27 октября 2023
«Мама, можно я пойду на танцы?»: статья для всех, кому было нельзя заниматься творчеством
Между человеком и искусством часто встает непреодолимый барьер. Между восьмилетней девочкой, которая хочет научиться играть на рояле, и желанным инструментом в бабушкиной гостиной зачем-то встает та самая бабушка, которая на пушечный выстрел не будет подпускать ребенка к священным запылившимся клавишам
Профессиональный танцор Александра Мартынова вместе с психологом, тренером, автором обучающих программ для взрослых и детей — Дарьей Франковской рассуждают, всем ли людям можно заниматься творчеством, и есть ли кто-то, кому нельзя ходить в хореографические кружки, а лучше держаться подальше от мира искусства.
Стандарты и претензии к мастерству в нашей культуре настолько высоки, что даже учиться прекрасному и познавать мир позволено далеко не всем, а только везучим единицам. При малейшем признаке невиртуозности на ребенке часто ставят крест, чтобы родителям «зря время не тратить». Жесточайший кастинг обязаны проходить артисты балетов, театральные служащие, это понятно. Гимнасток, представляющих свою страну на Олимпийских играх, ежедневно взвешивают и стягивают все волосы в идеальный пучок, чтобы те держали марку и достойно представляли профессию на Олимпе.
О мастерах своего дела
Не зря в театре «служат», а не «работают». Занимаясь творчеством, ты действительно обязан постоянно тормозить свое эго, не заигрываясь на ярмарке тщеславия, помня, что искусство творится через тебя, ты — это радио, которое должно само себя настроить и привести антенны в такое состояние, чтобы через тебя другим было слышна информация, которая через тебя должна пройти.Когда в 1984 году Галине Улановой при жизни установили памятник, она скромно сказала: «Памятник не мне, а балету»Но не все же мы с вами великие примы Большого театра. Не всем в книге судеб написано сложить свою жизнь в распоряжение большому (не нами выбранному) таланту и что-то такое вселенски важное исполнить в поворотный момент истории. Что ж, неужели всем, кто не Уланова, сидеть до конца дней в зрительном зале и завидовать? Есть хоть одна объективная причина, почему всем кому ни попадя, нельзя петь, танцевать, рисовать, лепить из глины, сочинять стихи, писать сказки или декорировать дом?
О возможности ошибаться
Многим повезло. Тем, кому в детстве давали пробовать и ошибаться. Что эти свободные люди и продолжают делать во взрослом возрасте. Они когда-то сами стали себе взрослыми и выполняют в своей же жизни функцию родителя, и любой каприз, как говорится, исполняется счастья ради. Хочешь в 55 пойти учиться петь? Да, на здоровье, иди, пожалуйста.Как можно не допустить новичка до занятия для новичков? В нашем мире встречаются «авторитетные взрослые», самоуверенно берущие на себя функцию всезнающих цензоров. Безусловно, не каждый имеет данные, чтобы называться студентом Академии Русского Балета им. Вагановой. Но каждый имеет право зайти в класс, где опытный педагог поможет ему к большому искусству прикоснуться, сделать свои первые шаги в чешках.
Например, танцы
Если мы говорим о танце, то мы говорим о проявлении, которое естественно и абсолютно натурально для каждого человека. Ощущать себя в движениях, приплясывать в хорошем настроении, топать ногами в приливе злости — это часть природы человеческой, наше тело живое, оно должно говорить. Балы, милонги, дискотеки: это часть жизни общества. Танцы ли это на песке в африканской деревне или фокстрот во дворцовом зале, медленное танго в баре с приглушенным светом и пьяным пианистом или ритуальные празднования в храме на очередной индуистский праздник. Танцы и музыка — это универсальный язык нашей цивилизации, на котором разговаривают во всех точках мира. Кто-то говорит свободно, а кто-то стесняется.«У него не получится, пусть даже не позорится»
Фундамент этого невежественного родительского заявления строится на какой-то нереалистичной идее о том, что творчеством занимаются только Моцарты и Матиссы: заходишь в танцевальный класс — а там одни гении. Ну разве это так? Вот, что на эту тему рассказывает Дарья. Помимо запрета на творчество есть ведь и насилие творчеством, когда тебя, например, бесконечно заставляют долбить по клавишам. И тот и другой вариант разъединяет человека с его внутренним Творцом, внутренним создателем.Творчество делает человека более психически здоровымФрейд рассматривал творчество, как альтернативу неврозу, так как художник обладает способностью превращать свои фантазии в творения, а не в симптомы. Умеет разделенные части объединять в целое, а фантазии встраивать в реальность. То есть, согласно Фрейду, творчество делает человека более психически здоровым. Что может, кстати, не соответствовать некоторым стереотипам о творческих людях, но мы не знаем, что было бы с Ван Гогом или Дали, если бы они не рисовали. На мой взгляд важно еще отличать творческий акт от механического навыка владеть музыкальным инструментом, кистями, карандашами или свои телом. В творческом акте вы не играете на пианино, вы используете пианино для создания новой реальности, я бы сказала вы играете через пианино, играете через собственное тело, играете через карандаш. В этом есть спонтанность, свобода и соединение со внутренним своим Творцом.
Если вы никогда не занимались творчеством — идите. Если вам отбили тягу к творчеству в детстве — возвращайте. Только не занимайтесь творчеством из ума. Играйте в творчество, словно ребенок. Поиграйте на пианино локтями и кулаками, купите большой лист бумаги и вылейте на нее всю палитру или порисуйте пальцами. Включите музыку, прислушайтесь к своему телу, и, пусть оно двигается за музыкой, пусть делает то, что хочет. Пробуйте разное!
Источник фотографий: Соцсети
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess