5 августа 2020

Upcycling: что важно знать об одном из главных экотрендов

Умение совмещать приятное с полезным всегда приносит удовольствие, а возможность внести свою лепту в выведение планеты из экологического кризиса, задействовав при этом креатив, актуальна сегодня для каждого. Среди таких занятий особое место занимает upcycling, популярность которого растет по всему миру.

Магия, доступная каждому

В 2002 году химик Уильям Макдоноу и архитектор Михаэль Браунгарт описали концепцию, которая должна была прийти на смену хорошо известному, но малоэффективному recycling. Уже в 2019 году Кембриджский словарь объявил upcycling словом года. В чем же состоит его суть и секрет его невероятной популярности? Принцип довольно прост: любая продукция должна получать вторую жизнь либо посредством технической, либо посредством биологической переработки. Благодаря апсайклингу старые вещи становятся лучше, полезнее и качественнее, с минимальным воздействием на окружающую среду.  

Upcycling: что важно знать об одном из главных экотрендов фото № 1

Вдохнуть жизнь в ненужные выброшенные вещи помогает наша фантазия, которая уже доказала, что старые брезенты или шины могут превратиться в стильные сумки. Главная ценность апсайклинга состоит в том, что абсолютно каждый может «продлевать жизнь» предметам быта от одежды до мебели, ведь все, что требуется, — задействовать две руки, банку с краской, отвертку, пилу и творческий подход.  

Upcycling vs recycling

Считается, что recycling враждебен для инноваций. Он работает по схеме: растопить старые пластиковые бутылки, чтобы переделать их в новые пластиковые бутылки. Намного интереснее судьба бутылок выглядит с upcycling: окрасив каждую в разный цвет, скрепив их вместе в спиральную форму, мы получаем креативный и стильный абажур. Благодаря апсайклингу отходы и ненужные продукты преобразуются в нечто более стоящее, полезное и ценное.

Upcycling: что важно знать об одном из главных экотрендов фото № 2

Этот уникальный способ устранения мусора вдохновил людей из разных стран, желающих положить конец загрязнению окружающей среды. 

Благотворительность

В 2014 году британский телеканал Channel 4 начал совместную работу с Аризонской авиакомпанией в рамках благотворительного проекта Supersized Salvage по сбору средств на лечение детей больных раком. Задача заключалась в том, чтобы переделывать каждую деталь самолета, включая обшивку и внутреннюю арматуру, в продаваемые предметы. Дизайнерам удалось создать широкий ассортимент изделий от садовой беседки, сделанной из фюзеляжа самолета, до стульев и диванов, вылепленных из изогнутого края крыльев самолета. Верхние полки для багажа стали органайзерами для детских игрушек, а воздуховоды — скворечниками. 

Seoul Upcycling Plaza

Открытая в 2017 году в Сеуле Seoul Upcycling Plaza стала настоящей платформой приобщения широкой публики к идее и культуре апсайклинг посредством проведения мастер-классов, съездов дизайнеров и организации ярмарок. Умело организованное пространство комплекса включает в себя Upcycling Design Academy, eco-friendly-рестораны, галереи, а также супермаркеты с продуктами апсайклинга. 

Создавая музыку из «мусора»

Когда учитель музыки Фавио Хавез приехал в парагвайский городок Катеура в надежде открыть там музыкальную школу, он и представить себе не мог, что учеников окажется больше, чем музыкальных инструментов. Катеура  город бедный, там для людей стало вполне обыденным шить одежду из выброшенных мешков, создавать столы из старых дверей и использовать консервные банки как чашки. К тому же город практически стоит на свалке. Данное обстоятельство подтолкнуло музыканта-новатора к оригинальному решению проблемы — создавать музыкальные инструменты из мусора. Так у детей появились скрипки из железных бочек, флейты из водопроводных труб и гитары из упаковочных ящиков. Позже они организовали оркестр Landfill Harmonic («Гармоника из мусора»), чья музыка получила всемирное признание.

Trashion

Дословный перевод новой философии в фэшн-индустрии — мусорная мода. В ее основе лежит «переобразование» старых, сломанных, ненужных, немодных вещей в совершенно новые, модные, уникальные вещи, не соответствующие какой-либо преобладающей тенденции. Дизайнеры, работающие в этом направлении, не боятся смелых ходов, они создают пуговицы из компьютерных деталей, вырезают серьги из банок с колой и превращают пакеты сока в сумки и кошельки. Совсем недавно мировой лидер фастфуда McDonalds также присоединился к популяризации апсайклинга. Американская сеть ресторанов быстрого питания в Австрии решила использовать экологически безопасные бумажные соломинки. Старые же пластиковые соломинки стали материалом для создания серии купальных костюмов, украшенных тремя красно-желтыми полосками. 

Купальники McDonald’s из переработанных пластиковых трубочек фото № 3
Купальники McDonald’s из переработанных пластиковых трубочек

Интересно и творчество австралийской художницы, известной под псевдонимом Marina DeBris (от англ. marine — «морской», debris — «обломки»). Главный посыл ее работ — повышение осведомленности людей о загрязнении морской среды и пляжей. Собранный мусор превращается в материал для создания одежды, аквариумов и различных предметов декоративного искусства. Ее работы часто появляются на выставках, привлекая внимание широкой аудитории. 



Материал подготовила Полина Верко

Источник фотографий: архивы пресс-служб, Unsplash


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147