23 ноября 2021 | Вероника Губина

Сложнейшие техники вышивки и кружево ручной работы: все о том, как создаются коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture

Даже после получения брендом почетного статуса официального члена-корреспондента Федерации высокой моды в Париже команда кутюрного ателье Ulyana Sergeenko не почивает на лаврах, а продолжает экспериментировать: осваивает новые техники вышивки, кружевоплетения и лазерной резки кожи, а также с особой гордостью поддерживает русские народные промыслы, внедряя традиционные ремесленные техники в искусство haute couture

В новой коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture представлены вязаные балаклавы с вплетением речного жемчуга и кристаллов и кашемировые капоры, расшитые бисером и пайетками / фото: пресс-служба Ulyana Sergeenko фото № 1
В новой коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture представлены вязаные балаклавы с вплетением речного жемчуга и кристаллов и кашемировые капоры, расшитые бисером и пайетками / фото: пресс-служба Ulyana Sergeenko
Самое почетное для иностранного бренда звание в Федерации высокой моды, без сомнения, придает значительный вес в индустрии, но кардинальных перемен в повседневной работе за собой не влечет. Команда дизайн-бюро Ulyana Sergeenko Couture создает изделия в собственном ателье по индивидуальным заказам и готовит две подиумные кутюрные коллекции в год — в январе и в июле, а это по меньшей мере 50 образов с использованием максимального количества ручного труда. При этом бренд вносит большой вклад в развитие исторических промыслов: использует елецкое кружево, крестецкую строчку, кадомский вениз, ростовскую финифть и гусевский хрусталь.

В разработке дизайна и производстве коллекции занято в общей сложности около 70 человек, в том числе мастера фабрик, с которыми сотрудничает кутюрное ателье фото № 2
В разработке дизайна и производстве коллекции занято в общей сложности около 70 человек, в том числе мастера фабрик, с которыми сотрудничает кутюрное ателье
Так, новая коллекция Ulyana Sergeenko Haute Couture осень-зима 2021/22, представленная в фильме Ренаты Литвиновой с Натальей Водяновой в главной роли, тоже рассказывает свою историю — о красоте природы и самобытной культуре Карелии — в традиционных ремесленных техниках. Но когда-то это было лишь мечтой, и ее воплощение потребовало колоссального труда: многочисленные поездки по стране, знакомства с фабриками, попытки убедить мастеров взглянуть по-новому на свою работу — сплести не кружевную салфетку, а перчатку, не цветочный узор, а белочку на ветке. Постепенно успешных экспериментов становилось больше, и сегодня традиционные производства могут оценить влияние такого сотрудничества на рост популярности техник, заказов и продаж.

Самый долгий и кропотливый процесс — создание моделей с вышивкой: в зависимости от ее сложности это несколько месяцев работы от 7 до 15 человек фото № 3
Самый долгий и кропотливый процесс — создание моделей с вышивкой: в зависимости от ее сложности это несколько месяцев работы от 7 до 15 человек
Работа с елецким кружевом фото № 4
Работа с елецким кружевом
«Производства стали охотнее идти нам навстречу, но до сих пор соглашаются не все: мы задаем очень высокую планку, — объясняют в кутюрном отделе. — Необходимы творческий подход, самоотдача и деликатность работы». Часто мастеров просят поменять сырье и инструменты, добавить детали, найти лучшее решение. Поэтому многие боятся рисковать, тем более будучи ограничены в кадрах. На таких производствах нет новых рук, молодежь сюда не спешит, за новый проект порой некому взяться. Но комьюнити бренда постепенно растет, ведь он выстраивает долгосрочное сотрудничество в рамках и подиумных коллекций, и клиентских заказов.



Над кружевными корсетами вечерних платьев работали одновременно 6 кружевниц. На создание корсета с асимметричной баской у них ушло 650 часов фото № 5
Над кружевными корсетами вечерних платьев работали одновременно 6 кружевниц. На создание корсета с асимметричной баской у них ушло 650 часов
Подобные проекты открывают традиционным производствам новый взгляд на привычное. Например, Гусевский хрустальный завод уже осовременил ассортимент своей продукции. Теперь это не только вазы и бокалы, но и предметы домашнего декора. Однако поначалу совместная работа складывалась непросто — не ясно было даже, как произвести детали нужного бренду миниатюрного размера. Решение было неожиданным: выдувать огромные вазы и разбивать их, чтобы получить маленькие осколки. Представьте себе: огромный цех, адские печи, раскаленное стекло... А в результате получается ювелирной тонкости декоративное хрустальное бра — настоящее произведение искусства! 

Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть» фото № 6
Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть»
Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть» фото № 7
Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть»
Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть» фото № 8
Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть»
Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть» фото № 9
Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть»
Ювелиры фабрики «Ростовская финифть» изготовили для коллекции броши с силуэтами мифических персонажей северного края: птиц и волков. Металлические пластины украшены росписью, напоминающей счетную вышивку, и обрамлены посеребренной и позолоченной оправами фото № 10
Ювелиры фабрики «Ростовская финифть» изготовили для коллекции броши с силуэтами мифических персонажей северного края: птиц и волков. Металлические пластины украшены росписью, напоминающей счетную вышивку, и обрамлены посеребренной и позолоченной оправами
Воплощение каждого такого проекта в жизнь — победа. Дизайнеры продумывают мудборд коллекции, обозначают ключевые мотивы. Из 500 эскизов отбирают около 40, конструкторы создают макеты, проводят примерки. А в процессе команда решает, как применить ту или иную ремесленную технику, разрабатывает эскизы деталей с ее использованием, отправляет на производство и интегрирует в изделие. В случае с хрусталем это всегда ностальгия по детству — это вообще особая тема для Ульяны Сергеенко: дизайнер переосмысливает милые сердцу вещицы вроде любимой книжки со сказками, фигурного пряника, бабушкиной броши и хрусталя в серванте. Такой подход не раз напоминал о себе в дизайне украшений. А в коллекции «Коммунальная квартира» даже появилась сумка в виде серванта с хрусталем. Так пришла идея обратиться к заводу. Команда долго разрабатывала метод инкрустации ткани хрустальными деталями: каждая из них уникальна по форме и размеру, поэтому крепление для каждой ювелир отливает и гальванизирует индивидуально. Крепление пришивают к ткани и, поместив в него хрустальный элемент, зажимают его.
Другая культура расскажет нам о себе сама и сделает это лучше нас. Но кто лучше нас сможет рассказать о нашей культуре?

В последнее время бренд много работает с елецким кружевом — уж очень отзывчивые и легкие на подъем мастера предприятия «Кружевной край». «Давайте сделаем тоньше, добавим бусины, вплетем кристаллы — что бы ни попросили, они могут все. Они также горят процессом, не боятся сложностей и гордятся сотрудничеством с Ulyana Sergeenko», — говорят дизайнеры. А ведь это трудоемкий процесс: над одной деталью работает несколько мастериц, а воплощение индивидуального эскиза занимает несколько месяцев. Это до 700 часов ручного труда, но команде бренда отрадно знать, что мастера обеспечены работой.

Хрустальные детали из коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture фото № 11
Хрустальные детали из коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture
Хрустальные детали из коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture фото № 12
Хрустальные детали из коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture
Ulyana Sergeenko Haute Couture фото № 13
Ulyana Sergeenko Haute Couture
Ulyana Sergeenko Haute Couture фото № 14
Ulyana Sergeenko Haute Couture
Наталья Водянова в Ulyana Sergeenko Haute Couture фото № 15
Наталья Водянова в Ulyana Sergeenko Haute Couture
В то же время тревожно отсутствие на производствах молодых специалистов. В нехватке кадров признаются и у Ульяны Сергеенко, поэтому ее команда берет стажеров и растит их. Есть даже идея прикреплять молодежь к профессионалам и открыть экспериментальный цех — это вклад в будущее бренда и российской индустрии. Да, сегодня высокая мода в России — это тысячи километров дорог, месяцы переговоров и сотни часов труда, это попытка сделать невозможное, история не благодаря, а вопреки, но она того стоит: это шанс сберечь историческое наследие России — нашу самую большую гордость. Другая культура расскажет нам о себе сама и сделает это лучше нас. Но кто лучше нас сможет рассказать о нашей культуре? Благодаря или вопреки, но команда бренда продолжает экспериментировать: вырезает лазером узоры на коже, собирает шерстяные скульптуры в веерной технике и даже гальванизирует крестецкое кружево. 

Наталья Водянова в Ulyana Sergeenko Haute Couture фото № 16
Наталья Водянова в Ulyana Sergeenko Haute Couture
Открывающая фильм о коллекции модель пальто декорирована аппликацией с трехмерным эффектом по мотивам образа поморской щепной птицы счастья — древнего оберега. Каждое шерстяное «перо» в композиции вручную расшито камнями и бисером и зафиксировано в форме веера. Один только этот этап потребовал 157 часов работы.   




Ulyana Sergeenko Haute Couture фото № 17
Ulyana Sergeenko Haute Couture
Ulyana Sergeenko Haute Couture фото № 18
Ulyana Sergeenko Haute Couture
Ulyana Sergeenko Haute Couture фото № 19
Ulyana Sergeenko Haute Couture
Ulyana Sergeenko Haute Couture фото № 20
Ulyana Sergeenko Haute Couture
В новой коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture отсылки к образу поморской щепной птицы также встречаются на басках платьев, юбках и аксессуарах — ее оперение здесь повторяют «веера» из шелкового крепа, шифона и кожи.


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147