18 сентября 2019

Как искусство помогает предотвратить экологическую катастрофу

Экотренд шагает по планете: художники высаживают деревья, делают острова из мусора, вываливают глыбы льда посреди городов, создают новые миры, изучая колонии пауков, — и все для того, чтобы привлечь внимание к губительному воздействию человека на природу и будущее земли.

Художники за экологию — яркий тренд в актуальном искусстве. У него нет четкого термина («экоарт» часто используется, но не вошел в официальные словари), как нет и единой системы образов или правил. Но с конца 1960-х годов искусство, как мощный радар, всегда улавливающий главные социальные тенденции и проблемы, говорит о губительном воздействии человека на природу и будущее планеты, а в последние 10 лет — и вовсе кричит от этом. 

Дан Пержовски. Рисунки к выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030—2100» в Музее «Гараж», 2018. фото № 1
Дан Пержовски. Рисунки к выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030—2100» в Музее «Гараж», 2018.

Олафур Элиассон. Ice Watch, 2018. Глыбы льда перед галереей Тейт Модерн, в Сити и других районах Лондона как призыв подумать о глобальном потеплении фото № 2
Олафур Элиассон. Ice Watch, 2018. Глыбы льда перед галереей Тейт Модерн, в Сити и других районах Лондона как призыв подумать о глобальном потеплении

В отличие от экодизайна или экоархитектуры, сосредоточенных на практической стороне — использовании переработанных материалов и естественных источников энергии, — искусство оперирует образами. Его главная задача — с помощью идей и эффектного визуального воплощения достучаться до зрителей и помочь предотвратить экологическую катастрофу. В ход идут разные жанры — видео, объекты, инсталляции, исследовательские проекты. В них художники рассказывают, что происходит с окружающим миром, предсказывают будущее, размышляют о том, как человечество оказалось в нынешней точке развития, и напоминают, что человек — часть экосистемы, которую необходимо сохранить.

Агнес Денес. Пшеничное поле. Противостояние, 1982. Восемь квадратных метров пшеницы в самом дорогом районе Манхэттена — наглядное выражение вопроса о том, что мы выберем: живую природу или каменные джунгли? фото № 3
Агнес Денес. Пшеничное поле. Противостояние, 1982. Восемь квадратных метров пшеницы в самом дорогом районе Манхэттена — наглядное выражение вопроса о том, что мы выберем: живую природу или каменные джунгли?

Studio Drift. Трехмерная инфографика «Материализм. Фольксваген Жук», 2018. Так выглядит автомобиль, разобранный на составляющие его материалы (алюминий, резина, смола, конский волос), каждый из которых по-своему влияет на экологию. фото № 4
Studio Drift. Трехмерная инфографика «Материализм. Фольксваген Жук», 2018. Так выглядит автомобиль, разобранный на составляющие его материалы (алюминий, резина, смола, конский волос), каждый из которых по-своему влияет на экологию.

«Бабушкой экоарта» можно считать Агнес Денес, венгерскую художницу-концептуалистку, живущую в Нью-Йорке. В 1968 году перформанс «Рис / Дерево / Погребение», во время которого она обвязала цепью деревья в знак вмешательства человека в естественные процессы, стал первым из известных обращений художников к экологическим проблемам. Слишком философским, чтобы привлечь широкое внимание. Куда более резонансной оказалась акция «Пшеничное поле. Противостояние» 1982 года. На свалке в районе Нижнего Манхэттена, в паре кварталов от Уолл-стрит с фондовой биржей, символа «всех денег мира», Денес высадила пшеницу, которая четыре месяца росла и колосилась на фоне небоскребов. Ей пришлось привезти 200 грузовиков хорошей земли, пшеницу поливали и обрабатывали от паразитов, а в финале собрали урожай. Парадокс: в месте, где не только земля, но, кажется, и воздух стал «золотым», вопреки коммерческим интересам, появился «неуместный» фрагмент природы, который на самом деле может обеспечить город пищей. Для художницы это был способ поговорить о человеческом выборе и приоритетах, для зрителей — наглядно выраженное противостояние урбанистики и природы. В том же году на другой стороне Атлантики немецкий концептуалист Йозеф Бойс начал высаживать семь тысяч дубов в разных городах Европы от Германии до России. С тех пор экология занимает художников все больше, и ни один серьезный смотр современного искусства уже не может обойти эту тему.

Ай Вэйвэй. Разлитая нефть, 2006. Фарфоровые кляксы нефти — реакция художника на одну из главных экопроблем фото № 5
Ай Вэйвэй. Разлитая нефть, 2006. Фарфоровые кляксы нефти — реакция художника на одну из главных экопроблем

Дан Пержовски. Рисунки к выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030—2100» в Музее «Гараж», 2018. фото № 6
Дан Пержовски. Рисунки к выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030—2100» в Музее «Гараж», 2018.

Важное имя сегодня — Лор Пруво. В этом году ее можно было застать на Венецианской биеннале. Тотальная инсталляция «Глубокое синее море окружает тебя» в национальном павильоне Франции оказалась едва ли не чемпионом по попаданию в инстаграм. Главный ее герой — осьминог, по словам художницы, «самое древнее разумное существо на планете». Инсталляция построена из муранского стекла, скульптур, видеопроекций и обычных предметов — мусора. У осьминога нет памяти, он не может передать накопленные знания о мире и воспоминания о том, каким он был раньше. Но ведь у человека память есть? Пример метафорического подхода к проблеме.

Патриция Пиччинини. Помет, 2010. Реалистичные существа, смоделированные на основе ДНК, — соединение искусства и генной инженерии. фото № 7
Патриция Пиччинини. Помет, 2010. Реалистичные существа, смоделированные на основе ДНК, — соединение искусства и генной инженерии.

Дан Пержовски. Рисунки к выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030—2100» в Музее «Гараж», 2018. фото № 8
Дан Пержовски. Рисунки к выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030—2100» в Музее «Гараж», 2018.

А вот подход научный. Томас Сарацено соединяет искусство с биологией, антропологией, астрофизикой и инженерией. В музее К21 в Дюссельдорфе под стеклянной крышей буквально парит его инсталляция «На орбите» из натянутой сетки и прозрачных сфер. Зрителей приглашают забраться внутрь. Мы так беспощадно используем ресурсы планеты, что она истощена, и пора бы дать ей от нас отдохнуть, организовав себе другое жизненное пространство, — вот главная идея. Утопия, но из таких фантазий, по мнению художника, рождаются инновационные решения. Новые миры Сарацено сплетает, изучая колонии пауков. Его «паутины» тоже можно было найти в Венеции, в основном проекте биеннале, и на большой выставке об экологических проблемах в «Гараже».

Марина Зурков. Мезокосм, 2012. Фильм о карстовой воронке в Техасе — гигантском провале в земле, появившемся из-за нефтяных разработок. фото № 9
Марина Зурков. Мезокосм, 2012. Фильм о карстовой воронке в Техасе — гигантском провале в земле, появившемся из-за нефтяных разработок.

Тита Салина. 1001-й остров — самый устойчивый остров архипелага, 2015. Индонезийская художница собрала пластик у берега в окрестностях Джакарты, сделала из него плавучий остров и вышла на нем в океан. фото № 10
Тита Салина. 1001-й остров — самый устойчивый остров архипелага, 2015. Индонезийская художница собрала пластик у берега в окрестностях Джакарты, сделала из него плавучий остров и вышла на нем в океан.

Что будет, если человек не остановится, — об этом говорят многие художники. Немецкий театр Rimini Protokoll, известный иммерсивными спектаклями (в Москве как раз последний сезон идет их Remote Moscow), придумал инсталляцию win><win (ее показывают в «Гараже»). 20 минут зритель проводит рядом с медузами, плавающими в красиво подсвеченном аквариуме. Бессмысленное с точки зрения человека существо, у которого нет мозга, появилось на планете 670 миллионов лет назад и умеет приспосабливаться к любым изменениям климата, в отличие от высокоразвитых видов. Среди самых впечатляющих проектов последних лет — груды льда из Гренландии, вываленные датчанином Олафуром Элиассоном на улицах Лондона, чтобы напомнить о глобальном потеплении. Китаец Цай Гоцян собирал собственный Ноев ковчег, который может снова понадобиться, а его соотечественник Ай Вэйвэй выставлял «нефть», сделанную из фарфора. Способов рассказать о теме множество, но главная мысль у всех художников одна: «У нас нет запасной планеты».

Текст: Ирина Осипова

Rimini Protokoll. win><win, 2017. Иммерсивный проект немецкого театра, главные герои которого — человек и медуза. Один — венец творения, другие — мастера приспособления к любым условиям. Кто из них переживет экологическую катастрофу? фото № 11
Rimini Protokoll. win><win, 2017. Иммерсивный проект немецкого театра, главные герои которого — человек и медуза. Один — венец творения, другие — мастера приспособления к любым условиям. Кто из них переживет экологическую катастрофу?


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147