9 мая | Анастасия Корн
Устойчивое развитие. Смогут ли инновационные стартапы реализовать планы по захвату модной индустрии в 2024 году
Ажиотаж вокруг биотехнологичных материалов начался около десяти лет назад, однако ткани, созданные с помощью живых клеток, до сих пор используются лишь в рамках небольших капсульных коллекций. Выясняем, с чем это связано
Новый год начался с череды громких новостей в сфере устойчивого развития в модной индустрии. Нашумевший экобренд Pangaia, основанный Мирославой Думой, за 2023-й понес более $50 млн чистых убытков. Успешный стартап Bolt Threads, чья кожа из грибного мицелия заинтересовала Stella McCartney, adidas и Kering, объявил о прекращении производства этого материала после того, как с трудом сумел привлечь новые инвестиции. Биотехнологическая компания Amyris, выпускавшая ингредиенты для индустрии красоты и пищевой промышленности, подала заявку о банкротстве, хотя еще в 2021-м ее рыночная капитализация составляла $6 млрд. А помните, как все начиналось? Десять лет назад производство альтернативной кожи и биоинженерных компонентов для косметических средств привлекало миллиарды долларов от брендов и инвесторов. Эксперты были уверены, что материалы, создаваемые живыми клетками — водорослями, бактериями, мицелием, — однажды смогут вытеснить с рынка и натуральную кожу, и получаемый из нефти полиэстер.
Однако сегодня прогресс идет медленно и неуверенно. Многие компании отказываются от высокозатратных задач по разработке альтернативных материалов: большинство подобных проектов осуществляется лишь в рамках небольших капсульных коллекций. Недавно консалтинговая компания Сюзанны Ли Biofabricate, которая знакомит бизнес с методами использования в производстве природоподобных технологий, провела саммит в Париже, спонсором которого выступил французский модный гигант Kering.
«Десять лет назад люди обещали смехотворные сроки внедрения инновационных материалов, и это подорвало множество связей. Мы получили море критики и проделали серьезную работу над ошибками. Возможности все еще есть, если мы будем действовать правильно»Крупные компании действительно сохраняют интерес к теме и продолжают вкладывать средства в инновации, но лишь по мере их перехода от пилотных проектов к коммерческим масштабам. Недавно Kering объявила об инвестициях в Sqim, итальянский стартап в области биоматериалов, который разработал альтернативу натуральной коже. «А ведь совсем недавно я отказывалась верить, что из грибов можно что-то сделать», — признается директор программы устойчивого развития Kering Жеральдин Вальехо. Ее мнение кардинально изменилось после того, как в 2022 году она увидела результаты сотрудничества Sqim и Balenciaga. Другой модный конгломерат, LVMH, поддержал устойчивый рынок инновационных материалов, организованный Стеллой Маккартни на 28-й климатической конференции ООН, прошедшей в декабре 2023-го в Дубае. «Еще пару лет назад я очень беспокоился, что многие из этих стартапов так и не начнут выпускать коммерчески жизнеспособный продукт, который можно будет масштабировать, — сказал на саммите Biofabricate Николай Реффструпп, соучредитель датского модного бренда Ganni и инвестиционного фонда Look Up Ventures. — Сейчас мы определенно сдвинулись с мертвой точки». Американский производитель биоматериалов MycoWorks создал первые образцы кожи на основе мицелия на своем новом заводе в Южной Каролине — это важное событие для компании, чей проект заинтересовал Hermès еще на пилотном этапе. Мексиканская компания Polybion, которая выращивает материал, похожий на кожу, путем кормления бактерий фруктовыми отходами, в скором времени планирует построить завод площадью 1,1 млн квадратных футов. А японская марка Spiber, воссоздающая такие материалы, как шелк, шерсть и кашемир, используя генетически модифицированные микробы для «варки» белковых полимеров, свой первый завод уже открыла.
«В 2024 году все это уже не будет просто маркетингом, а станет реальностью. Но процесс перехода от начала коммерческого производства к появлению на рынке в столь сложном и конкурентном секторе все равно будет долгим»Новые материалы уже не являются пилотными версиями, их количество на рынке по-прежнему минимально, но производителям и брендам потребуется время, чтобы понять, стоит ли работать с инновациями и, если да, то как это делать. Путь на рынок для новых материалов и впрямь может оказаться непростым, ведь им предстоит конкурировать с проверенными продуктами по цене, функциональности и эстетическим качествам — именно это, а не высокие научные и экологические характеристики, важны для обычного покупателя.
«Если спросить рядовых граждан, не думаю, что они будут в восторге от всех этих водорослей или грибов»Бренды, которые пробились с новыми материалами, сделали это благодаря их эффективности, а не потому, что потребители были без ума от революционности идей. «Все должно начинаться с отличного продукта», — заявила на саммите Сувин Сахиб, соучредитель и генеральный директор компании Biofabricate. К примеру, биотехнологичный бренд средств ухода за волосами K18 завоевал популярность среди стилистов, потому что его бальзамы и маски действительно восстанавливали поврежденные волосы. Гораздо меньше респондентов волновала научная сторона вопроса. И самое важное: чтобы прижиться на рынке, новые материалы должны обладать собственными уникальными свойствами. Как сказал генеральный директор MycoWorks Мэтт Скаллин: «Если вы ищете кожу, которая не является кожей, вы будете искать ее вечно». Современные технологические стартапы все чаще стремятся представить биоматериалы как самостоятельный продукт, а не как замену чему-то уже существующему, и такой подход определенно помогает избегать нелестных сравнений с натуральными кожей и тканями или их альтернативами из переработанного пластика. Что до потребителей, то они все реже восхищаются инновациями, если те представляют собой более дорогую или вовсе недоступную замену привычным вещам.
Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess