7 октября 2019
Чего миллениалы хотят от работы и как меняют правила игры
Разбираемся, чего ждут миллениалы от работы и почему старые схемы больше не работают.
Миллениалы — едва ли не самое перспективное поколение для современного социума и бизнеса. Наибольшее внимание психологов и эйчаров сейчас направлено именно на тех, кому до 30. По некоторым данным, к 2025 году в структуре мирового рынка труда именно поколение Y будет составлять около 75%. Не случайно в 2019 году Forbes презентовал новый проект о «лучших из лучших» — «30 до 30». Масштаб отраслей, успешных идей и взлетевших стартапов потрясает.
Чтобы разобраться в вопросе, мы попросили Татьяну Долякову, основателя кадрового агентства ProPersonnel, рассказать, чем отличаются миллениалы в работе от других поколений и как удержать ценного сотрудника, если вы — большой босс.
Ценности миллениалов
Миллениалы, скорее, «проектные» сотрудники, им должно быть интересно, много разных задач, идей, проектов. При этом их рабочая мотивация не всегда стабильна. Активность миллениалов и множество их интересов приводят к завышенным ожиданиям от работы, а именно — к работодателю, уровню зарплаты, балансу рабочего и личного. Последнее, согласно многочисленным опросам, традиционно на протяжении нескольких лет лидирует в топ-3 решающих факторов при выборе работодателя.
Психологи считают, что миллениалы отличаются от других поколений несколькими важными качествами:
Активность. Многие уже попробовали предпринимательство, запустили успешные стартапы к 24–28 годам, пытаются создать новые продукты и продавать их через Instagram, перейти на альтернативные формы занятости — фриланс, удаленную работу, проектную и творческую деятельность.
Индивидуализм. Миллениалов отличает куда более высокая потребность в самовыражении, чем у их предшественников.
Мобильность и необходимость «воздуха». Путешествия весят выше покупки собственных квартиры, машины в кредит и даже семейной жизни.
Ценности. Среди самых важных — экология и ЗОЖ, волонтерство и социальная деятельность, путешествия и осознанное потребление.
Индивидуальность. Интерес к выстраиванию личного бренда, собственного стиля, разнообразию и возможностям, оригинальности.
Ну и, конечно, владение технологиями, диджитал-грамотность и коммуникабельность.
Какие профессии выбирают миллениалы
В России ввиду ее масштабности и географии ситуация отличается по мегаполисам и регионам. Сейчас поколение Y само может выбирать вакансии, компании, зарплаты, даже страны — совсем не так было в России в тяжелые постперестроечные годы. Теперь появился выбор, возможности. В условиях рыночной экономики многие не хотят работать за минимальные деньги — но эта ситуация справедлива только для больших городов. В регионах выбор меньше и может быть один-два ключевых работодателя, — отсюда миграция лучших специалистов в крупные города и даже за границу.
Те, кому 24–28, выросли уже в цифровую эпоху, на соцсетях и в условиях новых медиа, поэтому многие выбирают вакансии в этих направлениях: SMM, контент-менеджер, блогер, инфлюенсер, тревел-влогер, fashion-консультант и далее по списку. Другой тренд — это профессии на стыке специальностей и отраслей, чаще с ИТ: так интереснее и креативнее. Это 3D- и веб-дизайн, Digital, CRM-маркетинг, веб-аналитика, креативный консалтинг. Третье, что важно отметить, — девушки стали более активно выбирать профессии, которые долгое время считались неженскими: ИТ и программирование, технологии в промышленности, науку.
Чем увлечь миллениала?
Миллениалы ждут быстрых эмоциональных дивидендов от выбранной работы, а это удовлетворенность и быстрые результаты, креативность, творческие задачи, гибкий график, комфортные офисы, геймификация рабочих процессов. Они не планируют и не выбирают карьеру на всю жизнь, как их родители и деды, могут менять компанию и даже профессию раз в 1–2 года. Поколение Y смотрит вакансии не только у себя в городе, но и в других странах. С другой стороны, у миллениалов есть желание попасть в «хорошую» компанию, работать с интересным брендом, а это зачастую крупные организации с развитой структурой, выстроенными бизнес-процессами, «бюрократией» — к ним-то игреки готовы далеко не всегда.
Российскому бизнесу приходится конкурировать за лучших молодых специалистов не только друг с другом, но и с зарубежными компаниями: зачастую миллениалы (особенно выпускники технических специальностей ведущих российских вузов) востребованы и за границей. Компаниям определенно нужно создавать интересную экосистему, чтобы представители поколения Y оставались и работали с такими же креативными и интересными коллегами. Поэтому в условиях борьбы за таланты крупные, а вслед за ними и средние компании делают ставку на индивидуальный подход, вводят системы бонусов, внедряют в рабочие процессы геймификацию, новые фишки — все для того, чтобы удержать и дать миллениалам возможность самореализации.
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess