22 апреля 2020
Галерист Сергей Гущин о том, где купить современное искусство за тысячу рублей, зачем помогать художникам и о новых онлайн-форматах
В 2017 году владелец галереи Fragment Сергей Гущин стал первым лауреатом премии ArtU magazine в рамках Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Тогда он был новичком на столичной арт-сцене, сегодня — один из самых продвинутых галеристов Москвы, автор бестселлера о современном искусстве и один из основателей модного арт-клуба. Директор LH Art Consultancy Александр Бланарь пообщался с Сергеем Гущиным о том, зачем ему галерея, как он продвигает искусство в Сети и что показывает в своем «Зале просмотров».
Сергей, давай начистоту: когда ты открывал Fragment в 2016 году, тебе просто хотелось поиграть или было желание заработать?
Давайте будем честны, я не против денег, но против слова «поиграть». Сейчас весь мой доход связан со сферой искусства, я отношусь к своей работе как к бизнесу, и у меня есть четкий план по развитию, в составлении которого мне отчасти помогла резиденция Residency Unlimited в Нью-Йорке — грант на участие в ней я получил благодаря Московскому музею современного искусства и Cosmoscow. Международный опыт дал возможность посмотреть на то, что я делаю, с другой стороны. Теперь у меня есть понимание того, каких художников мне не хватает, в каких ярмарках мне бы хотелось участвовать и, самое важное, как строить карьеру художников. Сейчас мы подаем заявки в резиденции и на гранты, помогаем в производстве работ, занимаемся институализацией художников (к примеру, работы художника Федотова-Федорова находятся в коллекциях Третьяковки, Пушкинского и ММОМА). Тут простой механизм: чем больше галерея продает, тем больше зарабатывают и ее художники, тем больше качественных проектов она сможет реализовать.
На твой взгляд, что изменилось в российском современном искусстве за эти три года и к чему еще нам предстоит прийти?
В целом обстановка была более-менее благоприятной: «Гараж» отпраздновал 10-летие, открылся образовательный центр ММОМА в Ермолаевском, скоро появится новая большая площадка фонда V-A-C — ГЭС-2. Заметно, что инфраструктура меняется, правда больше галерей не становится. Появляются небольшие инициативы, которые постепенно начинают менять рынок, но этого недостаточно. Нужно в первую очередь менять формат коммуникации: меценаты и общество должны понимать, что ничего плохого в поддержке галерей нет. У нас почему-то многие очень боятся слова «коммерческий» — что пресса, что музеи, что большой бизнес. Оно стало каким-то клеймом, которым люди готовы метить все подряд. Но все работы в музее — коммерческие, они куплены у художника за деньги, у них есть вполне конкретная цена. Тут важно разделять массовую «розовую жвачку», весь этот хлам, сделанный под копирку и маскирующийся под современное искусство, и собственно само искусство. Пока в голове у людей этой четкой границы не возникнет, они по-прежнему будут считать, что им статуснее сказать «Я патрон музея», чем что они являются постоянным коллекционером той или иной галереи. Надо понять, что художники, галереи, профессиональная арт-пресса, музеи, фонды — это все часть одной большой экосистемы. И любой выпадающий из нее элемент делает все ее существование лишенным смысла. Я думаю, что людям стоит поменять отношение к галереям. Именно галереи занимаются развитием рынка, в идеальном мире они помогают с финансированием проектов художников не только в своих стенах, но и в музеях, планомерно занимаются построением карьеры художника. Не музеи открывают новые имена, их открывают галереи.
Художник Анастасия Потемкина о продуктивной лени, утопии и биологии в искусстве Читать
А что двигает людьми при первой покупке искусства?
Первая покупка зачастую происходит в формате «нравится-не нравится» и совершается для того, чтобы украсить дом. У некоторых есть желание похвалиться перед друзьями. Всегда приятнее рассказать, что у вас дома не постер из «Икеи», а интересная работа современного художника со своей историей и легендой. Я верю, что, один раз купив искусство, начинающий коллекционер вернется второй раз. У меня много подобных примеров, поэтому я всем говорю: помогайте художникам, покупайте искусство и создавайте вокруг себя классную атмосферу.
Но при этом я все равно довольно часто чувствую, что люди крайне осторожно относятся к современному искусству, боятся в него вкладываться. Что с этим делать?
Вовлекать зрителей и объяснять сложные вещи простым языком. Особенность нашего арт-мира в том, что профессионалы сидят в башне из слоновой кости и не хотят спускаться и говорить с обычными людьми. Тем временем, получая информацию из интернета про рекорды на аукционных торгах, люди привыкли думать, что искусство стоит миллионы, но ведь не всегда так. Можно купить работы хоть за десять тысяч рублей, хоть даже за тысячу, если идти к студентам художественных вузов и молодым авторам. В соавторстве с Александром Щуренковым я написал книгу «Современное искусство и как перестать его бояться», она вышла двумя тиражами, а это значит, что как минимум пять тысяч человек стали ближе к искусству. Не факт, что все из них полюбили современное искусство, но точно перестали его бояться. Кроме книги у меня есть еще Instagram @guschin, в котором я ежедневно объясняю, что такое современное искусство. Кое-кто из подписчиков уже стал моим коллекционером.
Появление клуба Fragment также связано с потребностью найти новую аудиторию будущих коллекционеров?
На самом деле, сейчас члены клуба интересуются искусством, но не все коллекционируют его. Они получают ответ на вопрос, что такое современное искусство, и начинают понимать, как устроена среда. Я верю, что если у человека есть правильный проводник, то он сможет заразиться идеей коллекционирования или поддержки художников. Мы посещаем открытия выставок, мастерские художников и дома коллекционеров. Нашему клубу чуть больше года, и вместе со мной его основали Ирина Вольская и Александр Щуренков. Помимо нас лекции и встречи в нем проводят эксперты арт-мира, это и куратор Александр Буренков, и основатель Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская, и коллекционер Валерия Роднянская, искусствовед и куратор Антонио Джеуза и другие.
Сейчас во всем мире период самоизоляции из-за коронавируса. Какие направления работы ты развиваешь в это время?
У меня есть мечта, чтобы мои художники стали международными звездами и галерея вместе с ними также развивалась. Сейчас, во время изоляции, есть время подумать и скорректировать стратегию развития, галерея активно ищет новых художников, готовит один крупный международный проект, пробует онлайн-форматы. Мы первыми из российских галерей запустили онлайн-программу Viewing Room («Зал просмотров») — это не просто онлайн-шоурум, она позволяет зрителям ближе познакомиться с художниками и получить новый эмоциональный опыт. В рамках этой программы уже запланировано много всего: от онлайн-премьер перформансов до сессий «вопрос-ответ» и стримов с созданием новых работ. (Перейти в «Зал просмотров» можно с главной страницы сайта галереи Fragment. — Прим. U magazine).
Материал подготовила Татьяна Паласова.
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess