций, мы стали рефлексировать на тему этичной, экологичной моды и sustainability. 

Перепроизводство, загрязнение окружающей среды — темы, волнующие современное поколение и профессионалов индустрии, которые и пытаются найти решение вставших перед нами серьезных проблем. Ответ нашелся в digital, что с учетом развития интернета, технологий и социальных медиа оказалось довольно закономерным явлением. Диджитализация модной индустрии — не такое новое явление, которое за время пандемии получило более широкое распространение. Создание виртуальной одежды, аватаров, проведение показов и презентаций коллекций онлайн — все это оказалось реальностью 2020 года, хотя зарождались тренды уже давно. 

Многие модные бренды активно стали осваивать онлайн: презентовали коллекции в формате короткометражных фильмов, видео и лукбуков, провели онлайн-трансляции показов, а некоторые и вовсе оцифровали вещи, чтобы продавать их пользователям интернета. Последнее стало настоящим трендом среди модных брендов, поэтому разбираемся в этом подробнее. 

REDValentino SS 2021 фото № 1
REDValentino SS 2021

Что такое виртуальная одежда?

Все мы в детстве (а кто-то и в сознательном возрасте) наслаждались игрой в The Sims, GTA и многие другие приложения, где можно было одевать аватаров в различные вещи. Вероятно, именно этот процесс вдохновил дизайнеров на создание виртуальных вещей. Digital-одежда — это такие же платья, юбки, брюки и блузы, только существующие исключительно в цифровом виде. Созданием таких предметов занимаются специалисты, а используют они при этом различные программы, вроде Marvelous Designer или CLO 3D. Художник занимается созданием цифровых вещей, а также создает некие коллажи с использованием изображения клиента. То есть примерить digital-коллекции может не только Lil Miquela, но и любой человек. 

Производство digital-коллекций и вещей — не то чтобы чисто посткарантинное явление. Первые виртуальные предметы появились еще в 2015 году. Тогда Кэт Тейлор, основательница проекта Digi-GXL, специализировалась на создании 3D-анимаций вещей. Будучи выпускницей Колледжа искусств, девушка заинтересовалась цифровой модой, а ее работы привлекли внимание и многих дизайнеров. Тейлор работала с Off-White, Balenciaga, Vetements для создания диджитальной одежды и аксессуаров. 

Агентство Virtue и их коллаборация с брендом Carlings стали первопроходцами в мире коммерческой digital-моды: они первыми начали продавать виртуальные образы. Нельзя не отметить и работу бренда The Fabricant, который создает настоящую кутюрную цифровую моду. Компания ориентируется на имитацию дорогих и редких тканей, а также использует самые передовые технологии, использует необычный дизайн и крой для производства неповторимых образов. В 2019-м, кстати, The Fabricant продали одно из виртуальных кутюрных платьев за 9,5 тысячи долларов. Оказалось, что наряд создавался при помощи блокчейна, а в его основе заложен специальный код, что делает вещь неповторимой и неподвластной копированию. 

Диджитализацией вещей занимаются и известные модные бренды. К примеру, не так давно Polo Ralph Lauren запустили линию виртуальной одежды, созданной специально для аватаров в Snapchat, а Louis Vuitton придумали вещи для героев известной игры League of Legends. В России это направление тоже заинтересовало многих дизайнеров, а тема sustainability активно освещалась представителями индустрии. Весной Mercedes-Benz Fashion Week прошла в онлайн-формате, а лицом сезона, кстати, стала аватар Алиона Пол; летом был запущен проект Global Talents Digital, в рамках которого бренды, поддерживающие темы ответственного потребления и sustainability, переосмыслили традиционную моду и представили новые проекты с оглядкой на тренды экологии и этичного производства. Там же осветили тему выпуска виртуальных коллекций.

Louis Vuitton x League of Legends фото № 2
Louis Vuitton x League of Legends

Зачем нужна digital-одежда?

Этим вопросом задается каждый, кто впервые сталкивается с новым понятием и трендом. Одним из важных тригеров феномена стали проблемы экологии, перепроизводства и fast fashion. Исследования Barclays 2018 года показали, что покупки каждого десятого потребителя обоснованы необходимостью создания контента в социальных медиа. И правда, пролистайте аккаунты популярных инфлюенсеров и селебрити — вы почти никогда не встретите повторяющиеся образы и даже вещи. 

Производство вещей исключительно онлайн может оказать положительное влияние на модную индустрию: дизайнеры способны тестировать коллекции, а позже отшивать только те вещи, которые оказались востребованными в Сети. А многочисленными it-shoes и it-bags, которые дежурят в гардеробе от силы один сезон, достаточно наслаждаться только онлайн. 

Рост интереса к цифровой моде во время карантина обусловлен приостановкой производственных процессов, проблемами в доставке тканей и материалов, закрытием магазинов. Дизайнеры стали искать новые способы общения с аудиторией, а также альтернативные варианты работы в новых реалиях. Последние несколько месяцев выпуском коммерческих digital-коллекций занималась дизайнер Алена Ахмадуллина. По словам модельера, она заинтересовалась цифровой модой именно во время карантина. 

Мнение эксперта
Алена Ахмадуллина
дизайнер, основатель брендов Alena Akhmadullina и Akhmadullina Dreams

«Идея создавать виртуальную одежду пришла ко мне в период весеннего карантина. Я активно изучала тренд-прогнозы и заинтересовалась этой темой, а после просмотра фильма «Первому игроку приготовиться» у меня не осталось сомнений, что пора думать в 3D-направлении. Сначала мы представили в digital-формате тизер юбилейной капсулы Alena Akhmadullina, а затем приступили к разработке "коммерческих" 3D-моделей для продажи в онлайн-магазине. Сейчас мы регулярно выпускаем виртуальные капсулы, экспериментируем с лукбуками: например, новую коллекцию представили семь "царевен"-аватаров. Направление вызывает большой интерес у аудитории, но пока не все до конца понимают, в чем суть продукта, что именно они покупают. Но я уверена, что уже совсем скоро фраза "виртуальный шопинг" станет нормой». 

Alena Akhmadullina фото № 3
Alena Akhmadullina

Учитывая тот факт, что индустрия моды уже давно вошла в колею fast fashion, остановить этот процесс и повернуть вспять будет не так просто. Конечно, неравнодушные к проблемам экологии и производства модники подхватили тренд на виртуальную одежду, однако в массы тенденция перекочует еще не скоро. 

Созданием диджитальных вещей занимается и эстонский дизайнер Диана Арно. Одноименный бренд уже выпустил две виртуальные коллекции: в первой вещи повторяют физические капсулы, а вторая была создана исключительно онлайн.  Дизайнер считает, что виртуальная одежда способна помочь в борьбе с быстрой модой, а оценят цифровые образы создатели контента и модники, которые часто приобретают вещи на один раз. Digital-одежда также дает шанс примерить на себя самые смелые и непривычные луки, которые в реальной жизни, вероятно, не пригодились бы больше одного раза или и вовсе подошли бы только для фото. 

Мнение эксперта
Диана Арно
дизайнер, основатель бренда Diana Arno

«В карантин я задумалась над тем, как будет меняться модная индустрия и что мы можем сделать сегодня, чтобы развивать наш бренд, не нанося ущерба планете и природе, и предложила команде сделать ставку на разработку коллекции в новом и не всем пока понятном направления digital fashion. Виртуальная одежда создается по реальным лекалам, но с использованием компьютерных технологий и трехмерного программного обеспечения вместо привычных ножниц и тканей. Покупка цифрового лука поможет избежать необдуманных трат «на один раз» и даст возможность создания новаторского контента для социальных сетей. Digital-одежда — еще один способ самопрезентации, который не вредит окружающей среде и позволяет примерять новые образы и планировать и обдумывать свой гардероб с минимальными вложениями, осознанно и рационально.

Недавно у нас вышла уже вторая коллекция. На этот раз это праздничные платья. За основу были взяты модели-бестселлеры, однако тканей, из которых они исполнены, не существует в реальности. Эти рождественские и новогодние каникулы многие будут встречать дома без возможности, а иногда и желания делать шопинг. Мы предлагаем, не выходя из дома и не тратя сил, мечтать и проживать digital-сказку вместе с нами!»

Diana Arno Festive Dreams фото № 4
Diana Arno Festive Dreams

Мнение Ахмадуллиной и Арно разделяет и основательница бренда Alexander Terekhov Оксана Лаврентьева. Марка подготовила капсульную линейку праздничных платьев для тех, кто будет отмечать праздники дома. По мнению Оксаны, создание виртуальной одежды — первый шаг на пути к общей диджитализации моды. 

Мнение эксперта
Оксана Лаврентьева
основатель бренда Alexander Terekhov

«Необычный 2020 год окончательно и бесповоротно изменил наше отношение к одежде, радикально ускорив развитие двух явных тенденций: осознанного потребления и диджитализации. Идея переноса вещей в digital-пространство возникла у нас давно, и в начале пандемии мы уже запускали digital-одежду. Но теперь у нас появилась возможность расширить линейку и сделать ее более доступной. Нам в целом интересны новые эксперименты, мы открыты ко всему новому, поэтому создали digital-капсулу для людей, которые также не представляют свою жизнь без развития. Диджитализация в принципе развивает индустрию, что в дальнейшем, на наш взгляд, будет развиваться в качестве виртуальных примерок. В наше время люди активно переходят в онлайн, поэтому у них должна быть также возможность примерить на себе вещи до покупки, чтобы сохранить shopping experience».

Ляйсан Утяшева в платье из капсульной цифровой коллекции Alexander Terekhov фото № 5
Ляйсан Утяшева в платье из капсульной цифровой коллекции Alexander Terekhov

Казалось бы, у виртуальной одежды одни только плюсы: она не вредит окружающей среде, решает вопросы перепроизводства и лишних покупок, а еще помогает создавать качественный контент по довольно доступным ценам. Но если дизайнеры настроены на диджитализацию решительно, то вот сами потребители пока не уверены в эффективности и долговечности этого феномена. Как и упоминалось ранее, виртуальная одежда отлично впишется в контент-план модных инфлюенсеров, однако, по мнению представителей индустрии, digital-коллекции не смогут заменить нам реальные вещи. Карина Нигай, стилист и модный блогер, считает, что это явление времени, а настоящие вещи не заменить их цифровыми аналогами.

Мнение эксперта
Карина Нигай
fashion-блогер, стилист, основатель школы моды и стиля ProFashion

«Было бы наивно отрицать, что мода постепенно уходит в online. Но я считаю, что это лишь временное явление, некая вынужденная мера. Отменяются модные показы, а вместе с этим пропадает тот самый магический эффект обмена энергией с образами, которые видишь на подиуме здесь и сейчас. С вещами то же самое. Не исключаю, что виртуальные вещи найдут свою аудиторию. Людям, которые хотят блеснуть в Сети, примерив на себя вещи мировых брендов, это будет на руку. И наверняка это будет дешевле. А хитрые «богатые и знаменитые» для своих подписчиков леди и джентльмены наконец-то перестанут сдавать вещи в магазины после фотосессии.

Но предположить, что digital-мода станет классикой жанра и останется навсегда, я не рискну. Да, наверное, как фишка времени виртуальная мода будет работать. Но долго ли? Как показывает практика, хайп проходит, не успев начаться. Порхнет мотыльком — и на этом всё. А вот классика остается нетленной. Я уверена, что «настоящая» мода победит и сохранится. Потому что сам процесс преображения, выбора вещей — это своеобразное таинство, от которого чувствуешь себя обновленным и готовым к большим свершениям».

Интересно, что подобные рассуждения касаются и недель моды, а также перехода брендов в онлайн-режим, которые профессионалы индустрии тоже считают быстротечным решением. На время пандемии показы и презентации вынужденно изменили формат, однако некоторые бренды все же успели реализовать физические показы, и как только пандемия закончится и мир вернется в привычный режим, весь модный свет снова слетится в Милан и Париж, чтобы лично познакомиться с новинками любимых брендов. 

Шеф-редактор Umagazine.ru Анна Батурина не видит светлого будущего для диджитальных коллекций. Она отмечает, что у этого феномена найдется своя аудитория, однако революцию в индустрии это направление совершить не сможет. 

Мнение эксперта
Анна Батурина
шеф-редактор InStyle.ru

«На мой взгляд, digital-коллекции — это микротренд, как банты на блузках или отсутствие шнурков на кроссовках. Он классный, востребованный, но достаточно быстро надоест публике (а до некоторых даже не дойдет). Здорово, что сейчас многие хотят успеть запустить digital-коллекции, но, насколько я понимаю, не все их продают и действительно запускают в широкие массы. Я не думаю, что это обретет популярность, потому что хоть для блогеров (и многих девушек) важнее сделать фото в какой-то одежде, чем обладать ею, но иметь возможность потрогать и померить, ощутить эту вещь гораздо приятнее, чем получить «фотоколлаж» (не хочу умалять чужой труд, но если называть вещи своими именами, это очень крутой, качественный, индивидуальный и персонализированный коллаж). 

Я не большой сторонник осознанного потребления и не думаю, что цифровая одежда сможет совершить революцию в потребительском поведении. Тем не менее плюс виртуальной одежды для digital-среды в том, что она могла бы уравнять шансы (как школьная форма, которая не позволяет детям из более состоятельных семей кичиться дорогими вещами), дать возможность каждому прикоснуться к люксу. У большего количества людей появляется шанс проявить себя, стать блогерами, стилистами, дизайнерами. Но если бы я мечтала, например, о платье или сумке определенного дизайнера, фото с виртуальной вещью мне бы точно не было достаточно. Зато это отличный вариант примерить что-то невероятно смелое, ну или просто понять, идет ли тебе вещь».

Таким образом, виртуальная одежда — интересный и необычный, но весьма закономерный феномен модной индустрии, пик которой пришелся на 2020 год. Когда весь мир остался наедине с собой, а роль вещей в повседневной жизни была пересмотрена, дизайнеры и простые обыватели нашли воплощение своего творчества в новой среде — онлайн. Цифровая мода имеет место быть: она действительно интересна для представителей модной индустрии, людей, которые занимаются созданием контента. Digital-одежда дает возможность примерить самые смелые и необычные образы, поэкспериментировать с новыми трендами, брендами и материалами, а также значительно уменьшить количество потребляемых модных продуктов. Однако способна ли она в одиночку решить проблемы экологии? Наверное, нет. Но совершенно точно дает почву для размышлений и развития всей индустрии. 

Источник фотографий: Пресс-служба


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147