9 сентября 2020 | Татьяна Паласова
Дом на набережной: в гостях у галеристки Марины Гисич
В этом году питерской Marina Gisich Gallery, постоянной участнице Art Miami, ARCOmadrid, Contemporary Istanbul и Cosmoscow, исполняется 20 лет, а скоро под ее патронажем открывается Marina Gisich Project — экспериментальное арт-пространство для молодых российских художников. Поздравить Марину Гисич с юбилеем галереи и новым начинанием и, конечно, увидеть ее личную арт-коллекцию мы приехали к ней домой — на набережную Фонтанки.
Во время своего визита в Санкт-Петербург два года назад Брижит Макрон среди прочих дел нашла время заглянуть в гости к галеристке Марине Гисич. Нет, они не давние знакомые, просто первая леди Франции неравнодушна к современному искусству и хотела посмотреть на работы российских художников в частной коллекции. Конечно, ее отправили сюда. Огромная — 540 м2 — квартира с залом, где хранится личное собрание Гисич, известна в арт-кругах не только Петербурга, но и всей страны. Кроме госпожи Макрон, здесь побывал, например, и один из самых влиятельных арт-экспертов в мире Каспер Кёниг, в 2016 году курировавший питерскую «Манифесту», а также звездный ценитель искусства Элтон Джон.
Чтобы обустроить пространство для своей семьи, Марина расселила три коммуналки, снесла лишние стены и сделала большой ремонт. В итоге на первом этаже квартиры разместились две гостиные, кухня со столовой и зал с коллекцией, на втором — хозяйские спальни. Поселиться в доме, построенном Василием Шаубом больше века назад, Марина мечтала еще с тех времен, когда училась в питерском Институте физической культуры имени Лесгафта и много гуляла по центру города. Сейчас ее квартира расположена именно на том месте, где до 1934 года находилось жилье самого архитектора. Хозяйка бережно сохранила вековой давности лепнину на потолке, а вот стены выкрасила в модный графитовый — впрочем, темный цвет вовсе не делает квартиру мрачной: вдоль бесконечной стены расположились в ряд двенадцать больших окон с видом на набережную Фонтанки, особняк Державина и Молодежный театр. А еще на таком фоне великолепно смотрятся произведения искусства. «Мои первые покупки были случайными и декоративными, но я быстро поняла, что искусство в доме нужно не для развлечения, а для пощечины, для размышлений», — рассказывает Гисич. Теперь она советует всем покупать арт «на вырост»: «Не берите то, что вам нравится и понятно сейчас, позвольте искусству «подтащить» вас к себе».
Я спрашиваю, как она, подающая надежды спортсменка (Марина профессионально занималась художественной гимнастикой), стала одним из самых разборчивых галеристов страны. Оказалось, во всем виноват муж Жан-Габриэль. Во время совместных путешествий по миру французский банкир беспрестанно водил Марину в лучшие музеи и галереи и терпеливо отвечал на вопросы, которыми она его засыпала. Искусство так ее увлекло, что спустя всего три года после знакомства с Жаном Марина решила провести выставку в Париже — смелости ей было не занимать. «Жан, конечно, понимал, что я завалюсь, — говорит она. — Я не знала страну и язык, не представляла, о чем и как говорить с коллекционерами, хотя выбрала отличных художников. И тогда я сказала себе: так, ты в жизни больше никуда не полезешь, пока не будешь к этому готова». Марина вернулась в Питер и взялась за дело: репетиторы по английскому и французскому, частные уроки по истории искусства (одним из ее главных наставников был знаменитый искусствовед Михаил Герман), курсы в Эрмитаже, а потом и учеба в школе искусств в Женеве. Так спортивное упорство помогло ей дорасти до своей галереи (Marina Gisich Gallery находится в том же доме, этажом ниже квартиры) и найти дело жизни.
«Моей главной «вертикалью власти» в дизайне стало искусство. Я возводила стены, ориентируясь лишь на него»
Марина с гордостью замечает, что вся коллекция в доме составлена ею самой — случайных вещей здесь нет. В хозяйской спальне замечаю работу Керима Рагимова: почти точная копия «Вечера на Украине» Архипа Куинджи с разбитым автомобилем Toyota на переднем плане (серия Road OFF Рагимова состоит из четырех произведений: в картины передвижников автор вписал западные внедорожники, попавшие в аварию в России). «Рагимов говорит о том, что даже очень крутые по своей сути западные идеи «ломаются», когда сталкиваются с российской «почвой», русской душой — не выдерживают нашей природы. У нас с Жаном русско-французская семья, и мы каждый день и опровергаем, и доказываем эту метафору. Можем 150 раз поругаться, но неразлучны больше 20 лет», — улыбается Марина.
В августе их дочерям — двойняшкам Саше и Яне — исполняется 16 лет, и мама, которая давно собирает им приданое на свой вкус, впервые позволила девочкам самим выбрать себе подарки: Яне понравилась работа Петра Швецова, а Саше — картина московского арт-дуэта CrocodilePOWER, выставка которого вот-вот откроется в Marina Gisich Gallery. «Сейчас, когда у детей есть эти произведения, я займусь дизайном их комнат, буду подводить под картины гамму и текстиль. Я всегда продумываю интерьер, отталкиваясь от того, какое искусство в нем будет. Раньше это было не так распространено, а сейчас — норма для многих моих коллег», — говорит Марина. Называя дизайнеров коллегами, она не лукавит: свою квартиру Марина «придумала» сама, а некоторые детали интерьера были сделаны на заказ по ее рисункам. Взять хотя бы создающие великолепную анфиладу раздвижные двери.
Она руководит и Marina Gisich Design Studio, которая занимается дизайном жилья и вдобавок объединяет дюжину квартир под сдачу в центре Петербурга, любовно отреставрированных Мариной и оформленных ею искусством из своей галереи. Гисич признается, что жильцы, как правило, не хотят расставаться с работами, которые месяцами видели перед собой, и покупают их. «Когда Екатерина II строила свои дворцы, примерно 1/5 часть их стоимости тратила на декор. Я придерживаюсь того же правила: купили вы дом за 1 млн евро — отдайте 200 тыс. на «декорацию». Вложите эти деньги в коллекционный дизайн, привезенные из разных стран ремесленные объекты и, конечно, в современное искусство», — советует Марина.
Больше всего свою квартиру она любит по утрам, когда сразу после пробежки в Юсуповском саду и душа забирается на подоконник с чашкой капучино и, глядя на воду, настраивается на новый день. А вечерами Марина и Жан встречают гостей: «Иногда вызываем лодку, забираемся в нее всей компанией и по дороге в Мариинский театр пьем аперитив, потом смотрим спектакль и возвращаемся домой к ужину. Зажигаем свечи, включаем музыку, любуемся видом, который пережил все революции и войны... Такое счастье не измеряется деньгами».
В конце разговора она замечает, что собирается строить дом на Финском заливе. «Когда новоселье?» — спрашиваю удивленно. «Вы подумали, что я буду там жить? Нет, это только на выходные! Я не продам квартиру, которую буквально свила, как родовое гнездо, и надеюсь, мои внуки еще будут в ней гостить и вспоминать тех людей, что здесь бывали».
Источник фотографий: Фото: Dmitry Larin // Стиль: Elya Gaevskaya
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess