7 августа | Злата Фетисова
Большой travel-гид по Суздалю
Обласканный любовью и вниманием Суздаль, который в этом году празднует 1000-летие, избежал судьбы лубочного города-музея с ежегодным фестивалем огурца и превратился в центр современной культуры недалеко от Москвы. С появлением здесь ресторанов с модными гастроконцепциями и новых авангардных арт-площадок в город устремилась искушенная столичная публика — за подлинным духом русской старины, безмятежностью пейзажей и неожиданными впечатлениями. Суздаль старается соответствовать — и пока у него это получается безупречно
Дело было июльским вечером. Я шла к церкви Ильи Пророка через луг, усыпанный, будто сахарной пудрой, белыми цветами. Изящная, с розовыми пилястрами и наличниками церковь на холме в излучине реки Каменки необыкновенно красива на закате. В Суздале больше пятидесяти церквей, но почему-то именно здесь сильнее всего ощущаешь необъятность истории этого древнего города. Стоишь у посадского храма XVIII века, на месте которого до крещения Руси было языческое капище, где прыгали через костер и поклонялись Перуну, глядишь, как плывут ниже по реке молодые люди на пестрых сап-бордах — и кажется, что этому месту суждено было стать особенным для России.
Судьба к Суздалю — Суждалю, как его называли в летописях — всегда была благосклонна: не пропустив почти ни одного крупного исторического события, он чудом сохранился и не растерял своего средневекового обаяния даже в советские годы. Отчасти этому способствовал и такой факт: в XIX веке железная дорога, обещавшая городам экономический рост, обошла стороной некогда богатый купеческий Суздаль — и он будто законсервировался. Трагическое для тогдашних промышленников событие для нас стало счастливым: возможно, именно забытье, в которое небольшой город на Каменке впал аж до второй половины XX века, теперь позволяет нам любоваться и прекрасно сохранившимися белокаменными храмами, и деревянным зодчеством, и образцами архитектуры XVIII–XIX веков.
Вот людные торговые ряды 1811 года, где сейчас, как и триста лет назад, продают все подряд — от картин и керамики до грибов и медовухи. Вот нарядные, отреставрированные старинные дома и усадьбы, радующие глаз кружевом наличников, резными колоннами и диковинными изразцами. А вон там, на другом берегу, — величавый Покровский монастырь, обитель, которая принимала когда-то неугодных княжеских и царских жен, ссылавшихся сюда на постриг. Отверженные аристократки-монахини, между прочим, стали одними из первых суздальских меценатов. На средства Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, и других инокинь с богатой родословной в Суздале строились церкви.
Теперь у города гораздо больше благодетелей — приехавших уже по зову сердца, — готовых сообща вкладываться в его развитие. Предприниматель Вадим Дымов, благодаря которому Суздаль стал не просто туристической меккой, а «модной дачей» для жителей Москвы, перебрался сюда с семьей больше двадцати лет назад. Влюбился в это место, почувствовал, что нужен ему, а потом понял, что это взаимно. И пока приятели-бизнесмены ездили отдыхать в Куршевель и Форте-деи-Марми, вместе с женой Евгенией строил в Суздале «Дымов керамику» — производство расписной посуды, ставшей, по сути, одним из главных элементов культурного кода города.
«Суздаль очень помог нам с Вадимом найти для себя другой стиль жизни. В шутку мы его называем сельская жизнь и, к слову, также назвали один из наших проектов, — рассказывает Евгения Дымова, совладелица и идейный вдохновитель "Дымов керамики". — Когда вокруг дома большой сад и огород, это задает совершенно иной ритм жизни. Суздаль — это история про огородничество, про работу с землей, которая дает свои плоды. Важно вовремя высадить рассаду, ухаживать за цветами, собирать фрукты. Наши любимые серии керамики "Черника" и "Шиповник" так и появились — этих ягод в Суздале очень много». Сейчас дымовские тарелки и блюда с узнаваемой росписью можно встретить в ресторанах от Москвы до Владивостока и на кухне каждого уважающего себя путешественника.
По соседству с лавкой «Дымов керамики» в суздальских торговых рядах со временем появился ресторан «Гостиный двор» — еще один знаковый для Дымовых проект. Пожив в городе несколько лет и в буквальном и переносном смысле наевшись всем, что он может дать, Дымов решил, что Суздаль заслуживает статуса нового центра гастрономии. Открыл «Гостиный двор», ставший самым представительным местным рестораном, затем — более демократичный «Агроном» с фермерской кухней формата from farm to table. Зашло на ура: забронировать столик в Суздале в сезон стало почти так же проблематично, как в выходные на Патриарших.
Но изобретательные Дымовы на этом не остановились и запустили в нынешнем году еще три проекта: сувенирный магазин «Сельская жизнь», ресторан «Сыродельня» с понятной едой и собственными сырами, а также «Дом русского чаепития», уже, кажется, обежавший все модные телеграм-каналы о еде и туризме. «Когда мы начали реставрировать кирпичное здание на улице Старая, в первое время планов открывать чайную не было, — говорит Евгения Дымова. — Вадим хотел сделать там библиотеку. Но, как это часто бывает, вскоре все изменилось: мы начали обсуждать тренд на чайные, позвонили нашей подруге художнице Кате Бочавар обсудить идею и в результате уже через несколько недель смотрели на проект красивейшего чайного дома, в котором было много отсылок к ополью и местным цветам».
Вообще, реставрацией в Суздале Вадим Дымов, ставший в 2016-м членом совета по развитию города, занимается не первый год. Четыре возрожденных им деревянных дома с интерьерами а-ля современный русский стиль стали гостевыми — и это спровоцировало в городе волну подобных реставраций. Признаюсь, рассматривать в деталях канареечно-желтые и зефирно-розовые домики, эдакие арт-избы, на улицах Слободская и Гастева — одно из моих любимых занятий. Как и находить всякий раз, приезжая в Суздаль, какую-нибудь новую диковинную дачу. Почти два десятилетия опытный бизнесмен Вадим Дымов созидал в городе привычную для жителей Москвы инфраструктуру, и теперь обзавестись здесь собственной резиденцией хотят многие. Идиллическая сцена, изображенная на картине Кустодиева «В старом Суздале», материализовалась в цвете и объеме. Забурлила в городе и культурная жизнь.
К историческому наследию, в том числе к уникальным памятникам домонгольской Руси, жители и гости Суздаля привыкли относиться с пиететом еще с 1960-х. Тогда спецкор газеты «Советская культура» Юрий Бычков опубликовал цикл очерков «Золотое кольцо» о своем путешествии по старинным городам России и неожиданно даже для самого себя изобрел популярный по сей день туристический маршрут. Одним из его главных символов стала Владимиро-Суздальская земля. Интерес к древнерусской культуре нашел отклик «в верхах», и в 1967 году Совет министров СССР выпустил судьбоносное постановление о создании туристского центра в Суздале. Тогда-то в город и потянулись любопытствующие путешественники, архитекторы и историки.
Историей здесь дышит буквально все. Местных легенд Юрия Долгорукова и Александра Невского сами суздальцы вспоминают почти как родных. С 2022 года на волне роста популярности путешествий по России в Суздаль начала стекаться и насмотренная столичная публика. Возник запрос на новые смыслы, который могли бы удовлетворить современные культурные площадки. И они здесь появились. Интересное пространство для диалога прошлого с настоящим в Суздале создала Евгения Казарновская, бывший креативный директор Парка Горького и преподаватель Британской высшей школы дизайна. В 2022-м вместе с художником Андреем Поповым и меценатом Дмитрием Разумовым она открыла в здании лавки XIX века, что напротив торговых рядов, центр «Мира» — место, в котором новое искусство достойно живет и растет на фоне старины, сохраняя к ней, старине, уважение. «Мы все время хотели и продолжаем создавать среду, где зритель может пережить новый опыт, столкнуться со своими чувствами, обнаружить свои ограничения и обрести свободу», — рассказывает Евгения. Ее стараниями выставки, спектакли, концерты и даже сувенирный магазин в центре «Мира» стали обязательными пунктами суздальской программы для продвинутых туристов.
На благодатной местной почве бойкий и смелый культурный проект Казарновской расцвел и прирос сельским театром, фестивалем театральных перформансов, новыми экспериментальными площадками, такими как, например, «Ларец». Творческие энтузиасты, год за годом пополнявшие сообщество центра, умудрились даже рыбалку в Суздале превратить в спектакль. «Суздалю повезло. Исторически так сложилось, что этому городу было суждено стать местом для ряда смелых экспериментов, — говорит Андрей Бартенев, художник, идеолог коллекции «Мира» и куратор экспериментальной выставочной платформы «Ларец». — Знаменитый случай: в конце 1970-х в Суздале построили монументальный туристический комплекс, нынешний ГТК, по всем канонам советского модернизма. И строил его не кто-нибудь, а главный на тот момент архитектор Москвы Михаил Васильевич Посохин. Это был крайне смелый шаг, можно сказать радикальный — вписать в центр Золотого кольца, в город, полный древних храмов, такую современную во всех отношениях архитектуру. Это определило дух места. Уже в наше время, в начале 2000-х, Суздаль вновь притянул к себе удивительных энтузиастов, поверивших в него. Несмотря на древность, Суздаль всегда был и остается молодым по духу, местом, где легко решиться на эксперимент в современном культурном поле, где этот эксперимент будет понят и принят, где он неизбежно встретит своего зрителя».
Галерея молодого искусства «Ларец», празднующая в этом году двухлетие, задумывалась командой «Мира» как экспериментальная площадка, своеобразный тест-драйв перед открытием пока еще строящегося масштабного музея «Мира» — лаборатории, которая будет заниматься осмыслением современного российского искусства. «За это время мы очень многое успели понять про то, как современное искусство влияет на Суздаль, подходит ли оно ему. И удивительным — а может быть, и нет — образом эта пара очень гармонично сложилась, — говорит Андрей Бартенев. — Как будто это стало именно тем, чего Суздалю не хватало как глотка свежего воздуха. Современное искусство притягивает к себе интересного зрителя, готового к визуальным и идейным авантюрам. Люди приезжают к нам специально — за неожиданными впечатлениями и современными практиками в древнем городе».
До 23 июня в «Ларце» можно застать совместную с фондом Ruarts выставку «Анемойя» Алексея Луки, воспевающую, как ясно из названия, один из видов ностальгии — тоску по времени, которого ты не застал. Планы на лето есть и у центра «Мира» — и они грандиозные. С 1 июня открывается новая площадка ГЭС на Нерли, где в рамках фестиваля «Музыкальная экспедиция» будет масса всего интересного, в том числе, например, концерт скрипача Даниила Когана. А в августе, когда Суздаль уже начнет официально праздновать 1000-летие, пройдет театральный фестиваль «Сенокос». «Это будет самое масштабное мероприятие из всех, что мы когда-либо готовили, — признается Евгения Казарновская. — За десять дней, с 15 по 25 августа, мы попытаемся осмыслить, что такое тысяча лет для человека, города, культуры, истории. Пять драматургов со всей России встретились в творческой лаборатории, чтобы свои ощущения пространства и времени в Суздале превратить в пьесы разных жанров. Их режиссеры и поставят к августу».
Готовящийся вступить во второе тысячелетие маленький древний город Суздаль полон решимости показать свою многоликость. Благо, в этом ему помогают энергичные предприниматели, меценаты, галеристы, энтузиасты, которые стремятся создать здесь что-то новое для следующих поколений и, как рачительные садовники (а может быть, и огородники), бережно это новое взращивают.
«Суздаль для меня стал таким родным и любимым городом. Столько дал хорошего, столько всего получилось сделать благодаря его благословению, — признается Евгения Казарновская. — Я желаю ему, как самому дорогому другу, оставаться самим собой: очень мудрым и очень хрупким, очень летним и очень зимним, очень тихим и очень громким. А мы будем стараться бережно сохранять его живую силу». С удовольствием присоединяюсь к этому поздравлению.
Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess