19 октября 2021 | Татьяна Паласова
«Мне не приходилось делать выбор между работой и семьей», — Диана Вишнева о счастье на сцене и в жизни
Сегодня, 19 октября, во Всемирный день балета, вспоминаем наше интервью с одной из главных прим-балерин современности, которая нашла время в плотном графике и приоткрыла занавес своей жизни перед U magazine
Диана Вишнева давно больше, чем прима-балерина Мариинского театра, — она художник, который ежедневно находится в поисках новых форм в искусстве. То, что нам удалось найти в графике балерины небольшое окно и поговорить откровенно, для U magazine настоящее счастье.
В мае этого года Диана Вишнева прилетела в Москву представить фильм «Слепок», созданный фестивалем Context. Diana Vishneva совместно с фондом Aksenov Family Foundation при содействии Пушкинского музея. Пять хореографов поставили пять эпизодов, посвященных разным вехам в истории искусства — от Античности до Ренессанса. Наутро после премьеры она звонит из «Метрополя», где ее всегда ждет номер с видом на Большой. Я понимаю, как дорого ее время, но первые бесценные десять минут беседы все равно трачу на то, чтобы поделиться восторгом от увиденного.
Иногда недооцениваешь какие-то моменты, а потом оглядываешься назад и понимаешь, как же ты был счастлив тогда
В том, что известная на весь мир балерина играет главную роль в фильме и вот-вот выйдет на драматическую сцену в «Левше», нет особенного сюрприза: страсть Вишневой к экспериментам в профессии границ не имеет. В 2011 году прима Мариинки и Американского театра балета, уже имевшая опыт работы с разными постановщиками, от Джона Ноймайера до Охада Наарина, написала мэйл Полу Лайтфуту, хореографу Нидерландского театра танца (NDT), о желании поработать с ним. Пол, делавший только современные спектакли (никаких пуантов и пачек) и только для своей труппы, планировал вежливо отказать русской классической балерине, а в итоге позволил ей станцевать в своем балете «Объект перемен», поставленном совместно с Соль Леон, привез театр на гастроли в Россию, да еще и на эфир к Урганту заглянул.
Шаг в будущее вместе с Acer: участвуйте в конкурсе и создайте виртуальную одежду, о которой скоро узнают все Читать
В драматический театр ее тоже привел интерес — и Евгений Миронов. Однажды после благотворительного вечера фонда «Артист», на котором Диана танцевала с Владимиром Малаховым, она призналась худруку Театра Наций, что хотела бы поработать с ним. Миронов тут же спросил, видела ли она «Цирк» Диденко, — и она, конечно, видела. «Он был удивлен, что я так хорошо знакома с репертуаром многих театров, ведь времени у меня в обрез. Но на самом деле именно это всегда давало мне отдых от плотной занятости», — рассказывает Вишнева. А спустя какое-то время Миронов предложил ей участие в «Левше». Добавил, что хореограф — Владимир Варнава. Спросил: «Вы с ним знакомы?» Она не просто была с ним знакома — Варнава участвовал в первом фестивале Context, и она танцевала в его балете «Петрушка». Естественно, Диана тут же согласилась. Потом Миронов осторожно узнал, смотрела ли она «Шинель» с Мариной Нееловой в роли Башмачкина (конечно же, да): заранее был уверен, что она, исполнившая мужскую партию Петрушки, захочет играть тульского мастера, но балерина давно про себя решила, что будет Блохой. Так и обсуждали роль: Миронов говорил про Левшу, Диана — про Блоху, пока путаница не открылась и оба не рассмеялись. Еще в 2007 году Андрей Могучий поставил авангардный спектакль «Silenzio. Диана Вишнева», в котором Диана была главной героиней и танцовщицей, и теперь балерина намерена расширять свои возможности в драматическом искусстве. «К полноценной роли я пока не готова, но, надеюсь, реплики у меня все же будут — хочется попробовать», — улыбается она. У меня нет сомнений: если ей хочется — сбудется.
Она и со своим телом смогла договориться, когда в балетной школе строгие учителя убеждали, что данных у нее нет, и у станка в Академии Вагановой приходилось работать вдвое усерднее остальных. «Как вы воспитываете ребенка, так можно воспитывать и свои мышцы, — говорит она. — Движение важно для эмоционального баланса. Кто-то находит себя в фитнесе, кто-то — в йоге, беге. Но еще важен человек, который вас приведет к спорту. У меня так было с пилатесом. Сколько бы меня ни убеждали, что он мне понравится, я до недавних пор просто не встречала людей, которые бы меня им заразили. А сейчас понимаю, как это было нужно моему телу». Она постоянно в поиске новых тренингов и сейчас в своей студии Studio Context в Петербурге вместе со штатом профессионалов заражает танцем всех желающих, независимо от уровня подготовки, возраста и комплекции.
У Дианы Вишневой очень выразительный взгляд, но стоит ей пошутить, и глаза тут же становятся озорными, как у задумавшего шалость ребенка. Когда спрашиваю, давно ли она ловила себя на мысли, что абсолютно счастлива, удивляется вопросу: «Каждый день себя так ощущаю. Я была бы несчастной, если бы меня кто-то в чем-то ограничивал, но мне никогда не приходилось делать выбор между работой и семьей. Встреча с будущим мужем произошла в тот момент, когда у меня уже была серьезная карьера — и все просто вошло в свою колею». Со временем муж Дианы, Константин Селиневич, стал ее продюсером и верной опорой во всех делах, а сейчас пара воспитывает сына Рудольфа-Виктора — в мае малышу исполняется три года. Среди самых главных событий, вызывающих то самое радостное волнение, от которого становится трудно дышать, Диана вспоминает грандиозный вечер в Метрополитен-опере, устроенный в ее честь Американским театром балета, когда на пике успеха после 13 лет верной службы она решила покинуть труппу. А потом задумчиво добавляет: «Знаете, иногда бывает, не замечаешь какие-то мгновения, а позже оглядываешься и понимаешь, как же ты был счастлив тогда».
В ней столько жизни и кипучей энергии, что невольно задаешься вопросом: а как она отдыхает? «Море и океан наполняют силами. Меня поразил Позитано, где я побывала на острове Ли Галли, которым в свое время владели знаменитые танцовщики Леонид Мясин и Рудольф Нуреев. А зимуем мы в Майами — недавно провела там месяц. Хотя любимых мест у меня нет. Мне нравится открывать новое».
Дмитрий Крымов – о новом спектакле «Двое» и том, как работают великие режиссеры Читать
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess