22 сентября 2020 | Мария Карасёва

«Хорошее искусство для меня — как лекарство или родниковая вода»: интервью с основательницей Stella Art Foundation Стеллой Кесаевой

Основанный в 2003 году фонд Stella Art Foundation стал настоящим популяризатором contemporary art в России. Благодаря ему в нашей стране впервые состоялись выставки таких мировых звезд, как Жан-Мишель Баския, Алекс Кац, Дэвид Салле, Роберт Мэпплторп, Илья и Эмилия Кабаковы. Стелла Кесаева вспоминает, что первым произведением, которое она купила в 2002 году, была небольшая работа Энди Уорхола «Кот» — c этого и началась история Фонда и ее коллекции, в которой теперь более 1500 наименований.

Стелла Кесаева фото № 1
Стелла Кесаева

Какие авторы, жанры и направления составляют основу вашей коллекции? 

Сюда входят самые разные произведения, с 70х годов и по сегодняшний день, от поп-арта до концептуального искусства: у меня есть работы как его основоположников — Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Ирины Наховой, так и их последователей — Вадима Захарова, Андрея Филиппова, Юрия Альберта. Многие из них мы показывали в Фонде, например, масштабный макет декораций Ильи Кабакова для оперы «Святой Франциск Ассизский» с огромным световым куполом. Кроме того, заметную часть собрания составляют работы зарубежных художников: Билла Виолы, Спенсера Туника, Дэвида Салле, Дэмиена Хёрста, Джозефа Кошута.

Какими предметами искусства в коллекции вы особенно гордитесь? 

Для меня большинство произведений связаны с какими-то воспоминаниями: крупными экспозициями, знакомством с интересными людьми, поездками. К примеру, в моей коллекции много работ замечательного художника Бориса Орлова. Одна из самых любимых — его бронзовая скульптура «Велизарий (Георгий Жуков)». Говоря о предметах гордости, назову свой портрет кисти Алекса Каца — он давно стал символом фонда. Я очень рада, что нам удалось организовать выставку Алекса в Москве в 2004 году, на открытие которой он сам приезжал. 

Какую цель вы ставите перед собой как коллекционер? 

Хорошее искусство для меня — как лекарство или родниковая вода. Оно наполняет цветом и смыслами. Когда ты понимаешь, что существует более сорока оттенков белого, жизнь становится намного ярче и интереснее. Все меняется очень стремительно: придут другие политики, будут построены новые города, примут новые законы — многое забудется, но наше время останется в памяти людей благодаря выдающимся произведениям архитектуры и искусства. Быть рядом с этими процессами, участвовать в них, внести свой вклад в историю культуры — вот что значит для меня коллекционирование.

Дэмиен Хёрст. Мода на рельефные вращения. Бумага, акрил, 2010 (из коллекции Stella Art Foundation) фото № 2
Дэмиен Хёрст. Мода на рельефные вращения. Бумага, акрил, 2010 (из коллекции Stella Art Foundation)

Сейчас все популярнее становятся онлайн-торги. Как вы к ним относитесь и покупали ли когда-нибудь искусство онлайн? 

Я довольно редко покупаю искусство не глядя. Зачастую ты получаешь не совсем то, чего ожидал, хотя вроде бы и размеры заранее известны, и картинка в электронном каталоге есть. Онлайн можно купить те произведения, которые хорошо знаешь. Так, я приобретала работы Трейси Эмин и Эрвина Вурма на аукционе Phillips и ничуть не разочаровалась. А однажды купила по фотографиям десять работ Андрея Абрамова. 

Для вас покупка предметов искусства — это инвестиция? 

Я никогда не относилась к коллекции фонда как к инвестиции в искусство, хотя недавно мы страховали работы, и общая стоимость вышла довольно внушительной. Знаю людей, которые занимаются этим профессионально — это совсем другой взгляд и другой подход. Я чаще покупаю живопись, чем графику. Условно говоря, предпочту коллажи «Золотые линии» Андрея Монастырского его же «Ветке» на лентах из скотча. Инсталляции, которые мы приобретаем, должны быть очень качественными. В коллекции есть хрупкие макеты Юрия Аввакумова — мы их купили после выставки «Красный угол». Я их очень люблю, но сколько раз мы их реставрировали! Поэтому мой совет: помимо выбора художника и произведения смотрите на технику и сохранность работы.

Ваш фонд много сотрудничает с зарубежными музеями и известными площадками. Какие планы на ближайшее время? 

Из-за пандемии международные проекты перенесены на следующий год. А этой осенью, в конце сентября, Stella Art Foundation откроется после ремонта выставкой Романа Сакина «Измерительные системы» — это будет тотальная инсталляция о взаимодействии человека и времени. 


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147