11 марта 2020

История 3 самых необычных татуировок

В Пушкинском музее на этой неделе открылась выставка «Тату», исследующая одну из древнейших практик модификации тела. Организаторы предложили не ограничиваться исключительно научным подходом и попытаться осознать художественное измерение татуировки. Мы отобрали несколько ключевых экспонатов, раскрывающих историю этого явления и позволяющих проникнуть в его суть.

«Американский принц» и Жан-Батист Кабри

Истоки современной западной татуировки традиционно принято связывать с дальними мореплаваниями, хотя у этой практики есть свои древние корни в Европе. Так, например, мумия Этци, возраст которой превышает 5200 лет, является самым древним доказательством существования татуировки в Западной Европе. Татуировки носили кельтские племена пикты, бритты, скотты, а также германцы, тевтоны и саксы. Однако в IV веке в дело вмешалась религия — в 313 году римский император Константин, провозгласивший свободу отправления христианского культа, ввел запрет на лицевые татуировки, а потом эта практика была полностью запрещена собором 787 года в Калкуте (Англия) как пережиток языческих суеверий. 

Именно благодаря Великим географическим открытиям началась новая история татуировки, в ходе которой сформировались ее современная визуальная традиция и символический язык. Открытие Нового Света и островов Тихоокеанского региона заново представило татуировку европейцам в двух формах: в рисунках, сделанных во время путешествий, и на телах привезенных туземцев. Изображения экзотических нательных украшений распространялись в Европе главным образом через гравюры, сделанные на основе зарисовок из путешествий. Такое опосредованное знакомство с традициями чужеземных народов неизбежно приводило к искажениям. С одной стороны, стремление художников достоверно задокументировать увиденное сочеталось с невольным следованием устоявшимся европейским изобразительным традициям. Поэтому «дикари» нередко представали в форме классицистических фигур или сентиментальных героев, их изображали на фоне идиллических пейзажей, наряжали в пышные одежды и порой наделяли греческим профилем. С другой стороны, эти изображения содержали дополнительные детали и выдуманные атрибуты «экзотичности», которые соответствовали господствовавшим в европейском обществе представлениям о диких каннибалах или «благородных дикарях».


Другой формой знакомства европейского общества с традициями туземцев, являлся непосредственный контакт с гостями из дальних стран. Первые туземцы из Нового Света прибыли в Европу еще с Колумбом в марте 1493 года и с тех пор представителей экзотических народностей постоянно привозили на потеху публике. Интересное свидетельство этой практики представлено на выставке. На немецкой гравюре XVIII века изображен татуированный мужчина — один из двух «американских принцев», в 1719 году привезенных в Европу из Южной Каролины Джоном Пайтом. Чтобы обеспечить успех у публики своим татуированным рабам, Пайт придумал легенду, назвав их индийскими принцами, и дал экзотично звучащие имена — Souoase Oke Charinga и Tuskee Stanagee. Татуировки покрывали все их тело и лица, согласно описанию, это были изображения змей, солнца, которому они, вероятно, поклонялись, драконы, иероглифы и другие знаки. В 1722 году «принцы» оказались в Лейпциге, где их впервые запечатлели на гравюре. Во время крещения в 1727 году они получили новые имена, и Tuskee Stanagee в крещении стал Августом Кристианом, именно он запечатлен на гравюре, представленной на выставке. 

Неизвестный автор. Портрет Жан-Батиста Кабри. Гравюра (Фото с экспозиции) фото № 1
Неизвестный автор. Портрет Жан-Батиста Кабри. Гравюра (Фото с экспозиции)

Помимо привезенных в Европу аборигенов еще одной крайне интересной областью контакта между культурами были европейцы, в силу разных причин оказавшиеся в отдаленных землях и проживавшие среди местных обитателей. Наиболее распространенные истории — это вернувшиеся из многолетнего плена жители Европы. Одним их самых известных героев подобной истории был француз Жан-Батист Кабри, которого экспедиция Крузенштерна встретила на острове Нук-Хива. За время, проведенное на острове, Кабри полностью ассимилировался с местными обитателями, а его тело и лицо покрылись татуировками. В описании экспедиции есть изображение Кабри, запечатлевшее его нательные рисунки. Однако француз показан с модной европейской прической и бакенбардами, а его набедренная повязка больше походит на полноценное одеяние, особенно в сравнении с изображениями местных жителей.

Вместе с экспедицией Кабри уехал в Россию, после чего вернулся в родную Францию, где выступал на ярмарках под именем Кабри Татуированный (Kabris le Tatoue). На выставке можно увидеть еще одно знаменитое изображение Кабри — уже в качестве участника представлений. Чтобы удовлетворить запрос европейской публики, не разочаровать ее и соответствовать господствовавшим в то время представлениям о «дикарях», французу пришлось нарядиться в условный костюм из перьев и листьев, не имевший ничего общего с одеяниями маркизцев. При сравнении этого изображения с тем, которое было сделано на Нук-Хива, можно заметить, что помимо экзотического реквизита добавились и новые татуировки. 

Вернер (гравер). Изображение «американского принца» Tuskee Stanagee, в крещении Августа Кристиана. Германия, Эрфурт. Первая четверть XVIII века (1725 (?). Государственный исторический музей, Москва. Из коллекции графики П. Я. Дашкова (1849–1910) фото № 2
Вернер (гравер). Изображение «американского принца» Tuskee Stanagee, в крещении Августа Кристиана. Германия, Эрфурт. Первая четверть XVIII века (1725 (?). Государственный исторический музей, Москва. Из коллекции графики П. Я. Дашкова (1849–1910)

Супруги Вагнер и легендарная Артория

В XIX веке в Америке были популярны истории об опасности «мира дикарей», содержащих, в частности, рассказы об обычае «туземцев» татуировать пленных. Подобные истории усиливали страхи и любопытство широкой публики. И это любопытство рождало спрос. В 1851 году американский импресарио Дэн Райс в цирковых представлениях демонстрировал татуированного человека по имени Джеймс Ф. О’Коннел. Ирландский матрос во время путешествия в Океанию попал в плен к туземному вождю, который привез моряка на свой остров. Там во время свадебного обряда на тело О’Коннела нанесли татуировки при помощи инструментов из бамбука и шипов. Спустя 11 лет О’Коннел сумел бежать и добраться до Нью-Йорка, где начал карьеру татуированного человека.

Вслед за О’Коннелом и другие татуированные «жертвы» стали выставлять себя на ярмарках и в представлениях бродячих цирков. В 1870-х годах самым известным в мире татуированным человеком был Капитан Костентенус. Албанский грек утверждал, что побывал в плену у китайских татар в Бирме и три месяца подвергался страшным мукам, пока его татуировали. Костентенус был одним из самых причудливых «экспонатов» Финеаса Тейлора Барнума — знаменитого шоумена, создавшего в 1841 году свой первый «музей», в котором показывал диковинных людей, например, лилипута Тома Тамба и сиамских близнецов Чанга и Энга Банкеров. 

Беспрецедентный успех Костентенуса оказал большое влияние на ярмарочные увеселения в США, так называемые сайдшоу. Популярные в то время цирки средней руки не могли позволить себе нанять кого-то вроде Костентенуса, которому, по слухам, Барнум платил по тысяче долларов в неделю. Однако высокий спрос публики на диковинных татуированных людей не мог быть не удовлетворен — в десятицентовых музеях (входной билет стоил десять центов) начали появляться все новые герои, рассказывавшие о своих татуировках невероятные истории, которые, как правило, было сложно проверить. Среди новых звезд, сочинивших легенды о своих татуировках, были девушки Нора Хилдебрандт и Ирен Вудворд. У последней было 400 татуировок, ее можно было видеть в нескольких Нью-Йоркских десятицентовых музеях, а в начале 1890-х годов Ирен отправилась в турне по Европе.


Татуированные люди способствовали подъему американских цирков и сайдшоу. В скором времени многочисленным посетителям ярмарок свои услуги стали предлагать татуировщики. Гас Вагнер заинтересовался татуировкой, увидев в 12 лет Капитана Костентенуса. В 25 он стал моряком торгового флота, объездив портовые города и острова Тихого океана. Вернувшись домой, Вагнер заявил, что туземцы Борнео научили его искусству татуировки, и начал путешествие по стране, демонстрируя рисунки на своем теле и предлагая услуги тату-мастера. Выступая на всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 году, Вагнер влюбился в Мод Стивенс, акробатку, выступавшую на трапеции. Стивенс согласилась продолжить турне с Вагнером при условии, что он покроет татуировками все ее тело и обучит своему ремеслу. В 1907 году они поженились и гастролировали вместе, выступая в варьете, залах игровых автоматов, на сельских ярмарках и в шоу из жизни Дикого Запада по всей Америке, а также предлагая свои услуги как татуировщики.

Титин К. Лю. Анна «Артория» Гиббонс. Из серии «Оммаж великим фигурам мира татуировки» Швейцария, 2000. Холст, акрил. Собрание автора, Швейцария (Фото с экспозиции) фото № 3
Титин К. Лю. Анна «Артория» Гиббонс. Из серии «Оммаж великим фигурам мира татуировки» Швейцария, 2000. Холст, акрил. Собрание автора, Швейцария (Фото с экспозиции)

Другой известной тату-парой были Чарльз У. Гиббонс по прозвищу Рыжий и легендарная Артория (Анна Гиббонс). Супруги Гиббонс также работали как тату-мастера, и тело Анны, полностью покрытое татуировками, сделанными ее мужем, служило живой рекламой. 

К середине ХХ века обильно татуированные люди и татуировщики стали популярным явлением американских ярмарок. Являясь местом, где соседствовали телесные дефекты и отклонения от общепризнанной нормы, ярмарка представляла собой субкультуру, и предоставляла новые возможности людям, в силу различных обстоятельств оказавшимся на обочине общества. Так продолжалось вплоть до 1960-х годов, когда начало набирать обороты движение в защиту гражданских прав, в том числе и лиц с инвалидностью. В этом контексте публичная демонстрация людей с физическими деформациями стала вызывать споры и восприниматься как эксплуатация. Вместе с тем многие участники ярмарочных представлений были искренне убеждены в том, что сайдшоу служили на благо аутсайдеров.


Гравюра укиё-э и драконы на спине

Большинство из нас, слыша о японской татуировке, в первую очередь вспоминают о якудза, именно с японскими гангстерами она чаще всего ассоциируется. Тем не менее якудза появились лишь после Второй мировой войны, в то время как первые упоминания о татуировке в письменных источниках относятся к летописям японской истории III века до н. э. В основном это были предельно минималистичные, простые, иногда орнаментальные бессюжетные изображения. У татуировки в Древней Японии был довольно широкий функционал: она служила украшением и отмечала принадлежность к определенной группе, была связана с поверьями или ритуалами инициации, а также использовалась при наказании преступников.

Наиболее знакомый нам образ японской татуировки, распространенный в массовой культуре, напрямую связан со знаменитыми гравюрами укиё-э, относящимися к периоду Эдо (1603–1868). Татуировка, покрывающая тело целиком, появились под влиянием творчества художника укиё-э Утагава Куниёси (1798–1861) и его ученика Утагава Ёситоси (1839–1892). Переживавший свой расцвет стиль школы укиё-э, отразился в мотивах татуировки — они становились более живописными. Именно к этому периоду относится формирование новых техник, а также появление фона и композиций, которые сохраняются в японской татуировке и сегодня. Среди основных мотивов — герои легенд, женские персонажи, животные, религиозные деятели, растения, призраки, магические создания, вода, молнии, скалы и японские карточные игры. Различались техники цукибори и ханэ бари. Первая служила главным образом для нанесения контуров и была очень болезненной, вторая — использовалась для создания цветных слоев и позволяла легко распределять цвет. Процесс нанесения татуировки был долгим и кропотливым и представлял собой серьезное физическое и финансовое испытание. 

История 3 самых необычных татуировок фото № 4
История 3 самых необычных татуировок фото № 5

Тоехара Кунитика. Актеры Итикава Садандзи I в роли Гихэйдзи, Итикава Дандзюро IX в роли Дансити Куробэй и Итикава Садандзи I в роли Иссюн Токубэя (в картуше) в пьесе «Нацумацури» («Летний фестиваль»). Триптих. 1877. Цветная ксилография. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж

Хотя период Эдо стал золотым веком японской татуировки, достигшей технического и художественного совершенства, именно в этот период были введены законы, ограничивающие практику вплоть до полного запрета на ношение и набивку татуировок в период с 1872 по 1948 годы. 

Однако эти запреты и восприятие татуировки как явления, противоречащего обычаям и общественному порядку, способствовали формированию специфического понятия прекрасного у адептов татуировки. Его квинтессенция выражена в эстетической концепции Дзюнъитиро Танидзаки в эссе «Похвала тени»: не все должно демонстрироваться открыто, самые красивые вещи — те, что остаются в тени. Тот факт, что человек в тайне от всех выдержал боль, воспринимается в Японии как проявление достоинства. Запрет на татуировку лишь способствовал развитию подобной философии и появлению различных ухищрений, позволявших скрывать татуировки, а также практике объединения татуированных людей в тайные клубы. Первым таким клубом был «Канда Тёю кай», сформировавшийся в 1902 году вокруг Хориуно I, считавшегося лучшим татуировщиком эры Мэйдзи.

С открытием японских портов для зарубежных держав Иокогама стала местом концентрации иностранцев, а на них запрет не распространялся. Местные татуировщики быстро переориентировались на новую клиентуру: торговцев, туристов и в особенности моряков и солдат. Об их мастерстве заговорили по всему миру. А после того как в 1851 году были установлены дипломатические отношения США с Японией, эстетика японской татуировки начала влиять как на образные решения американской татуировки, так и на выбор техники.

После капитуляции Японии оккупационная администрация в 1948 году сняла запрет на татуировку, сочтя ее автохтонным искусством. С появлением в 1950-х годах американских военных баз японские мастера познакомились с татуировочной машинкой, обладавшей очевидными преимуществами по сравнению с ручной техникой — точностью линий, возможностью создавать круглые изгибы и быстротой исполнения. Клиентура, на которой можно было попрактиковаться в освоении нового приспособления, пополнилась новой категорией — якудза. В послевоенном хаосе японские гангстеры контролировали крайне прибыльный черный рынок и имели достаточно средств, чтобы позволить себе крупноформатные татуировки. Именно с тех пор японская татуировка приобрела такую прочную ассоциацию с организованной преступностью.


Материал подготовила Анна Малыгина

Источник фотографий: Михаил Гребенщиков


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147