Выставка «Кристиан Диор. Кутюрье мечты» в парижском Музее декоративного искусства, посвященная 70-летию Модного дома, впечатляет масштабом: на трех тысячах квадратных метров расположилось более трехсот платьев Haute Couture, а также скетчи, иллюстрации, фотографии, картины, мебель из личных коллекций Кристиана Диора и многое другое. Кураторы выставки Оливье Габе и Флоранс Мюллер рассказали InStyle о том, как им удалось реконструировать вселенную Dior из бесчисленных фрагментов.
Оливье Габе, возглавляющего Музей декоративного искусства в Париже с 2013 года, и историка моды Флоранс Мюллер с Dior связывают особые отношения. Флоранс участвовала в подготовке первой ретроспективы Дома в 1987 году, курировала экспозиции в Москве, Пекине, Шанхае и Сеуле, а также проводит ежегодные выставки бренда в Гранвиле. А Оливье, который сотрудничал с Музеем д'Орсе и Музейным агентством Франции, так и вовсе называет себя поклонником Dior: он уверен, что историческое наследие этого французского Дома моды переоценить невозможно.
Экспозиция построена по хронологическому и тематическому принципам. В чем смысл такого сочетания?
Оливье: Хронология помогает понять, как развивался дизайнер, как менялись его источники вдохновения. А еще она показывает, как дом моды перерождается с приходом новых креативных директоров, каждый из которых по-своему интерпретирует его наследие. К слову о наследии: всего за 10 лет Кристиан Диор сумел заложить фундамент, создать неиссякаемый источник вдохновения для будущих поколений. И вот это как раз идеально раскрывают темы.
И этих тем целых двадцать три! Как вы их выбрали?
Флоранс: Темы этой выставки — коды Dior: например, экстравагантные балы, сады, XVIII век, цвета и текстуры, фотография и искусство, парижская элегантность, цветочные мотивы. Меня вдохновил опыт выставок, которые я проводила во Франции и за рубежом. Люблю бродить среди посетителей, слушать, что они говорят. Мне важно, какое впечатление выставка производит на разных людей — не только на тех, кто относится к миру моды.
Как бы вы коротко сформулировали роль Кристиана Диора в истории моды?
Флоранс: В 1947 году Диор смог — в моде — восстановить мир после войны. Молодое поколение не верило в будущее, а он своим энтузиазмом и оптимистичным взглядом на жизнь вернул радость, веру в прекрасное будущее.
Оливье: Он возродил идею гламура. Это такой гимн жизни. Диор учит оптимизму и надежде. Я думаю, феминизм нынешнего креативного директора Dior Марии Грации Кьюри тесно связан с феминизмом Диора, который дал женщинам возможность снова стать настоящими женщинами.
На выставке уделяется внимание всем креативным директорам Dior. Как, на ваш взгляд, они распорядились творческим наследием кутюрье?
Оливье: Безусловно, все они очень многое сделали для Дома. Поразительно, но в Dior — несмотря на то, что у каждого креативного директора собственные стиль и восприятие моды — живо ощущение чего-то постоянного, последовательного, что сохраняется все эти семьдесят лет, и именно в этом, на мой взгляд, сила Дома.
Флоранс: Я заметила, что появление каждого нового креативного директора было большим сюрпризом для всех. Взять, например, Ива Сен-Лорана, сменившего Кристиана Диора, — для того времени это был смелый выбор.
На выставке особое место уделяется фотографии. Как, по вашему замыслу, эти снимки должны взаимодействовать с платьями и другими экспонатами?
Флоранс: Это своеобразный диалог. Большинство фотографий расположено рядом с платьями. Благодаря им можно узнать, как именно те или иные модели носили в годы их создания.
Оливье: Работы Диора своими лекальными линиями напоминают скульптуры, они очень фотогеничны. К тому же взгляд фотографа на творчество Диора предлагает любопытную перспективу: модельер разбирался в сюрреализме, знал Брассая и Ман Рэя. А еще он застал переход от иллюстрации к фэшн-фотографии и сразу понял, как сильно это повлияет на модную вселенную.
Какие малоизвестные стороны жизни и личности Кристиана Диора раскрывает выставка?
Оливье: Его человечность, гуманизм. Он искренне верил в силу творчества и искренне желал сделать женщин красивее и счастливее.
Флоранс: В первом зале можно увидеть письмо, написанное Кристианом Диором еще до того, как был открыт Дом моды. В нем он делится своими тревогами. Это очень трогательное чтение — ведь кутюрье тогда даже не представлял, какой необыкновенный успех его ждет.
Текст Анастасия Громова