26 ноября 2021 | Валерия Парфенова
Дизайнер платьев Карди Би и Бейонсе Наталья Феднер — о силе русского языка и том, как бренду понравиться звездным стилистам
В недавнем клипе на трек La Fama Розалия танцует в переливающемся серебряном платье-кольчуге бренда Natalia Fedner, уже успевшем полюбиться десятку знаменитостей из A-листа: от Дженнифер Лопес и Кайли Дженнер до Карди Би и Doja Cat. Редактор моды Umagazine.ru Валерия Парфенова поговорила с дизайнером Натальей Феднер, которая, как оказалось, отлично говорит по-русски, о секретах работы со звездными стилистами, силе связей, упорстве в работе и том, как ее платье мини оказалось на Ленни Кравице на его выступлении на Super Bowl 2015
Наталья Феднер: Спасибо за комплимент! Действительно, с пяти лет я живу в США, но члены моей семьи, например бабушка и дедушка, никогда не говорили по-английски. К сожалению, я не училась русскому письму в школе, но в 16 лет сама разобралась, как читать по-русски — помогли детские воспоминания о буквах.
Как ваши родители пережили переезд? Это очень смелый поступок — покидать родную страну с маленьким ребенком.
Родители были очень молодые во время переезда: всего 28 лет. В 1988 году они оставили всю свою прошлую жизнь в Украине, в Черновцах, и, несмотря на полную неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне, решились на эмиграцию. Мама мне как-то рассказала, что она боялась никогда больше не увидеть семью. Сначала мы месяц жили в Австрии, после еще три месяца провели недалеко от Рима в Италии: мы ждали получения статуса беженцев либо от Канады, либо от Америки. Первые нам отказали, а вторые, к счастью, позволили выиграть в эту «лотерею» — так мы оказались в Нью-Йорке, в котором вообще не было работы. Пришлось перебираться в Огайо, где у нас жили дальние родственники.
Чем занимались ваши родители? Были ли предпосылки к творчеству в вашем воспитании?
Мои родители занимаются точными науками: мама — программист, папа — инженер-строитель. В маме я всегда ощущала сильный творческий потенциал, а папа очень увлеченный человек и, например, обожает изучение истории. Когда у семьи совсем не было денег на игрушки, родители научили меня рисовать, чтобы занять двухлетнюю меня. Так что я держу карандаши и кисти всю жизнь. Только рисование могло заставить меня, ужасно энергичную, неусидчивую девочку, сидеть на месте.
Каково это было, ребенком погружаться в новую культуру, без знания языка?
Мне было почти шесть лет во время переезда в Америку, я прекрасно осознавала себя в этом возрасте и понимала всю трудность положения. Мама вспоминает, что я несколько месяцев вообще не пыталась говорить на английском со сверстниками, однако предпринимала попытки вести диалоги на новом языке, пока в одиночестве играла с куклами. Спустя длительное время, напрактиковавшись с игрушками, я резко включилась в общение.
Через четыре года к нам в Америку перебрались бабушки и дедушки, у родителей появилась поддержка. Наша семья стала больше: у меня появились две сестры-близняшки. Они — настоящие американки, но при этом тоже знают русский, так как часто слышали его в кругу семьи.
В школе вы продолжили увлекаться рисованием? Как это повлияло на карьеру?
Я очень хорошо рисовала, и учителя отмечали мой талант. Родители не придавали этому значения: рисует и рисует, что в этом выдающегося? Но позже мама узнала о школе в Огайо при Columbus College of Art & Design, где детей по выходным обучали изобразительному искусству. Стоило это образование огромных денег, но можно было выиграть стипендию. Так я и делала из года в год. А в 12-м, финальном, классе школы я даже получила грант на обучение в колледже, но все-таки выбрала Parsons.
Parsons School of Design — один из самых знаменитых образовательных центров для дизайнеров в мире! Не удивительно, что вы стремились именно туда.
Да! Но при этом стипендиальные программы в Parsons не позволяли полностью оплатить дорогое обучение. Мне и моим родителям пришлось упорно работать, чтобы позволить эту роскошь.
Я смогла закрыть образовательный кредит в 35 лет, но не все в США, как я, могут так быстро погасить долг, большинство американцев лишь в 50–60 лет способны на этоЯ до сих пор не уверена на 100%, был ли Parsons правильным выбором, однако сила университетского образования в большой степени заключается в тех контактах, которые ты получаешь за несколько лет. Тот самый нетворкинг, о котором так много говорят и который хвалят. Даже если ты самый талантливый человек в мире, без связей и знакомств добиться успеха крайне тяжело.
В России дела обстоят так же: без контактов, знакомства с визажистами, стилистами, фотографами молодому таланту крайне сложно расти.
И это очень грустно! Ведь столько одаренных художников просто не умеют общаться с людьми, никого не знают. Поэтому об их существовании и творчестве никому не известно. Коммуникация ведь тоже своего рода умение и талант.
На какой программе вы обучались в Parsons?Я закончила бакалавриат по направлению Fashion Design. То есть я профессиональный дизайнер: умею рисовать скетчи и на их основе кроить то, что представила в голове, создавать паттерны, работать с различными видами тканей. Я даже училась в подразделении Parsons в Париже в течение года, в финале бакалавриата. Интересный факт: в Париже образование более художественное, чем в Нью-Йорке. Стоит признать, что в Америке вся индустрия заточена на понятный, простой дизайн, который легко продавать. Ну а Париж — столица haute couture: с нами, студентами, работали невероятные специалисты из различных частей Европы, настоящие мастера. Например, одной из моих преподавательниц была бывшая сотрудница Christian Lacroix, отвечавшая за текстиль бренда, — Клэр Джохам. Именно она, маленькая, хрупкая женщина, научила нас создавать ткани при помощи различных техник. Это был первый момент в моей карьере, когда я задумалась: «Я же могу создавать не только принты, но и ткань, которая мне нужна».
До учебы в Parsons я не умела работать на швейной машине. Всегда шучу, что это — самые дорогие курсы кройки и шитья в миреВ английском есть такой термин Type A Personality. Это определение для активного человека-лидера, который хочет все контролировать, быть частью каждого процесса, происходящего в его деле. Я — такой человек.
Кажется, сложно с таким типом личности не стать Сontrol freak.
Не стоит путать Type A Personality и Сontrol freak! (Смеется.) Type A Personality — очень способный человек, трудоголик и перфекционист, щепетильно относящийся к работе. И вот, когда я вникла в процессы создания текстиля, мозг начал активно генерировать идеи того, как я могу адаптировать процесс создания тканей под мои творческие задумки.
Когда я вернулась в Нью-Йорк, мне было так грустно! Преподаватели каждый день мне говорили: «Наташа, зачем такой полет фантазии, делай проще!» — чем делали больно. (Смеется.)
После Парижа, освоив техники создания текстиля, вы сами начали создавать ткани. Но ведь ваша ткань — особенная: она из металла. Как так вышло?Фирменная ткань из серебра и золота появилась намного позже, спустя несколько лет после завершения обучения. Стоит сказать, что с детства мне нравилось все необычное, сверкающее и переливающееся: я делала цепочки и браслеты друзьям в школе, даже пыталась продавать эти украшения. И вот в Parsons, когда я начала экспериментировать с тканями, увидела, что металлические цепочки невероятно податливы и нежны в работе. Я не первый дизайнер, который использует металлы при создании одежды, это правда. Однако мой подход — конструирование элегантной и соблазнительной одежды по фигуре с использованием гибридных инновационных техник производства. Я люблю просчитывать детали, как инженер. Видимо, это от папы. При работе с текстилем сначала ты делаешь тестовый фрагмент ткани, после создаешь топ, отмечаешь характеристики материала. Если все удалось — переходишь к более крупных формам: платьям, брюкам.
Когда впервые металл был интегрирован в ваши работы?
Со времен Parsons я добавляла цепи на рукава, воротники вещей, но никогда не создавала цельные вещи из металла. Первый эксперимент с масштабированием подхода по работе с украшениями произошел во время обучения в Париже. Я работала над свитером и во время создания горловины из цепей подумала: «Почему бы не попытаться сделать металлическими и другие фрагменты джемпера?» Долгое время у меня ничего не получалось: цепочки рвались, не ложились на кожу так, как нужно. Но я упорно хотела довести идею до совершенства: пробовала различные крой, техники, металлы и сплавы. И в итоге я нашла решение.
И какое же оно?
Я не могу вам сказать. (Смеется.) Есть некоторые секреты, которые хочется оставить в тайне.Интригует, что у вас есть определенный секретный подход в работе, который позволяет делать металлические вещи, которые идеально садятся на фигуру. Любая знаменитость в вашем наряде выглядит безукоризненно. Звездные стилисты часто запрашивают кастомизированные наряды?
