5 августа | Мария Атчикова
«Время, назад!»: клеточные компоненты ухода, которые останавливают старение кожи
Экзосомы, факторы роста, биостимуляторы — в последние годы о них говорят так много, что даже скептики, кажется, вот-вот потеряют осторожность и ринутся в погоню за вечной молодостью. А что, если они действительно способны повернуть время вспять?
Несмотря на многочисленность исследований, вопрос использования экзосом все еще находится скорее в серой зоне. Как и экстракт плаценты и пептиды животного происхождения, они разрешены для применения в косметике, но формального одобрения и подтверждения безопасности еще не получили. И дело здесь даже не в возможной опасности — скорее в формулировках: FDA, например, уже одобрило несколько исследований активности экзосом, проведенных с участием волонтеров, но компании изучают перспективы их использования в медицинских, а не в косметических целях.
Глубже всех в тему экзосом погрузилась Корея — там эта сфера биохимии щедро финансируется, в том числе и правительственными грантами, — и ExoCoBio, например, уже патентует экзосомы не только для косметологии: разброс интересов поражает — от лечения онкологии до производства асбеста. В России патенты, касающиеся сигнальных молекул, начали массово регистрироваться около десяти лет назад. В 2021 году была опубликована работа Курчатовского института, наделавшая немало шума: ученые доказали, что в экзосомы, выделенные из грейпфрута, можно «упаковать» белки и доставить их по месту назначения без повреждения этой «упаковки». Ее фруктовое происхождение — ключевой момент и решение проблемы поиска источников сырья: фильтровать экзосомы из клеток человека не так-то легко.
Впрочем, и животные клетки в этом поле продолжают играть одну из важнейших ролей. Так, российский бренд Heleo4 в линейке Exo использует донорский материал пуповинных стволовых клеток. Их получают на базе самарского Центра клеточных технологий и они, как говорится в релизе, «демонстрируют наилучшие показатели здоровья по сравнению с клетками, выделенными из костного мозга, жировой ткани или периферической крови». Запатентованный комплекс Cellexon марки Exellance Moscow — отфильтрованные клетки быстрозамороженного мозга эмбрионов копытных сельскохозяйственных животных. Japan Natural Laboratories использует очищенный от протеинов экстракт крови молодых новозеландских бычков. У корейского BNV Biolab — фильтрат культуральной среды фибробластов. «Любой пептидный препарат, созданный на основе фибробластов, будет содержать определенное количество экзосом, так как это часть клеточной системы живого организма, — комментирует доктор Джун Чой, профессор, дерматолог, член консультативного совета BNV Biolab. — Чтобы получить препарат, в котором концентрация экзосом позволила бы им играть роль активного компонента, нужно отфильтровать их от основного клеточного содержимого без потери полезных свойств, а это уже требует отдельных технологий».
Гибкость формулировок оставляет простор для маркетингового воображения: точно так же, как на волне моды на микробиом практически все средства с обычными базовыми питательными веществами в составе стали внезапно «микробиом френдли», пептидные формулы и даже клеточные экстракты растений превращаются в «экзосомальные». На рынке сотни средств с экзосомами всех возможных растений — от центеллы до иван-чая, который по такому случаю предлагают называть строго официально: Chamaenérion angustifolium. «Сейчас растительные экзосомы крайне интересны с точки зрения более эффективного в сравнении с обычными растительными экстрактами управления процессами в клетках, — продолжает Алексей Прокопов. — Это самой природой упакованные компоненты, обладающие более высокой активностью, чем обыч- ные экстракты. Но в целом в данной теме пока слишком много хайпа. Появление экзосом — это интересно и перспективно, но сегодня по части сравнения действия простого экстракта и экстракта, обогащенного экзосомами, нет никаких уверенных исследований. В теории экзосомы действительно должны вызывать более активный клеточный ответ, но чтобы технология пошла в массовое производство, нужны доказательства ее эффективности».
Чтобы новая технология буквально «пошла в народ», о ней, по мнению многих экспертов, нужно говорить как минимум пять лет. И желательно не только говорить, но и показывать, насколько она хороша. У новичков в этом поле случился многообещающий старт — остается только следить за дальнейшим ходом событий. Но учитывая, как быстро развивается эта часть индустрии и сколько денег компании вкладывают в исследования компонентов для «долголетия» — это, кстати, тоже новое слово, которым нам предлагают заменить надоевший термин «антивозрастной», дескать, мы с возрастом не боремся, а просто улучшаем качество жизни, — у новичков есть фора.
Источник фотографий: печатная версия журнала U MAGAZINE Лето 2024, @sophiaschwan, @lisathomas
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess