19 Апреля

Эрте: как повлиял на моду и искусство «крестный отец» ар-деко

Эдуард Мусаханянц, заместитель художественного руководителя «Геликон-оперы», — о том, чем история Эрте увлекла его самого и чем способна поразить зрителя сегодня

Эрте в своей парижской студии, 1982 г. фото № 1
Эрте в своей парижской студии, 1982 г.
«Геликон-опера» отметила свой 32-й день рождения открытием эффектной выставки «Эрте. Русский гений ар-деко». В центральном фойе театра представлены 32 работы мастера — красочные шелкографии, узнаваемые работы 1920-х годов прошлого века для ведущих глянцевых журналов, а также невероятно изящные статуэтки из бронзы, каждая из которых — шедевр.
Эрте фото № 2
Эрте

«Красавица и чудовище», шелкография, США, 1980 гг. фото № 3
«Красавица и чудовище», шелкография, США, 1980 гг.
Художник, график, иллюстратор, сценограф, модельер, скульптор — кажется, этот человек приложил руку ко всему, что стало в ХХ веке культурной «бомбой». Гений ар-деко, а по мнению многих — «крестный отец» этого стиля. Он одевал для сцены роковую Мату Хари, божественную Сару Бернар, «белого лебедя» русского балета Анну Павлову. Их боготворил мир, а они боготворили его. Между самыми прославленными оперными театрами мира разворачивались настоящие баталии: каждый хотел заполучить удивительного Эрте!

Выставка «Эрте. Русский гений ар-деко». Эдуард Мусаханянц фото № 4
Выставка «Эрте. Русский гений ар-деко». Эдуард Мусаханянц
Эрте — аббревиатура, составленная из первых букв имени и фамилии. Роман Тыртов — потомок старинного дворянского рода, берущего начало от татарского хана Тырта. Родители прочили сыну карьеру морского офицера, надеялись, что он пойдет по стопам отца, деда и прадеда. Но с раннего возраста Роман проявлял интерес к театру, живописи и дизайну одежды. В пять лет он нарисовал эскиз своего первого костюма. Он сделал его для мамы, Наталии Михайловны, женщины утонченной, удивительной красоты, казацких кровей. Она отдала рисунок портнихе и вскоре на светской вечеринке в платье сына произвела настоящий фурор.

В Париже он как раз и взял псевдоним Erte, чтобы «не позорить» родовую фамилию. Эдуард Мусаханянц
Выставка «Эрте. Русский гений ар-деко» фото № 5
Выставка «Эрте. Русский гений ар-деко»
На свое 18-летие Роман попросил отца подарить ему загранпаспорт, с которым можно было поехать во Францию. Юноша мечтал стать дизайнером моды. Генерал-лейтенант паспорт сделал, но грозился проклясть сына и не дать ему ни копейки на поездку. В 1912 году, после окончания гимназии, Тыртов все же уехал в Париж, где уже через год заключил контракт со знаменитым Домом моды Поля Пуаре, а еще через год пытался создать свой Дом.

Мнение эксперта
Эдуарда Мусаханянца, продюсера проекта и заместителя художественного руководитель театра
«Стиль Эрте — изящный, плавный, ритмичный и в то же время экзотический и зрелищный, полный фантазии и романтики. От его образов исходит сексуальный призыв, и одновременно они таят опасность. За изысканными, утонченными чертами и даже фигурами красавиц улавливается сам автор. Такое впечатление, что он создавал на бумаге то, на что в реальности у него, может, не хватало смелости. Дивный, манящий мир! И сам Эрте в этом мире был скорее эльф, чем человек».
Выставка «Эрте. Русский гений ар-деко» фото № 6
Выставка «Эрте. Русский гений ар-деко»
В 1923-м, когда Эрте уже был известен и обеспечен, ему удалось при содействии «Красного Креста» фактически «выкупить» у советского правительства своих родителей. Жить в Петрограде для них становилось опасно. Семья воссоединилась во Франции. И отец наконец сказал сыну спасибо за то, что тот спас им жизнь. К слову, впоследствии Эрте никогда не называл город своего рождения Ленинградом.

«Путешествие мечты», шелкография, 1977 г. фото № 7
«Путешествие мечты», шелкография, 1977 г.
«Цилиндры», шелкография, 1975 г. фото № 8
«Цилиндры», шелкография, 1975 г.
Через два года Эрте был приглашен в Голливуд, где начал создавать декорации и костюмы к фильмам. Ради Америки он пожертвовал контрактом с Дягилевым, который, как гласит легенда, не обиделся, а даже советовал художнику выбрать финансово более выгодное предложение. Эрте много и рьяно работал и для Бродвея и в итоге получил от американских журналистов титул «короля мюзик-холла». А для глянцевых журналов того времени сделал тысячи иллюстраций и сотни обложек, которые стали феноменами искусства ар-деко.

Выставка «Эрте. Русский гений ар-деко» фото № 9
Выставка «Эрте. Русский гений ар-деко»
Его костюмы произвели настоящую революцию в Голливуде, который впервые примерил к себе французский шик и шарм. Заслуги Эрте в моде тоже неоспоримы: он создал платье с асимметричным декольте; использовал шелк, парчу и бархат в мужском костюме, что для конца 1920-х было весьма неожиданно. Он также приложил руку к стилю, который намного позже назовут унисекс: применял одни и те же силуэты и линии как в мужских, так и в женских моделях. 

«Воображение — главное в моем творчестве. Все, что я делал в искусстве, — игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель — движение танца!» Эрте
«Вакханка», январь, 1988 г. фото № 10
«Вакханка», январь, 1988 г.
И этот эльф, по всем правилам жанра, мог только выстрадать свою любовь. Его единственным спутником в жизни был князь Николай Урусов, который взял на себя обязанности администратора, секретаря и распорядителя делами своего гениального друга. Любовную идиллию, которая длилась больше двадцати лет, разрушил, не поверите, цветок розы. Николай, держа букет для Эрте, укололся шипом. Такая, казалось бы, мелочь обернулась заражением крови и смертью князя в 1933 году.

Выставка «Эрте. Русский гений ар-деко» фото № 11
Выставка «Эрте. Русский гений ар-деко»
Сам художник прожил невероятно долгую жизнь — почти 98 лет. И до последнего дня работал, создавая новые шедевры. Незадолго до смерти он нарисовал даже эскиз своего гроба. Похоронили последнего из могикан Серебряного века на Булонском кладбище. Эрте ушел из жизни в апреле, как и его возлюбленный Николай Урусов. Князя не стало 8-го числа, художника — 23-го. Каким-то мистическим образом обе даты совпали со временем проведения выставки в нашем театре. Мы не сразу это заметили. Можно сказать, получилось случайно. Или неслучайно. Но, видно, так захотел великолепный Эрте!

«Платье с кисточками», шелкография с золотым тиснением, октябрь, 1987 г. фото № 12
«Платье с кисточками», шелкография с золотым тиснением, октябрь, 1987 г.
Выставка «Эрте. Русский гений ар-деко» из частных собраний и при участии галереи Artgallery Lea открыта в «Геликон-опере» до 30 апреля, а 21 апреля в театре пройдет день памяти Эрте. 
«Платье с кисточками», шелкография с золотым тиснением, октябрь, 1987 г. фото № 13
«Платье с кисточками», шелкография с золотым тиснением, октябрь, 1987 г.

Текст: Эдуард Мусаханянц

Источник фотографий: Getty Images, Пресс-материалы

Поделитесь с друзьями

Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

Как искусство помогает предотвратить экологическую катастрофу
Стиль жизни
Как искусство помогает предотвратить экологическую катастрофу
Странное искусство: как художники продают невидимые картины
Стиль жизни
Странное искусство: как художники продают невидимые картины
Искусство в массы: выбираем самые яркие вещи в стиле поп-арт
Мода
Искусство в массы: выбираем самые яркие вещи в стиле поп-арт