16 сентября 2020 | Татьяна Паласова
Свободные науки: где и как учатся дети, которые не хотят посещать школу?
Учебный год, наконец, стартовал, но если ребенок не хочет идти в школу или часто возвращается из нее хмурый, подумайте: возможно, стоит поискать другие пути для образования? Сегодня родители могут стать преподавателями, экран компьютера — доской, а уютная гостиная — классом. Где и как учатся дети, которые не сидят за партой от звонка до звонка, рассказывает Татьяна Паласова.
Современные родители все чаще не хотят записывать детей в обычные школы и ищут альтернативные пути для образования. Иногда дети сами упираются и в класс не идут — в Японии для таких даже появился особый термин, futoko. «На самом деле нет ребят, которые приходят в школу с убитой мотивацией к учебе. Все они хотят получать знания, но формальный подход к образованию выхолащивает интерес», — говорит семейный психолог Инна Гришакова, когда я спрашиваю ее о природе такого явления. Другими причинами нежелания родителей отдавать ребенка в обычную школу могут стать проблемы с его здоровьем, частые переезды семьи или занятия профессиональным спортом. К счастью, закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет учиться так, как нравится. Главное, чтобы вовремя были пройдены все аттестации, а уж способ освоить школьную программу найдется.
Остаемся дома
Домашнее образование в России долгое время считалось элитарным, однако с развитием технологий все изменилось: сегодня год в виртуальной школе стоит меньше, чем месяц в частной московской гимназии, а все, что нужно для учебы, — быстрый компьютер и надежный интернет. Тогда как в Канаде и США самостоятельно учатся перед мониторами ноутбуков миллионы детей — да, и малыши тоже! — в российских онлайн-школах счет пока идет на тысячи, но число заинтересованных растет. На образовательных платформах собраны курсы с 1 по 11 класс по всем предметам, видеоуроки и учебники, а также проходят занятия в режиме реального времени. Экстернат «Фоксфорд» (externat.foxford.ru), кроме прочего, разрабатывает для учеников «индивидуальный образовательный маршрут» (программу с учетом интересов и способностей ребенка) и бесплатно каждому назначает куратора, а платформа InternetUrok.ru сразу предлагает «прикрепиться» к одной из своих школ-партнеров для аттестаций. Впрочем, виртуальное обучение вовсе не обязательно должно вытеснять традиционное — оно может быть и просто подспорьем. Как это работает, мы увидели во время карантина, когда дети поголовно стали хоумскулерами. Чемпионка мира по бальным танцам, 13-летняя Тоня Худякова в дистанционке — профи. Она живет в Майами, а учится сразу в российской и американской школах («Когда я в Америке, иду в школу там, а московская остается на дистанционке, когда прилетаю в Москву — все наоборот»). Спрашиваю Тоню, хотела бы она вообще прекратить ходить в классы, ведь при ее графике тренировок куда удобнее учиться онлайн. В ответ она улыбнулась: «Школа — это же не только про образование. Там мы общаемся, дружим, учимся всему этому. Если все будут сидеть по домам за компами, то как найти друзей? Я люблю ходить в школу и очень хочу обнять своих одноклассников, нарушая социальную дистанцию». С ней соглашается и Инна Гришакова, ссылаясь на то, что ребенок в школьные годы проходит сложные этапы взросления и, безусловно, нуждается в проводнике, которым выступает учитель.
Дело семейное
Иногда родители хоумскулеров объединяются, чтобы обучать детей сообща. Разумно: вместе проще выбирать методику, оплачивать услуги педагогов, решать вопросы аттестации, да и просто страховать друг друга на крутых поворотах воспитания. Общественная организация «Семейные школы» (семейные-школы.рф) включает более 20 участников из разных городов страны. В прошлом году список пополнил московский семейный клуб «ЛиБрейн» (librain.msk.ru). Его основательница Анна Коровина с детства мечтала учиться в такой школе, где искусство значит не меньше, чем математика, и, когда ее дочь стала проявлять интерес к живописи («В шесть лет ей уже нравился Рубенс, а ее сверстницы фанатели от Winx»), начала действовать. «Я хотела создать такое место, где дети могли бы постоянно находиться в атмосфере доверия и развиваться творчески», — говорит она. Сейчас в «ЛиБрейн» состоит 15 семей, возраст воспитанников — до 12 лет, но принимают всех без ограничений. Кроме школьных дисциплин, ребята занимаются музыкой, театром, историей искусства и даже каллиграфией. Одни проводят в клубе весь день, другие приходят после уроков в обычной школе, как на продленку. «Мы не называем детей учениками, да и взрослые у нас — не учителя, они наставники, всегда готовые поддержать, рассказать и помочь», — поясняет Анна. Это и правда совсем не похоже на образовательное учреждение; скорее — творческая коммуна, сообщество единомышленников. На праздники ставят спектакли и все вместе придумывают концерты, а по вечерам часто собираются большой компанией, чтобы просто поговорить и поиграть в настольные игры. На концепцию клуба Анну вдохновили идеи Михаила Казиника — культуролога, искусствоведа, автора методики «Школа будущего» и комплексного ассоциативного подхода к развитию мышления. Пройдя у него обучение, Анна стала использовать его принцип «от образа — к информации, от искусства — к науке» на своих занятиях, а сам Михаил Казиник начал курировать проект, и это уже роднит «ЛиБрейн» с авторской школой.
Слово автору
В нынешнем году исполнится 150 лет со дня рождения Марии Монтессори, первой в Италии женщины-врача и автора одной из самых известных педагогических методик в мире. Ее главный принцип — «Помоги мне сделать это самому»: взрослый лишь помогает ребенку раскрыть способности, заложенные в нем природой. В Монтессори-садах, где создана особая развивающая среда, дети играют, учатся и работают со специальными материалами почти без вмешательства воспитателя, при этом в комнате всегда царит идеальный порядок — о самостоятельности и дисциплинированности Монтессори-малышей ходят легенды, за что эту систему обожают родители. В России методика чрезвычайно популярна, однако чаще ассоциируется только с детскими садами и начальной школой, хотя ее создательница продумала сценарий воспитания от рождения до 24 лет. В «Московской Монтессори школе» (mosmontessori.ru) программы для детей от 0 до 12 лет (по ним занимаются более 70 воспитанников) недавно были дополнены курсом для подростков 12-15 лет. Московских педагогов часто навещают коллеги из США, Великобритании, Канады и других стран, где по методике Монтессори давно занимаются и с ребятами старшего возраста (некоторые зарубежные воспитатели постоянно работают в школе). Валентина Зайцева, основавшая школу в 2009 году, говорит, что сразу делала ставку на международный формат: еще один плюс системы в том, что организация пространства и педагогический подход в Монтессори-садах и школах одинаковы во всем мире — это помогает детям испытывать меньше стресса, скажем, при переезде в другую страну. В школе надеются, что в 2020/2021 учебном году в подростковом классе будет как минимум 10 учеников, и тогда столичные педагоги смогут шагнуть дальше и заняться курсом для старшеклассников.
Полезные книги о (не) школьном образовании и воспитании
Как получать удовольствие от школы, зачем расписание, если учишься дома, и может ли непоседа стать ответственным? Книги с практическими советами и полезными упражнениями написаны для родителей, но помогают и детям.
Гении места
В России тоже были и есть собственные авторские методики. Например, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Евгений Ямбург стал автором методики «адаптивной школы»: он считает, что не ребенок должен подстраиваться под школу, а она под него. Свои идеи педагог реализует на базе центра образования № 109 в Москве («Школа Ямбурга»), где работает директором. Этот центр — настоящий оплот инклюзивного образования, ведь наравне с обычными ребятами в нем занимаются дети с самыми разными особенностями развития. Почему центр? Кроме обычной школы, здесь есть детский сад, конноспортивный клуб для занятий иппотерапией, школа художественных ремесел и даже свое объединение путешественников. Еще один легендарный педагог — Александр Тубельский — в 1990-х установил в московской школе № 734 полную демократию: ученики стали в ней «гражданами» и написали свои законы, по которым договорились жить. Например, могли составлять расписание, определять формат уроков, решать, как ухаживать за прилегающей территорией. Так самая обычная школа стала известной «Школой самоопределения № 734 им. А. Н. Тубельского». Именно ее выбрала для своих троих детей Инна Гришакова. Младший, Лев, окончил в ней первый класс и вспоминает, что в школе всегда было много места для беготни, а учителя не ставили оценок, вместо них награждая ребят наклейками. «Я считаю, чем больше школа похожа на нормальную внешкольную жизнь, тем лучше. Все закрытые системы порождают размывание внутренних границ, потребностями человека начинают пренебрегать, — говорит Инна. — В хорошей школе учитывают потребности детей разных возрастов. А еще там должно быть безопасно, интересно, весело и тепло всем — и детям, и взрослым»
Источник фотографий: Pexels
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess