8 января 2021 | Татьяна Паласова

«Виртуальное стало реальным»: художник Павел Сельдемиров о VR-искусстве, медиаарте и важности высказывания

Художнику Павлу Сельдемирову не приходится смешивать краски на палитре — вместо этого он пишет компьютерные программы, чтобы в нужный момент воздух пронзили лазеры, включилась световая пушка, а на дне виртуального озера закрутилась зеленая бомба коронавируса. Изучив теорию и философию искусства, он пришел к выводу, что будущее все же за медиаартом.

Одним из главных событий последней международной ярмарки современного искусства Cosmoscow в Москве стала презентация проекта Павла Сельдемирова The Becoming. Надев VR-очки, посетители отправлялись на прогулку по виртуальному лесу, где находили метафорические образы основных событий тяжелого 2020 года. Скажем, коронавирус в виде глубоководной мины или график биржевого краха — острые пики гор. Вписанные в пространство реальные объекты вроде живых растений помогали размыть границу между выдумкой и реальностью. Впрочем, автор уверен, что ее и так давно уже нет. Мы узнали у Павла, почему медиаарт сегодня актуальнее живописи, что при этом мешает его коммерциализации и зачем художнику высказывать свою гражданскую позицию.

Инсталляция Laser Portal —глубокая синяя воронка с солнцем на дне — была создана в 2019 году фото № 1
Инсталляция Laser Portal —глубокая синяя воронка с солнцем на дне — была создана в 2019 году

«СЕЙЧАС ХУДОЖНИКИ ХОТЯТ РАБОТАТЬ с максимально гибким и податливым материалом, чтобы было как можно меньше преград на пути реализации идеи. Язык программирования как раз такой — с его помощью можно создать любое произведение. Это база, и она еще очень долго не изменится, а будет только эволюционировать».

«МОИ РАБОТЫ — ЭТО ОСОБАЯ СРЕДА, внутри которой находится зритель и взаимодействует с ее объектами. Инсталляция IfRO & D, например, представляет собой огромную комнату, конструкцию из двух стен: с одной стороны находятся лазеры, с другой — датчики. Когда человек оказывается внутри, он видит один луч, но потом пересекает его, и тут же включаются все остальные. Каждый лазер в этой сетке играет роль струны, а человек, перформер, — роль музыканта: двигаясь, он касается своим телом «струн» и так создает звуки».

«Я уверен, что все художники стали художниками, потому что когда-то решили починить этот мир»

«ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОЛАФУРА ЭЛИАССОНА (датско-исландский медиахудожник, автор масштабных зрелищных инсталляций. — U magazine) можно воспринимать как аттракционы: сначала они тебя затягивают, а потом ты начинаешь думать об идее художника, читать сопроводительные тексты, все больше погружаться. Я создаю свои работы, следуя той же логике, поэтому они интересны и неподготовленным зрителям, и даже детям. Зрелищные объекты оставляют сильные впечатления и запоминаются лучше».

«ВИРТУАЛЬНОЕ СТАЛО РЕАЛЬНЫМ. Взять хотя бы твиттер, который по-настоящему влияет на курс акций. Что-то удивительное произошло в этом году и с игрой Plague Inc., вышедшей еще в 2012м, — ты там играешь за вирус, который должен убить человечество. Когда весной я увидел заголовок новости о том, что в Гренландии появился первый зараженный коронавирусом, был удивлен его сходством с push-уведомлением в Plague Inc., которое приходит при атаке на новую территорию. Все знакомые с этой игрой люди иначе переживали пандемию: они уже видели ее симулятор на экране компьютера».

Проект The Becoming стал победителем конкурса Audi Born-Digital Award, направленного на поддержку медиахудожников фото № 2
Проект The Becoming стал победителем конкурса Audi Born-Digital Award, направленного на поддержку медиахудожников

«ПРОБЛЕМА МЕДИАИНСТАЛЛЯЦИЙ в том, что они плохо продаются. Коллекционеры понимают, что детали однажды выйдут из строя и их придется заменять, а художники не могут гарантировать, что такие вообще будут на рынке через 50–100 лет. Вкладываться в картины по-прежнему намного надежнее. Деньги инсталляции приносят, только если сдавать их в аренду, скажем, на фестивали или временные выставки. Я не скрываю, что зарабатываю на коммерческих проектах, а трачу — создавая искусство».

«ЕСЛИ ВЫ ПРИДЕРЖИВАЕТЕСЬ нейтральной позиции в ситуации несправедливости, то выбираете сторону угнетателя. Именно поэтому для меня важно высказываться. К примеру, в последнее время складывается ощущение, что мы не можем ни на что повлиять, а это не так — в своей работе IfRO & D я даю человеку почувствовать, что у него есть силы изменить окружающую действительность».

«Виртуальное стало реальным»: художник Павел Сельдемиров о VR-искусстве, медиаарте и важности высказывания фото № 3
Инсталляция IfRO & D (Interface for research of opportunity and determination) была представлена на выставке «Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России» в Петербурге фото № 4
Инсталляция IfRO & D (Interface for research of opportunity and determination) была представлена на выставке «Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России» в Петербурге

«НЕ ТАК ВАЖНО ВЫСТАВИТЬ РАБОТУ В ГАЛЕРЕЕ, как обеспечить ей долгую жизнь в интернет-пространстве — так ее увидит больше людей. Например, The Becoming может посмотреть любой человек прямо из дома — для этого нужно надеть VR-очки и загрузить программу на сайте foundation.cosmoscow.com. Можно посмотреть и без очков, пользуясь клавиатурой и мышкой. Это очень доступно!»

Источник фотографий: архив Павла Сельдемирова


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147