13 сентября 2018
Чем запомнилась ярмарка современного искусства Cosmoscow 2018?
U magazine подводит итоги главного культурного события года
9 сентября в Гостином дворе завершилась 6-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. U magazine — о главных событиях ярмарки.
Новые секции
В этом году в программе ярмарки было сразу семь секций. Так, Galleries, организованная Экспертным советом Cosmoscow, представляла работы молодых и уже известных галерей. В секции Focus показывали работы из галерей Бельгии. Projects посвятили масштабным арт-объектам, а Past Present — произведениям признанных классиков отечественного современного искусства. В число новых секций вошли Frame, Design и Editions. Во Frame участвовали галереи, которые не имеют постоянного пространства, а Editions — те, что занимаются тиражным искусством. А вот секция Design представила галереи, работающие с современным дизайном.
Выставка современного катарского искусства What We Are Made of
В рамках перекрестного Года культуры Катара и России Cosmoscow объединились с Qatar Airways. Первым этапом 5-летнего сотрудничества стала выставка современного катарского искусства What We Are Made of. Экспозицию выставки составили работы художников разных поколений, которые продемонстрировали, как развивался художественный авангард в Катаре. Куратор выставки современного катарского искусства, историк искусства, экс-заместитель куратора отделения ближневосточного искусства Музея Гуггенхайма в Абу-Даби (2010—2016) и художественный директор 6-й Марракешской биеннале (2016) Рим Фадда рассказала U magazine о сотрудничестве с Cosmoscow:
«Cosmoscow — прекрасная ярмарка, и она делает важную работу, открывая миру искусство российских художников — это большой и интересный рынок, который пока недостаточно хорошо известен в других странах. Думаю, участие Катара и наша выставка как раз и помогают Cosmoscow укрепить ее роль на международной сцене — и мы очень гордимся ролью проводников между двумя странами. Россия, безусловно, занимает особое место в истории изобразительного искусства как прошлого, так и настоящего: говорим ли мы о Малевиче, Илье и Эмилии Кабаковых, Таус Махачевой — все это чрезвычайно важный, интересный и влиятельный арт-процесс.
Современное искусство Катара началось в 1970-х: мощный старт ему дали Юсеф Ахмед, Али Хасан и другие представленные на выставке What We Are Made of художники-первопроходцы. По большей части это были люди, которые получили образование в Америке, а потом вернулись на родину, чтобы применить полученные знания в социальной и образовательной сферах — Катар как раз тогда получил независимость. Их художественный язык самобытен, но в основе его универсальная символика, понятная людям всего мира. Сейчас в Катаре сложилась замечательная плеяда молодых художниц. На нашей выставке, в частности, представлено много созданных ими скульптур и инсталляций: это очень разнообразные, смелые, вещественные работы, что, мне кажется, логично: ведь их авторы — сильные и самостоятельные женщины. Они ни в коем случае не высказываются с позиций притесняемого меньшинства (бытуют такие стереотипы о катарском искусстве и мире арабских женщин в целом) и не концентрируются на вопросах женского и мужского — это творчество независимое, мощное, со своим голосом, поднимающее актуальные для общества проблемы».
Форум «Что дальше?» и public talks U magazine
В рамках образовательной программы Cosmoscow был организован форум «Что дальше?», в ходе которого прошла серия public talks U magazine. Главный редактор журнала U magazine Юрате Гураускайте поговорила с основателем галереи Fragment Сергеем Гущиным, создателем Telegram-канала ArtFragment Александром Щуренковым, соосновательницей консалтинговой компании Smart Art Анастасией Карнеевой и психологом Арманом Бекеновым о том, как перейти от простого интереса к современному искусству к коллекционированию. Вместе с дизайнерами Викой Газинской, Денисом Симачевым и Андреем Артемовым, а также с директором департамента маркетинга Bosco di Ciliegi Ильей Куснировичем Юрате Гураускайте обсудила будущее моды. А темой беседы основательницы Heritage Gallery Кристины Краснянской с дизайнером Гарри Нуриевым, куратором Британской высшей школы дизайна Ольгой Розет и директором по коммуникациям Аукционного дома Phillips в России Александром Бланарем стали тенденции и перспективы развития коллекционного дизайна.
Выставка «Глазами коллекционера»
Одним из главных событий Cosmoscow стала ежегодная выставка произведений современного искусства из частных коллекций «Глазами коллекционера». На этот раз она была представлена в формате pop-up центра когнитивных практик, который получил название Fomo Sapiens. Зрителям была предоставлена возможность на некоторое время остаться наедине с собой и развернуть внимание внутрь себя.
Стенд U magazine и Crosby Studios
Совместно с Crosby Studios U magazine представил на ярмарке собственный стенд под названием Back to the Future, который был посвящен моде 1990-х. «Мы реконструируем условный фрагмент вещевого рынка 90-х, где одежда, на первый взгляд, напоминает тогдашнее содержание прилавков. Но она очень модная — такая, которую надела бы любая девушка Москвы сегодня. Оправданный авангард как нельзя более уместен на ярмарке современного искусства, где все уже знают всё — и ждут честного дизайна в честной подаче», — говорит автор проекта и основатель Crosby Studios Гарри Нуриев. Кстати, ходят слухи, что один из свитшотов, представленных на стенде, уже заказала себе Рианна.
Победительница премии Credit Suisse и Cosmoscow 2018 — Ася Маракулина
Стратегический партнер Cosmoscow Credit Suisse традиционно вручил премию молодых художников. На этот раз победительницей стала Ася Маракулина из Санкт-Петербурга. В качестве приза она получила грант, менторскую поддержку от экспертов Credit Suisse и Cosmoscow, арт-поездку в Швейцарию и возможность принять участие в программе арт-резиденции культурного хаба PROGR в Берне, Швейцария.
Лучший стенд Cosmoscow 2018 — галереи «Х.Л.А.М.» и Osnova Gallery
Приз за лучший стенд ярмарки вручают только второй раз. В этом году победителей выбирало жюри, в состав которого вошли соучредитель и директор международной ярмарки видеоарта LOOP Карлос Дюран, независимый арт-куратор и основатель Философского клуба ЦСИ «Винзавод» Анастасия Шавлохова, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ имени А.С. Пушкина Александра Данилова и искусствовед Валентин Дьяконов. Определить одного победителя они не смогли, поэтому первое место разделили галереи «Х.Л.А.М.» и Osnova Gallery. Победители получат возможность участия в Cosmoscow 2019 за половину стоимости.
Художник года — Таус Махачева
В этом году художником была признана Таус Махачева. В ходе ярмарки впервые была представлена коллекция медиаискусства, которую формирует Музей года — ГМИИ им. А.С. Пушкина. В рамках сотрудничества Cosmoscow передал в дар музею пять видеоработ Таус Махачевой, в число которых вошли «Ковер», «Каракуль», «Рехъен» (от аварского — «стадо»), «Усилие»и «Байда».
Победитель премии ArtU magazine — Artwin Gallery
Как генеральный медиапартнер Cosmoscow U magazine уже во второй раз вручил премию ArtU magazine. Церемония прошла в шоу-руме Audi City Moscow на открытии инсталляции Натальи Алфутовой под названием RABBIT HEART. Из рук главного редактора журнала U magazine Юрате Гураускайте хрустальную статуэтку Baccarat получила основательница галереи Artwin Gallery Мариана Губер-Гогова.
Cosmoscow 2018 в цифрах:
70 галерей приняли участие в 7 кураторских секциях
250 современных художников со всего мира предоставили свои работы для ярмарки
5 работ Таус Махачевой принесли в дар Пушкинскому музею
Более 20 мероприятий образовательной программы прошло в рамках Cosmoscow Talks
19 000 человек посетили ярмарку за 4 дня
3 000 человек посетили VIP Preview и вернисаж
Читайте также: Главные события лета 2018
Источник фотографий: Архивы пресс-служб
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess