15 ноября 2019 | Вероника Губина , Злата Фетисова , Татьяна Паласова
3 модных молодых художника, которых должен знать каждый
Представители современной арт-сцены Дуня Захарова, Миша Most и Маша Рева рассказали нам об искусстве без стереотипов, смысловой нагрузке своих работ и источниках вдохновения.
ДУНЯ ЗАХАРОВА
Московская художница, пойманная нами в объектив в окружении своих текстильных скульптур, — о моде, искусстве и жизни без стереотипов на границе между ними.
«Моя стезя — мультидисциплинарное искусство — оно стирает границы между жанрами. Мой проект Hysteria как раз в этом ключе, он рассказывает о возвращении к началу начал, в материнскую утробу, соединяя вместе различные виды искусства: живопись, скульптуру, музыку, видео...
Мода — тоже среди них. Я бы даже сказала, что именно она подтолкнула меня к выбору искусства как профессии.
Подростком я была поклонницей антверпенской шестерки, мечтала стать дизайнером одежды и, вдохновившись работами Мартина Маржелы, начала шить — экспериментировала с одеждой как самостоятельным арт-объектом. Шитье до сих пор остается для меня основной техникой в искусстве.
Я и сегодня периодически возвращаюсь к моде, когда хочу немного отдохнуть от искусства и переключиться. Например, недавно сотрудничала в качестве художника с международным брендом экологичной одежды и благодаря работе в команде неравнодушных к мировым проблемам людей пересмотрела свое отношение к принципам массового потребления одежды. А после открытия осенних выставок запланировала выпуск собственной лимитированной коллекции, посвященной функции одежды как защиты мира внутреннего — хрупкого, нежного, уязвимого — от внешнего, и решила выставить ее в галерейном пространстве.
Коллаборация моды и искусства, на мой взгляд, один из самых сильных трендов нашего времени. Лучшие примеры для меня в этом смысле — Вирджил Абло, Канье Уэст и Демна Гвасалия. Они доказывают, что мода тоже может быть искусством, хотя люди искусства часто относятся к моде с долей снобизма. Уверена, скоро эти границы окончательно исчезнут.
Я за осознанное потребление. Могу месяцами искать нужную мне вещь и потом не расстаюсь с ней. Люблю носить все яркое, вызывающее и часто слышу в свой адрес: "You are a piece of art!" Но в последнее время чувствую усталость от излишнего внимания к своему внешнему облику и все чаще выбираю в качестве способа высказывания униформу».
МИША MOST
Вторая часть псевдонима Миши Most, придуманная им еще в 90-х, происходит от английского the most — самый. С тех пор он подтверждает этот статус: пару лет назад стал автором крупнейшего мурала в мире, а еще научил дрона работать баллончиком. Мы встретились на «Винзаводе», где Most начинал свой путь в стрит-арте.
«В 2006 году на "Винзаводе" прошел граффити-фестиваль, и я был одним из его кураторов. С этого события и началась история "Винзавода" как Центра современного искусства», — вспоминает Миша Most, разбрызгивая краску из баллончика на неоконченный рисунок на железной стене ангара. Сюжет работы, как всегда, футуристический: андроиды, формулы, космические кристаллы. «На самом деле я считаю, что с технологиями нужно быть осторожнее. Сейчас ученые стараются создать андроида, внешне максимально похожего на человека. Надеюсь, в будущем это будет как-то урегулировано, чтобы не вводить людей в заблуждение», — говорит художник.
Тема постапокалиптического мира интересна ему давно и не только с визуальной точки зрения. Два года назад (опять-таки на «Винзаводе») он провел выставку «Эволюция 2.1», где все живописные работы за него выполнил вооруженный баллончиками дрон, который впервые в истории был запрограммирован и работал автономно.
Миша закрашивает очередной участок эскиза, а я вспоминаю про хип-хоп, родившийся, как и граффити, в Бронксе. Принято думать, что в искусстве речитатива нам не превзойти его основателей, а как обстоят дела со стрит-артом? «Граффити — это американская история, но у стрит-арта — рисунков, а не букв на стенах, — корни европейские, причем в Европе заниматься им начинали совсем не жители гетто, а выходцы из обеспеченных семей», — говорит Миша, который предпочитает британский дрилл заокеанскому рэпу.
Особенностью российского стрит-арта художник считает игру с текстами. «Я и сам иногда добавляю в свои работы тексты, тогда как в Европе стрит-арт не имеет высокой смысловой нагрузки», — рассказывает он. Несмотря на то что Миша давно больше занимается выставочными проектами, иногда он оставляет и нелегальные граффити на стенах — его подпись есть и на одном из зданий Манхэттена. «Идти куда-то ночью, находить места, в которые иначе никогда не попадешь, знакомиться с местными художниками — это весело, это часть меня», — с этими словами он взбирается вверх по лестнице, чтобы закончить работу.
МАША РЕВА
Фотопроект для Jacquemus, костюмы и декорации для лондонской Королевской оперы, коллаборации с Converse и другими модными брендами сделали одесситку Машу Реву одной из самых востребованных художниц и дизайнеров Украины. Мы провели с Машей один день в Киеве и выяснили 10 самых важных вещей, которые нужно о ней знать.
«Я выросла в семье художников. Родители учились в "Мухе" (Мухинское училище, сейчас СПГХПА им. А. Л. Штиглица. — Прим. U magazine), а когда приезжали на каникулы из Питера в Одессу, где жили мы с бабушкой, я наблюдала за их работой, пыталась повторять. Рисую, сколько себя помню, меня всегда этот процесс захватывал и успокаивал. Но мне понадобилось около 10 лет учебы и стажировок, чтобы в итоге, после окончания магистратуры в Central Saint Martins в Лондоне, убедиться в том, что рисовать мне нравится гораздо больше, чем заниматься дизайном одежды. Это был переломный момент: я отклонила предложение работать в JW Anderson и вернулась в Одессу.
Я бы хотела посмотреть в глаза Пикассо. Обожаю его за наглость и мультифункциональность.
Самые сложные периоды в жизни мне помогал пройти папа. Он научил меня смело мечтать и принимать вызовы с легкостью.
Когда Симон Порт Жакмюс репостнул мои работы в своем инстаграме, я была приятно удивлена. Позже мы познакомились лично на вечеринке LVMH Prize в Париже — я просто подошла к Симону и представилась. Он очень открытый человек, сразу предложил что-то сделать вместе. Так в книге Жакмюса Marseille, je t'aime появился мой с фотографом Арменом Парсадановым проект By The Sea — один из самых ценных для меня, мы снимали его на даче моей семьи в Одессе.
Меня заряжает Киев. Это хаотичный город, в котором не все идеально, и это мне как раз нравится. По-моему, скучно работать в продуманной среде — намного увлекательнее, когда среду нужно создавать и переосмысливать. А результат может принимать любую форму — от коммерческой съемки до предмета интерьера.
Мне интересно, как все устроено, суть вещей, но я предпочитаю не анализировать, а больше скользить по поверхности — для меня важен первый импульс. Вдохновение нахожу во всем: от овощей и фруктов на базаре, из которых можно сделать скульптуру, до синтетических материалов, таких как пластик и полиэтилен, которые можно использовать, чтобы обратить внимание людей на их переизбыток.
Равнодушие публики — это непростая ситуация. Мне нравится, когда творчество вызывает эмоции. Коммуникация — вот основа успеха художника. Диалог с аудиторией может приводить к разным последствиям, но он обязательно должен существовать.
Чтобы делать все, что хочется, нужна свобода выбора, а она существует только тогда, когда идеи работают.
Искренность и простота — хочется, чтобы этих качеств в людях было больше.
Вместе с Королевской оперой в Лондоне и видеоканалом Nowness мы планируем выставку нашего проекта The Rite — это интерпретация балета Стравинского "Весна священная" с участием танцоров с особенностями развития. Еще осенью планирую поехать в резиденцию для художников, где хочу сфокусироваться на работах большого формата». И надеюсь скоро сделать выставку!
КРЕДИТЫ:
Стиль: Маша Лигай, Эля Гаевская
Макияж: Юлия Бондаренко
Прически: Елена Зубарева
Груминг: Наталья Огинская
Продюсер: Ксения Васильева
Источник фотографий: Евгений Круглов, Дима Чёрный, Виталик Мельников
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess