
7 000 оригинальных костюмов, на которые ушло 12 тонн различных тканей, было изготовлено для «Матильды». Их авторами стали петербургские художники Надежда Васильева и Ольга Михайлова.

Сложнее всего было одеть исполнителя роли Николая II Ларса Айдингера, который большую часть фильма носит мундир: оказалось, что современное сукно категорически не подходит для военных костюмов. В итоге в исторической картине использовали... деним! В XIX веке джинсы существовали только в Америке, но исторические консультанты допустили эту вольность ради красивой «картинки».

Николая II сыграл в «Матильде» гуру немецкого театра Ларс Айдингер. Актер не говорит по-русски, поэтому Алексею Учителю пришлось искать голос для будущего императора (главного героя озвучил Максим Матвеев).

Саму Матильду искали полтора года. В итоге польская актриса Михалина Ольшанска обошла аж 300 кандидаток на звездную роль — о чем, кстати, до последнего должна была молчать: таким было условие контракта.

Алексей Учитель поначалу не видел Сергея Гармаша в роли Александра III. Режиссеру казалось, что лицо актера «простовато» для императора. Однако способность Гармаша к перевоплощению переубедили Учителя.

Съемки «Матильды» проходили в интерьерах Юсуповского и Константиновского дворцов, Мариинском и Большом театрах, а также Александровском дворце Царского Села. Над многими сценами работали ночью, поскольку днем они открыты для посещений.

Самой масштабной декорацией фильма стал Успенский собор Московского Кремля, где снимали сцену коронации Николая II и императрицы Александры Федоровны. От идеи снимать в настоящем соборе авторы отказались, поэтому для съемок построили павильон площадью 36 на 36 метров, чей интерьер в точности повторял оригинальный.


Одно из исторических событий, воплощенных в картине, — крушение императорского поезда в Борках. Александр III удерживал крышу вагона на собственных плечах, чтобы супруга с детьми могли выбраться из-под завала. Царская семья спаслась, но здоровье императора было серьезно подорвано, что привело к его преждевременной смерти.

«Матильда» не претендует на историческую достоверность: создатели допустили некоторую вольность в изложении фактов. Помимо красивой истории любви в фильме есть элементы напряженного триллера. Они связаны с героем Данилы Козловского: ревнивый офицер императорской армии Воронцов буквально обезумел от любви к Кшесинской.

Музыку для «Матильды» написал американский композитор Марко Белтрами (его же композиции звучат в картинах «Опасные игры», «Росомаха: Бессмертный» и «Война миров Z»). А записал ее расширенный состав Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
«Матильда» не претендует на историческую достоверность, хотя о романе Николая II и балерины Кшесинской рассказано вполне точно.
Фото: кадры из фильма