18 ноября 2020 | Лара Шевцова

Александр Васильев: «Носить маску нужно не просто ради феерии быть замеченной и подчеркнуть свои наращённые ресницы и татуированные брови, а чтобы остановить распространение вируса»

Историк моды Александр Васильев рассказал U magazine, что он думает о вынужденной моде на маски, униформе из аптечных голубых масок и камелиях от Chanel и Яны Рудковской.

Впервые активно носить маски стали больше ста лет назад во время эпидемии испанского гриппа, или, как его называли, испанки. Испанка, которая началась в январе 1918 года, охватила все земные континенты, за исключением Антарктиды. Марлевая повязка из сложенного в несколько слоев бинта закрывала в тот период лица людей во всех странах. Без такой маски-повязки невозможно было выйти из дома. В Сиэтле, например, во время испанки пассажиров пускали в трамвай только в защитных масках. Но настоящая женщина, в какой бы стране мира она ни жила, хочет оставаться красивой и элегантной, несмотря ни на какую пандемию, поэтому вполне естественно, что многие дамы во время испанки пытались адаптировать моду именно к этим маскам и делали их из кружева или из гипюра, всячески стараясь подчеркнуть свою женственность.

Еще буквально год назад невозможно было себе представить, что важным аксессуаром нашей повседневной жизни станет защитная маска для лица, но пандемия внесла свои коррективы не только в нашу социальную жизнь, но и в моду. Для жителей Юго-Восточной Азии ходить в маске было совершенно нормальным явлением еще до вспышки коронавируса. В густонаселенных городах этих регионов многие носят маски из-за уровня загрязнения воздуха. В Японии же люди привыкли носить медицинские маски, если чувствуют легкое недомогание, а им надо выходить на работу или в общественные места, либо в период цветения при симптомах аллергической реакции, поскольку считают дурным тоном открыто чихать и кашлять. Японцы в принципе и до пандемии не отправлялись в путешествие в Европу или Россию без маски, и тот факт, что они пытаются нас защитить от своего чихания, нам казался странным, но все изменилось. Маской на лице нас больше удивить нельзя, мы привыкли к этому и пытаемся сделать этот аксессуар модным и стильным. 

Аптечные маски, которые стали неотъемлемым атрибутом нашего времени, тоже внесли свою лепту в модную тенденцию. Среди самых актуальных телевизионных новостей сейчас лидируют те, в которых говорится о коронавирусе и пандемии, а героями этих программ являются врачи в голубых масках и в бледно-голубых защитных костюмах. Мода мгновенно реагирует на все, что происходит в мире, поэтому голубые и синие тона становятся популярными.  

Мировые дома моды и дизайнеры, в свою очередь, решили эксплуатировать тему масок и усовершенствовать ее. Например, дом Chanel предложил на черную маску пришивать по три белые камелии. Точно так же поступила и Яна Рудковская, которая стала украшать свои личные маски камелиями. Еще одна московская дизайнер вместо камелий стала использовать розочки, но любая аппликация, будь то цветок, бусины, жемчужины, стразы, приводит к одному: эти маски перестают быть одноразовыми!

Это уже не защитная маска, а скорее модный аксессуар, причем аксессуар дорогой. Высокая цена такого элемента складывается из имени компании как бренда, из дороговизны декора, часто сделанного вручную, но к защитной функции этот аксессуар перестает иметь хоть какое-то отношение. Если мы говорим о медицинских масках, то они должны быть одноразовыми. По требованию Роспотребнадзора, маску нельзя носить свыше трех часов, а если она тканевая, то обрабатывать — стирать в стиральной машине. Я не уверен, что общественная сознательность настолько велика и все соблюдают это требование. Замеров на степень заношенности маски не существует, мы не можем проверить, носит ли дворник, который метет осеннюю листву, одну и ту же маску изо дня в день или же каждые три часа ее меняет? Или продавщицы в отделе колбас? Меняют ли они свои маски каждые три часа, как это положено? Мы этого проверить никак не можем, но тем не менее, если абстрагироваться от этих моих достаточно негигиеничных умозаключений, то маска, если ее не менять, становится дополнительным источником микробов. Носить маску нужно не просто ради феерии быть замеченной и подчеркнуть свои наращённые ресницы и татуированные брови, потому что нижняя часть лица закрыта, а для того, чтобы остановить распространение вируса. Я видел в прекрасных журналах разные маски, вышитые бисером, стразами. Я не говорю, что как произведения декоративно-прикладного искусства в миниатюре они мне не нравятся. Они мне очень нравятся! Это точно так же, как сумочка ручной работы, или как перчатки с гипюровыми вставками или аппликациями. Это красиво, но к гигиене не имеет никакого отношения. Я считаю, что банальные аптечные маски, если одни будут абсолютно во всей цветовой палитре, могут скрасить образ в целом.

Например, в настоящее время в Турции находиться на улице без маски запрещено, за этим очень строго следит полиция. Более того, полицейский будет свистеть даже если на вас надета маска, но она не закрывает нос. Подобрать маску под свой образ там не составит особого труда, потому что в обычных аптеках представлены маски во всех возможных цветах. 

Пока в наших русских аптеках нет такого разнообразия цветов масок, как в аптеках Турции, их можно делать самостоятельно из хлопчатобумажной или заведомо набивной ткани, чтобы иметь возможно их стирать. Пусть это будет ткань в горошек, в цветочек, в мелкую клетку. Делайте маску с надписями, например, что вы птичка, рыбка, пишите слово love — что угодно, и это будет хорошо.

Вот, к примеру, любительница ярких и дорогих масок, моя коллега Надежда Бабкина. Ей специально для съемок на телевидении дизайнеры сделали маски, к которым пришили сережки. Разумеется, они не одноразовые и заведомо выполняют только декоративную функцию.

Я за то, чтобы маска была разнообразной, эффектной, чтобы она по цвету гармонировала с общим образом, но я так же и за то, чтобы она была из гигиенического недорогого материала с рисунком, адаптированным ко вкусу молодежи.

Не стоит думать, что маска может испортить ваш образ. Все модные направления нужны прежде всего здоровым людям, получается, что забота о своем здоровье — это модно!

Источник фотографий: Instagram, legion-media.ru


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147