В этом сезоне роскошь звучит во весь голос: без объемных шуб и пушистых горжеток не обошелся ни один громкий показ. Разбираемся, что именно помогло меху вернуться на модный пьедестал и почему этот камбэк случился именно сейчас
Miu Miu FW'25Похоже, вирусный тренд slavic bimbo, родившийся в конце 2023 года по вине роликов под хит Кати Лель «Мой мармеладный», неожиданно стал катализатором мехового камбэка. Гиперфеминная эстетика с оттенком ностальгии вернула мех в культурную повестку задолго до того, как Prada, Miu Miu и Fendi вернули его на подиумы. В начале 2024-го появился новый тренд — mob wives, — тогда зумеры начали массово примерять образы в духе Кармелы Сопрано. Поднятая соцсетями волна в итоге подготовила аудиторию: мех перестал восприниматься как устаревший символ роскоши, превратившись в ироничный модный код. По данным аналитического сервиса TagWalk, рост меховых образов на показах в 2023–2024 годах был едва заметен — всего 10%, но уже к 2025-му подскочил до 33%. Абсолютным рекордсменом стал Rabanne: количество изделий из искусственного меха у него выросло на 1259%. А наибольшую «концентрацию» пушистых фактур в этом сезоне продемонстрировал Marni: в коллекции бренда они встречаются более чем в половине луков, точнее — в 56%.
Rabanne FW'25Marni FW'25При этом слово «мех» дизайнеры порой трактуют не так уж буквально. Diesel, к примеру, предложил по-настоящему изобретательную альтернативу: у экспериментирующего с тканями Гленна Мартенса искусственный мех словно врастает в деним; из этого гибридного материала шьются мозаичные куртки и облегающие платья с глубоким вырезом. На сайте Louis Vuitton сейчас представлен целый ряд меховых моделей, в том числе, например, «джинсовка» из норки с декором. А на показах Дилары Фындыкоглу и Дзюнъя Ватанабэ использовались синтетические парики, отсылающие к культовому образу Margiela сезона весна-лето 2009 года и доводящие меховую тему до панк-рок-экстрима. «Мы наблюдаем явный поворот в сторону более смелого стиля, — отмечает модный блогер Мэнди Ли в интервью Hypebeast. — Все устали от базовых силуэтов».
Louis Vuitton FW'25Marni FW'25
Кстати, о базовых силуэтах. Внезапное и повсеместное возвращение меха на подиумы можно рассматривать и как реакцию на ставшее почти маниакальным увлечение «тихой роскошью». В этом сезоне у Miu Miu горжетки из искусственного меха небрежно свисали у моделей с рук, у Prada платья и жакеты дополняли преувеличенно объемные пушистые воротники, а Gucci показал просторные шубы из искусственного меха, наброшенные поверх пастельных кружевных топов с глубоким вырезом.
Prada FW'25
Тема шубы звучит и у Fendi. Столетие своего Дома они отметили выпуском обновленных версий костюмов «старой школы», справедливо решив, что для истинной итальянки этот образ не будет полным без шубы «под норку», меховой Peekaboo или длинной, до пола, горжетки.
Маурицио Браски, наследник и креативный директор меховой империи Braschi:
«Мы внимательно следим за мировыми подиумами и за трендами в социальных сетях и видим, что именно сейчас все больше женщин хотят выглядеть элегантно, роскошно и утонченно, чтобы наполнить мир красотой. Мех, кожа и кашемир — это натуральные и экологичные материалы, которые позволяют создавать безупречно сидящие изделия. Пуховик редко когда способен сделать женщину уверенной и притягательной, а вот меховое пальто — всегда. Как и маленькое черное платье, черное меховое пальто неизменно безупречно. Мы видим в России явную тенденцию к возвращению меха — и это закономерно. Русская женщина всегда выбирает лучшее и остается воплощением женственности, определяя ориентир для всего мира».
Braschi FW'25
Вопрос о том, что этичнее и экологичнее — искусственный мех или натуральный, до сих пор один из самых острых в модной повестке. Еще недавно все горячо обсуждали акции активистов PETA, чьи протесты прогремели в четырех столицах моды: на показах Coach в Нью-Йорке, Burberry в Лондоне, Gucci в Милане и Hermès в Париже (там блогер Bryan Boy вырвал плакат из рук активистки — этот момент был заснят, и видео мгновенно стало вирусным).
Burberry FW'25
Сегодня большинство крупных домов, включая Burberry, Prada и Saint Laurent, полностью отказались от натурального меха — и сделали это еще к сезону осень-зима 2022/23. Причины очевидны: за меховой индустрией тянутся мрачная история жестокого обращения с животными и цепь обвинений в перепроизводстве. Впрочем, претензий к искусственным аналогам меха не меньше. Для многих полиэстер, на основе которого создается экомех, — по-прежнему символ экономии на качестве, дешевая замена, эрзац. Да, он может быть частью арсенала тех, кто создает высокую моду, — такие виртуозы, как Comme des Garçons и Issey Miyake, творят из него свои скульптурные формы, — но стоит покупателю увидеть слово «полиэстер» на бирке одежды, и впечатление тут же портится.
Prada FW'25К тому же его все чаще связывают с модным «гринвошингом» — когда бренды используют экологическую повестку как маркетинговый ход. И здесь возникают вопросы морального свойства: насколько безопасны синтетические материалы, насколько допустимо их применение, если предприятие ратует за устойчивое развитие? Мэнди Ли считает, что меховая дилемма уже стала этическим тупиком: «Как скептик, я думаю, что бренды просто нашли способ продавать искусственный мех за большие деньги. Все сводится к вопросу: как на этом заработать здесь и сейчас». Кажется, в этой ситуации проигрывают оба варианта. Так зачем возвращать мех на подиумы, да еще в тот момент, когда вопрос об этичности его использования остается открытым?
Оксана Краснокутская, генеральный директор Furland:
Furland FW'25«Мы наблюдаем не просто возвращение меха, а переосмысление его роли. Сегодня он воспринимается не как символ статуса, а как инструмент работы с объемом, фактурой и тактильным комфортом. Мех снова звучит на подиуме, потому что именно он лучше других помогает создавать богатые фактурой яркие образы, дает объем, движение поверхности и многомерную игру цвета. Да, тренды сделали мех частью визуальной игры в соцсетях, но за пределами хайпа мы видим другое движение — возвращение к ремеслу и к вещам, которые создаются на годы и становятся частью личной истории. Постоянные ценители меха никогда не уходили, а сегодня к ним добавляются те, кто раньше принципиально был против него. Клиенты все чаще ищут не демонстративную роскошь, а эмоциональный и тактильный опыт, сложные комбинации материалов, возможность получить вещь, сделанную по индивидуальному заказу. При этом экоповестка трансформируется: теперь уже разговор не о запретах, а о происхождении и качестве материалов. Сегодня ценят те из них, что были правильно заготовлены и специально подобраны. И все больше людей понимают: пластиковые материалы в основном остаются неразлагаемыми, что несет риск и для экосистем, и для здоровья человека. Разница между натуральным и синтетическим материалами в носке колоссальная — это разное тепло, разная глубина и разный уровень комфорта. Для нас в FurLand мех — часть культурного кода и ремесленного наследия, поэтому мы работаем с ним так, чтобы вещь жила годами», Амбрия Мише, старший вице-президент по глобальным закупкам и мерчандайзингу нью-йоркского винтажного бутика What Goes Around Comes Around, признается: «Синтетика просто не согревает так, как мех». С этим утверждением точно согласится Наталья Матвеева, основательница и дизайнер Re-Look Furs — эксклюзивного российского бренда, каждая вещь в коллекциях которого представлена в единственном экземпляре и потому уникальна.
Наталья Матвеева, основательница и дизайнер Re-Look Furs:
Re-Look Furs FW'25«Сегодня мы наблюдаем рост интереса к меху, и значительную роль в этом сыграли мировые бренды. Marni, Prada, Bottega Veneta, Burberry и другие включают в коллекции шерлинг — овчину, но этот материал воспринимается как более этичный, ведь используются кожа и мех продуктивных животных. Для потребителя сам факт появления меха у таких игроков становится сигналом: мех снова на подиуме. Однако именно люксовый сегмент остается драйвером культурных кодов: здесь мех сохраняет статус символа роскоши — той самой, что может стать частью семейного наследия. Мы продолжаем работать с благородными мехами, создавая вещи, которые подчеркивают ценность материала и его уникальность». За творческими экспериментами бренда, художественным подходом к работе, переосмыслением миссии меха можно наблюдать в телеграм-канале Натальи, где она показывает весь процесс создания изделий — от дизайна (она лично отрисовывает все модели) до подбора меха и нюансов скорняжного производства. К слову, настоящим амбассадором натурального меха давно стала Рианна: еще в 2023-м она успела сменить с десяток шуб — все из архивных коллекций Fendi, Roberto Cavalli и Джона Гальяно. Ждем, чем удивит нас звезда в этом сезоне!
Симонетта Равицца, основательница и креативный директор бренда Simonetta Ravizza:
Simonetta Ravizza FW'25«Я искренне рада возвращению меха — на подиумы, в повседневный гардероб и даже в социальные сети. Сегодня мы снова видим меховые детали на пальто, куртках, бомберах, палантинах и аксессуарах. В моду возвращаются норка, лиса и даже столь ценные виды, как соболь. Долгое время эти вещи были вытеснены по этическим и экологическим соображениям, но теперь вновь завоевывают внимание потребителей, особенно молодого поколения. Оно осознало, что искусственный мех далеко не всегда экологичен, и вечное обаяние, роскошь и гламур натурального материала снова пленяют. Разумеется, речь идет о мехе, добытом с соблюдением международных конвенций по защите животных. Особую популярность приобретают виды, считающиеся «приемлемыми» в силу того, что они являются частью пищевой цепи, — например, овчина, некоторые разновидности меха ягненка и козья шерсть. Новые тенденции знаменуют отход от сдержанности «тихой роскоши» и минималистичной эстетики «чистой девушки». На смену им приходит более смелый, яркий и ультрагламурный стиль. Оверсайз пальто из меха, животные принты, эффектные шапки — это нарочито театральный образ, уже замеченный на подиумах и готовящийся выйти на улицы. Конечно, подобная трансформация вызвала оживленные дискуссии об этике и культурной эволюции, однако, став вирусным, это движение обрело широкую поддержку. Все это позитивно отразилось на рынке меха, особенно для брендов, чувствительных к модным тенденциям. Уже в ходе осенне-зимней кампании 2025 года мы наблюдали рост продаж меховой одежды, и я с оптимизмом смотрю на грядущий сезон».
NerejaСвоего рода лазейкой в меховой теме стали винтажные изделия: тот же вид, та же аутентичность, но якобы с меньшей моральной дилеммой. В России подобным образом работает бренд Nereja — проект стилиста и бывшего редактора моды Vogue Светланы Вашеняк. Здесь старые шубы и горжетки не просто реставрируют, а переосмысливают: убирают вышедшие из моды плечи, заменяют подкладку на шелковую, перекраивают мех под современные лекала. В результате рождаются актуальные силуэты, сохраняется ценность материала и полностью исключается новое производство. Дизайнеры Prada, Miu Miu, Bottega Veneta и других крупных брендов показали, что мех — в любом его виде — стал высказыванием, «кодом принадлежности» и инструментом игры с образом. За пушистыми фактурами скрывается не столько выбор между этикой и практичностью, сколько желание заявить о себе в эпоху, когда мода все меньше подчиняется правилам и все больше отражает личную позицию. Сегодня горжетка, муфта или шуба — будь то натуральный мех, его искусственный аналог или текстильная имитация — становятся не символом старого мира, а маркером нового, в котором роскошь измеряется не только ценой, но и смелостью быть заметным.