9 августа 2023 | Виталий Терехов
Греция, Египет, Африка — все, что нужно знать о костюмах коренных народов мира
Ежегодно 9 августа отмечают Международный день коренных народов мира. В этот праздник рассмотрим этнические костюмы и то, как известные дизайнеры используют их элементы в своих коллекциях
Праздник был учрежден ООН в 1994 году. Этот день предоставляет коренным народам возможность поделиться своими взглядами на мир, а также рассказать о проблемамах. Поэтому в основе Международного дня коренных народов мира — молодежь как символ перемен. Эта тема подчеркивает важную роль, которая состоит в защите их прав. Используя свои навыки и таланты, юное поколение рассказывает все больше о задачах, стоящих перед коренными жителями, для построения лучшего будущего.
На протяжении многих лет выбирались различные темы, чтобы привлечь внимание к конкретным аспектам прав и благополучия коренных народов. Для этого сегодня мы обратимся к основным направлениям в народных костюмах и рассмотрим коллекции известных дизайнеров, в основе которых заключены ключевые направления этно стилистике.
История этнокостюма
До XX века этническое направление в одежде оставалось в рамках тех народностей, которым принадлежало. А некоторые направления были и вовсе утрачены из-за крушения целых цивилизаций. Например, вышли из употребления наряды Древней Греции и Древнего Египта.
Впервые об одежде этнического стиля заговорил хиппи в 1960-х годах — они создали свою одежду на основе коренных народов Южной Америки — индейцев, а также восточной стилистики — костюмов цыган.
На самом деле сколько коренных народов, столько и существует направлений в этно стиле. Однако, мы рассмотрим ключевые направления в этой стилистики.
Греческое направление
Греческий национальный костюм несет в себе давнюю и богатую историю. Для этого стиля характерны богатство пастельных красок, орнаментированность и лаконизм. Основу гардероба составляли туника или фуста — рубаха с длинной широкой юбкой из шифона или шелка, а также платья с завышенной талией вместе с поясами с посеребренной или позолоченной пряжкой — порпи. А из-за восточного влияния была распространена нарядная распашная одежда из бархата с шитьем. Носили легкие сандалии с ремешками, а иногда царухи — кожаный ботинок-сабо, на котором располагали помпон. Для акцента добавляли ювелирные украшения: повязки, обручи для волос, оливковые ветви, диадемы с вставками из минералов.
Основа индивидуальности этого стиля заключается в драпировке, поясах и застежках, ведь уникальность античной одежды в том, что вещи не имеют никакого кроя. Все они состоят из простых прямоугольных кусков ткани и приобретают форму лишь благодаря перечисленным приемам. Поэтому даже сейчас хочется носить и разглядывать новые коллекции Марии Грации Кьюри для Dior.
Основные детали:
- Складки,напоминающие каннелюры колонн;
- Четкие графичные линии, отсутствие лишних деталей;
- Идеальный крой, обилие вышивки;
- Ткани: шифон, шелк, шерсть, кашемир;
- Легкие сандали с ремешками;
- Нейтральные и пастельные цвета: белый, бежевый, серебристый и светло-золотой.
Здесь нам представили и греческий код, который кочует с Марией Кьюри с 2021 года, после показа в Афинах и эпоху Классицизма, которая была любимой Кристиан Диора и он вдохновлялся концом 18 века. А также кутюрье добавляет в этот показ 60-е годы — эпоха в Dior, которая много лет оставалась без внимания — это эпоха Марка Боана, того самого, что возглавил дом после Ив Сен-Лорана. Именно он предложил концепт Slim Look: с одной стороны буржуазность и роскошь, а с другой графичные силуэты свойственные 60-м годам. И эту линию Мария Грация перенесла в современность вместе с греческим национальным костюмом.
Египетское направление
Национальный костюм египтян в первую очередь это форма: прямые силуэты, четкие геометрические формы. Одежда никогда не была распашной, чаще всего, делали драпированной, а позже заменили ее на облегающую. Широкая накладная одежда из тонкой ткани — нарамник; обвязывали длинным шарфом (синдоном) мужчины, а женщины накидывали тонкий плащ, затянутый узлом на груди и оставляли открытым правое плечо. Легкие и полупрозрачные ткани придавали изящество, а стеклянный бисер, народные вышивки и золотые блестки красоту.
Палитра включала не только природные оттенки, но и золото, яркий красный, бирюзовый, белый и черный цвета. Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Так, излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса.
Национальный костюм египтян полностью переработал небезызвестный Рик Оуэнс. Коллекцию весна-лето 2023 он посвятил Древнему Египту. Однако, многие с этим заявлением поспорили бы, ведь он это сделал в собственной инопланетной манере.
На самом деле, кутюрье осовременил их облик, в этой коллекции есть те самые геометрические формы, прямые силуэты, драпировки, а тонкая облегающая ткань идеально подчеркивает тела. А вместе с этим он добавил объемную фирменную обувь на платформе и кожаные бомберы.
Индейское направление
Как мы уже писали выше именно «дети цветов» заново открыли для нас этнические костюмы. Повседневная одежда индейцев состояла из набедренной повязки или леггинсов и мокасин. Также использовали накидки из шерсти различных животных, белые рубахи и ни одна охота не начиналась без высоких ноговиц, напоминающие современные гетры. А коренной народ Кечуа до сих пор любят носить пончо.
В настоящее время индейское направление тесно переплетено с американским кантри. Так что в индейском этнокостюме присутствует обилие кожаных и замшевых материалов, джинса, шерсть и натуральный хлопок. А главное вискоза, которая есть практически в каждой вещи этого направления. Удобный крой, простые цвета (в основном цвета радуги), множество принтов и бахрома, а дополняют это бисером или стеклярусом.
Самое интересное, что национальный костюм индейцев сейчас в тренде, а в особенности отдельный элемент их одежды — бахрома. Так, Gucci в коллаборации с Supreme добавили твидовому платью окантовку с бахромой.
А, например, известная дизайнер Мария Казанкова и ее бренд Jahnkoy уже не раз обращались к элементам индейского народного костюма: удобный крой для спортивных костюмов, обилие цветов, натуральные материалы, бахрома, вышивка бисером и стеклярусом.
Африканское направление
Спросите нас какие национальные костюмы самые яркие и мы ответим — африканские. В их одежде нет места однотонности, она яркая, экстравагантная, насыщена всеми цветами радуги. Элементы африканского этноса броские, запоминающиеся и выразительные, представлены свободными сарафанами. Натуральные ткани и вязаные элементы раскрашиваются геометрическими орнаментами. А дополняют такие образы: натуральными камнями, бусинами в виде животных клыков, перьями, «слоновой костью» и различными металлами такими как медь, золото, серебро.
Одной из самых запоминающихся коллекций этого года стала работа Юими Наказато для одноименного бренда. Кутюрье не только показала нам шоу Высокой моды, но и дала пищу для размышлений
«Количество ненужной, выброшенной одежды, скопившейся в Кении, почти не поддается подсчету. Оставленная без обработки, эта выброшенная одежда является позорным воплощением социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Как человек, отвечающий за дизайн одежды, я почувствовал острую необходимость посетить Кению и увидеть эту ситуацию собственными глазами», — поделилась Наказато в послании для дизайнеров.
В этой коллекции были представлены необыкновенно легкие образы с всевозможными драпировками, натуральными тканями, а основой ее стало колье из зубов животных, которое так похоже на национальные африканские украшения.
«Путешествуя из столицы страны во внутренние районы Северной Кении, я столкнулась с представителями племен, которые живут в пустыне, испытывая серьезную нехватку воды, вызванную изменением климата. Меня особенно покорила их одежда: на фоне красновато-коричневого песка пустыни представители племени заворачиваются во множество разноцветных тканей — оранжевых, зеленых и пурпурных — и носят ожерелья и серьги из бисера. Меня тронуло осознание того, что люди по-прежнему стремятся к украшению, даже живя в таких опасных условиях», — рассказала кутюрье о своем путешествии.
Юими Наказато так и говорит нам, что вместо нахождения рядом со множеством проблем, эта коллекция отражает решимость продолжать поиск способов сделать наш мир лучше.
Индийское направление
Все знают традиционный женский индийский наряд — сари, длинное полотно в виде прямоугольника. Который надевают вместе с блузкой (чоли или равика), и нижней юбкой (шайя). И вновь все это делается из легкой струящейся ткани, например, льна.Теперь основу гардероба составляют длинные юбки ниже колен, дополненные брюками, облегающие топы с легкими шарфами и палантинами. Вместе с этими нарядами надевают всевозможные украшения: навратна, ожерелья кундан, серьга в нос нат, золотые браслеты и подвески тика.
Азиатское направление
Условно это направление можно поделить на еще два: Китайское и Японское. Страны с богатейшей историей подарили миру моды роскошные образы азиатских нарядов.
Традиционный китайский костюм — ханьфу, состоящий из перекрестного воротника и правого отворота, который заправлялся в костюм. И чем шире были твои рукава, чем длиннее юбки, а украшений больше, тем твой социальный статус был выше.
А теперь немного о рабочей одежде гейш и майко — кимоно. Длинный халат, связанный поясом (оби) стал национальным костюмом в Японии только в середине XIX века.
Получается облегающие платья с коротким рукавом и воротничком-стойкой — китайские веяния, а трапециевидные платья-туники с разлетающимися рукавами — отсылка к японскому кимоно.
В азиатском этнокостюме ткани исключительно натуральные: шелк, хлопок и атласное плетение. Основные цвета: желтый, красный, зеленый, насыщенно-золотой, белый и черный. Они дополняют образ сабо, таби или открытыми босоножками с ремешками, а из ювелирных изделий предпочитают те, в которых преобладают анималистические и флористические мотивы.
«Я не буду создавать коллекции, вдохновленные исключительно моим наследием или этнической принадлежностью, как это делают некоторые другие дизайнеры. И меня расстраивает то, что некоторые из этих коллекций способствуют не глубокому пониманию нашей культуры, а стереотипам и заблуждениям. Для своей коллекции весна-лето я черпал вдохновение у Хуа Мулань и значения ее китайского имени», — поделился Роберт Вун для издания Jing Daily.
Хуа Мулань — это прототип известной каждому диснеевской Мулан. Она героиня китайской поэмы, отправившаяся на войну вместо своего престарелого отца, несмотря на то, что в армию брали лишь мужчин.
«Она была легендарным воином и символом феминизма в Китае. Это был первый раз, когда я собрал полную коллекцию, основанную на моем наследии, и для меня было очень важно правильно изложить факты, поэтому на это ушло много исследований и подготовки. Я стал одержим идеей создания чего-то значимого и образовательного», — закончил свою мысль кутюрье.
Помимо теперь нам известной отсылки к персонажу из китайской поэмы и значению ее имени: Hua — цветок, Mu — дерево, Lan — орхидея, в этой коллекции мы можем увидеть те самые черты, присущие азиатскому направлению: разнообразие цветов, натуральные ткани, строгие костюмы дополненные обилием драпировок и флористическими мотивами, как и в украшениях (заколки в виде веток), так и в костюмах декорированных объемными орхидеями.
Славянское направление
Славянский народный костюм богат на выбор тканей, цветов, орнаментов и элементов гардероба. Если говорить про летние образы, то это, конечно, трапециевидные сарафаны и платья, юбки-колокол, просторные блузы, а в зимнее время дополняются меховыми шубами, шапками, дубленками, расписными шерстяными платками.
Наши этно образы богаты на росписи: гжель, хохлома, жостовская и другие. Также как и других направлений орнамент наших коренных жителей выполняется в виде цветочных узоров ярких цветов — красного, черного, золотого, синего и белого. И все это дополняется обилием украшений: славянские подвески-лунницы, кокошники, яркие бусы, браслеты и ожерелья.
Ранее мы уже упоминали Марию Казакову и ее Нью-Йоркский бренд Jahnkoy, но именно московская студентка использует моду, как средство солидарности. Так, в 2019 году ее бренд и спортивная компания Puma объединились для создания капсульной коллекции, в которой исследовались ткани и древние техники, смешивая традиционное с современным.
Здесь абсолютно все знакомо каждому: народные вышивки, кокошник, украшения. То есть она привносит свою фирменную эстетику в силуэты уличной одежды, переосмысливая их с помощью ремесленных деталей и ярких узоров.
Как дизайнер объяснила позже, она хотела, чтобы в каждом предмете одежды был элемент ручной работы, по ее мнению, это своеобразный язык между людьми, коммуникация, и ее цель — найти ремесленников, работающих традиционными способами по всему миру.
В этот край далекий: Сахалин — самый большой остров России Читать
Главные сериальные новинки последнего месяца лета Читать
Мнение эксперта: селф-газлайтинг — как мы (не замечая) становимся врагами самим себе Читать
Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess