
12 апреля в главном здании Пушкинского музея открывается выставка «Легенды датского дизайна». Московский музей дизайна подготовил ее с Королевской библиотекой Дании и копенгагенской Dansk Møbelkunst Gallery, пойдя по принципу Less is more. Костяк экспозиции составляют восемь стульев и один светильник — но это самые главные вещи самых главных датских дизайнеров.
Каждый объект станет центром мини-экспозиции: рисунки, чертежи, постеры, архивные снимки и фильмы расскажут о том, как датский дизайн в XX веке завоевал сердца и обывателей, и декораторов, определив во многом среду, в которой все мы живем сегодня.

Стул «Фааборг» положил начало золотому веку датского дизайна, основоположником которого считается его автор Кааре Клинт (1888–1954). Стул был сделан для Художественного музея Фааборг — он очень легкий, чтобы его было просто переносить из одного угла выставочного зала в другой

Эффектное кресло для Королевской ложи Концертного зала Датского радио в Копенгагене придумал Финн Юль (1912–1989). Он, к слову, долго сотрудничал с архитектором здания — Вильгельмом Лауритценом.

В 1960 году кандидаты в президенты США Джон Кеннеди и Ричард Никсон вели теледебаты, сидя именно на таких деревянных стульях с плетеным сиденьем и закругленной спинкой. Их разработал Ханс Дж. Вегнер (1914–2007), получивший почти все главные дизайнерские награды мира.

Стул «Муравей» из цельного куска фанеры на трех стальных ножках — дело рук великого Арне Якобсена (1902–1971). Получивший архитектурное образование Якобсен любил разрабатывать проект комплексно: так, для аэропорта авиакомпании SAS и Королевского отеля в Копенгагене он сам спроектировал все детали интерьера, вплоть до столовых приборов.

На создание «Испанского стула» Бёрге Могенсена (1914–1972) вдохновила поездка в Испанию. Дизайнеру, который боролся за удешевление производства и доступную по цене мебель, понравились тамошние предметы обихода, в которых читалось мавританское влияние.

Самый знаменитый (и кажется, самый копируемый) стул XX века Вернер Пантон (1926–1998) сделал из цельного куска формованного пластика. На воплощение этой идеи ушло 7 лет — помог опыт работы с новыми материалами. Современный образец стула Пантона будет стоять в интерактивной зоне выставки: на нем можно будет и посидеть, и сфотографироваться.

Прототипом складной «Модели РК91» послужил египетский складной стул примерно 1500 г. до н.э. Известный любитель переосмысливать историю Поль Кьерхольм (1929–1980) использовал здесь свою любимую сталь, скомбинировав ее с парусиной и кожей: подобные сочетания позволяли ему добиваться эргономичности.

Стул «Ракушка» из многослойной гибкой фанеры — один из экспериментальных проектов Греты Ялк (1920–2006). Дизайнер любила работать с новыми материалами и проектировала мебель для промышленного производства, которую создавали в Европе и Америке.

Лепестки «Артишока» заливают помещение удивительно мягким ровным светом — и уже почти 60 лет светильник продолжает пользоваться неизменной любовью декораторов. Что логично: его автор Поль Хеннингсен (1894–1967) был не только гением дизайна, но одним из основоположников теории освещения.
До 11 июня, Главное здание ГМИИ им. А. С. Пушкина