Иногда для съемок достаточно и сэмплов коллекции. Но бывают и амбициозные запросы. Парадоксальное свойство моих вещей заключается в том, что металл, из которого они созданы, и крой адаптируются под любой размер и тип фигуры. То есть платье мини может отлично смотреться как на модели, так и на крупном мужчине в качестве топа.
Кстати, о крупном мужчине. Знаю, что Ленни Кравиц носит ваши изделия на выступлениях. Расскажите, как бренд Natalia Fedner попал на Super Bowl вместе с музыкантом в 2015 году?
Я только начала развивать свой бренд, но уже смогла поработать с Дженнифер Лопес. В тот момент мне очень хотелось, чтобы моя одежда продавалась в известном шоуруме Church в Лос-Анджелесе. Я упорно звонила его представителям, умоляла посмотреть коллекцию, рассказывала, что вот-вот выйдет клип с Джей Ло в моем наряде. С 10-й попытки они все-таки согласились встретиться. Я приехала в бутик и показала вещи его основателю, Родни Бернсу. Он был удивлен, как металл тянется и изменяется на фигуре. Он даже примерил на своем сотруднике, крупном парне, то самое платье, в котором Дженнифер Лопес снялась в клипе, и оно превратилось в топ. И тут внезапно Родни сказал: «У моего клиента, Ленни Кравица, совсем скоро будет европейский тур. Я бы очень хотел, чтобы такие топы были в его концертном гардеробе». И я поняла — передо мной сейчас стоит не только владелец Church, но и звездный стилист. Удача!
Поразительное везение…
Это Лос-Анджелес! У нас тут подобные случайные встречи — не такая уж и редкость.
То есть Ленни Кравиц по воле случая оказался в металлическом топе Natalia Fedner на своем выступлении на Super Bowl?
Вообще-то я сделала для него пять или шесть топов на выбор для европейского тура. И за несколько месяцев до Super Bowl Родни Бернс по секрету рассказал мне, что Ленни будет выступать на этом масштабном событии вместе с Кэти Перри. Специально для этого шоу я сделала прозрачную футболку с прорезями, очень откровенную и сексуальную. Скажу честно, я не смотрела Super Bowl тогда. Я никому не сказала о том, что Ленни Кравиц будет в моей вещи на сцене. Мы же, русские, всегда боимся похвалиться каким-то свершением раньше времени, вдруг сглазят? Меня мама научила этой осторожности.
В момент, когда вся страна смотрела Super Bowl, я пошла покупать продукты, чтобы отвлечь себя от мыслей. Вот я уже в машине, с покупками, и тут мой телефон начинает разрываться от сообщений: друзья поздравляют меня с премьерой — они узнали топ Natalia Fedner на Ленни. И знаете, что самое любопытное? Он надел другую вещь, не ту откровенную, с прорезями. Видимо, телевидение не позволило оголиться настолько сильно, и пришлось менять топ на другой, приготовленный для концертов тура.
Если вернуться немного назад по хронологии событий, вы упомянули клип Дженнифер Лопес. Как случилось это сотрудничество? Тоже по счастливой случайности?
Это Russian network. (Смеется.)
Вы серьезно?
Я создала свой бренд в 30 лет, и это очень поздний старт для модной индустрии. На момент открытия своего дела я жила в Лос-Анджелесе уже пять лет, но не обзавелась полезными контактами. Все мои связи остались в Нью-Йорке. И вот молодой дизайнер Наталья Феднер начала искать себе человека в подмогу, способного шить. Я спрашивала у всех продавцов тканей в самых крупных точках продаж, не знают ли они подходящего для меня профессионала, и от нескольких получила имя «Людмила Томашевская». Нам не сразу удалось встретиться из-за ее плотного графика, однако Людмила сама мне перезвонила, не забыла обо мне, и мы начали работу над моей коллекцией. Она удивительная женщина: умная, интеллигентная, профессиональная. За 20 лет жизни в Лос-Анджелесе Людмила, с невероятным российским образованием за плечами, смогла обзавестись ценной базой контактов и зарекомендовать себя как звездный мастер, который может идеально подогнать любую вещь по фигуре во время подготовки к красным дорожкам. Именно она помогла мне сделать не только коллекцию, но и первые фотографии вещей. А еще — отправила эти изображения и информацию о новом бренде Natalia Fedner стилистам знаменитостей: от Джей Ло до Ким Кардашьян. Через день на моей почте была гора писем с предложениями о сотрудничестве. Я люблю говорить, что Людмила — моя Фея-крестная.
То есть и неоднократная работа с Кайли Дженнер — это дело рук Людмилы?
Нет, но это результат ее помощи. Ведь так важен первый момент, когда ты громко заявляешь о себе! Все стилисты смотрят на работы друг друга, подмечают новые имена. И только появление платья в клипе Дженнифер Лопес дало мощный толчок в развитии марки.
Да, звезды сейчас самые мощные инфлюенсеры, настоящие «лидеры мнений». Скажите, а как началась работа с Коллином Картером, стилистом Карди Би?
О, это еще одно подтверждение того, что есть Russian network. (Смеется.) В Нью-Йорке я познакомилась с PR-специалистом Виолеттой Малаховой, раньше работавшей в глянцевом издании на Украине. Теперь мы помогаем друг другу и от нее я получаю прямые контакты новых ассистентов знаменитых стилистов. Так я и вышла на Коллина Картера, через ассистента. Сотрудничество случилось лишь со второго раза: в феврале Карди взяла мои серебряные платье и бикини в отпуск. Ей очень понравилось, и появился запрос на кастомный наряд. Несколько месяцев мы пытались сопоставить наши графики, и вот подвернулся отличный повод — Хэллоуин.
Мортиша Аддамс получилась шикарная.
Я сама не знаю, как так вышло! Коллин написал мне о задумке за неделю до Хэллоуина: «Знаю, Наташа, что времени мало, но нам нужна Мортиша Аддамс. Карди Би очень хочет ваше платье, с корсетом и длинными рукавами». Я умоляла сделать наряд без рукавов или корсета (боялась, что времени на них просто не хватит), но Коллин был непреклонен. Я не могу раскрыть все детали нашей совместной работы, но точно могу обмолвиться, что я практически не спала. Перед стартом конструирования самого наряда я математически просчитываю вес изделия, количество затраченного металла, его конструкцию. Обычно этот процесс занимает у меня пять дней, в случае же с Карди после взятия мерок я уложилась в день. У меня в команде пять человек, и они помогают мне в административных вопросах: работе со стилистами, отправке заказов, обслуживании сайта. Все же наряды я делаю самостоятельно, без посторонних рук. Платье Карди-Мортиши должно было быть готово ночью пятницы, а утром я узнаю — необходимо сделать еще и трусики. Are you kidding me? Конечно, я все успела, но с большим трудом. Несмотря на огромный стресс, я невероятно довольна результатом: образ получился фантастическим, как и фотографии Карди, снятые режиссером Жорой Францис. Она даже позвонила мне после съемки, сказав, что в восторге от платья, которое сидело как вторая кожа, и хочет как-нибудь поработать вместе.
Какой совет можете дать молодым дизайнерам, которые только начинают карьеру?
Пишите ассистентам стилистов. Сами стилисты настолько заняты своей работой и клиентами, что просто не успевают проверить сообщения в Direct или на почте. А вот одна из задач ассистентов — искать новые имена и держать ухо востро на тренды. Тут молодой дизайнер может проявить себя и так презентовать продукт, что ассистент подойдет к своему боссу и скажет: «Нам это нужно».
В 2021 году стало очень модным не только носить винтаж, но и искать новые имена. Звезды сейчас носят даже студенческие работы дизайнеров-новичков. Такого никогда раньше не было! Пандемия заставила всех нас искать что-то уникальное, быть любопытными. Поэтому мой совет дизайнерам в России — ищите контакты ассистентов звездных стилистов, пишите им. Есть огромный шанс, что это сработает! И еще одно полезное уточнение: мощный пиар нужен лишь на три месяца. Стоит потратить деньги на настоящего профессионала, который поможет вам заявить о себе, наладить работу и обзавестись контактами. После трех месяцев вы и ваши помощники сможете заниматься пиаром сами.
Сидни Праватиотин, автор ироничного инстаграм-аккаунта Siduations, — о ценности моды, работе в PR и том, почему ему сложно шутить в 2021-м Читать
Самые эффектные наряды знаменитостей на Супербоул прошлых лет Читать
Источник фотографий: Пресс-служба
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess