Под занавес зимнего сезона, аккурат к парижским показам, на которых часто презентуют самые громкие новинки года, соцсети захлестнула волна обращений парфюмеров. Повод весомый: все чаще и чаще при создании духов компании используют искусственный интеллект и самые разные приспособления, призванные улучшать пользовательский опыт и делать парфюмерию более полезной
Первый эксперимент с AI прошел практически незамеченным, потому что с алгоритмами тогда, в 2019 году, играли далекие для нас бразильцы O Boticário. Цель была благая: создать аромат, который понравится абсолютному большинству людей, и при этом оптимизировать по части затрат рабочего времени сам процесс. В дело пошел алгоритм Phylira, разработанный IBM Research и парфюмерным концерном Symrise. В теории программа должна была изучить и обобщить данные по самым популярным ароматам, причем более широкие, чем направления или насыщенность композиций, которыми часто оперирует маркетинг. Такой подход действительно сократил время разработки композиции со среднестатистических трех лет до всего лишь шести месяцев, но возникла проблема: дорабатывать и «редактировать» машинную формулу пришлось живому парфюмеру. В результате O Boticário выпустил лимитированную пару ароматов Egeo, мужской On You и женский On Me. Описать их проще всего словом «салат»: в обоих больше двадцати парфюмерных нот, включая страстоцвет и черноголовку в женском и пажитник с ананасом в мужском, но пахнут при всем богатстве палитры они скорее невыразительно.
Два года спустя за дело взялись серьезнее: Rabanne представил аромат Phantom, созданный с использованием системы анализа IFF Science of Wellness — это AI с добавлением инструмента, который сводит данные по эмоциональному отклику и запахам. Грубо говоря, подсчитывает в цифрах уровень счастья от каждого запаха. Парфюмеров, использовавших этот алгоритм, было четверо, а задача перед ними стояла более узкая: связать воедино ароматические аккорды, стимулирующие у мужчин ощущение сексуальности, уверенности в себе, наполненности энергией. Запуск стал успешным — этот аромат до сих пор пользуется популярностью, — но с оптимизацией не сложилось: четыре парфюмера (особенно учитывая, что двое из них, Анн Флипо и Доминик Ропьон, — мастера-парфюмеры) практически никогда не работают над одной композицией. Та же компания и на базе тех же технологий помогла создать для Givenchy Irresistible специальный аккорд Antimorose — такое название с красивой игрой слов (в примерном переводе — «роза антиуныние») было дано потому, что исследование доказало оптимистичный характер этих нот. Нельзя не отметить, что с точки зрения подачи новинок использование AI выглядит интересным, и возможно, поэтому тот же самый алгоритм IFF был призван к разработке и Moschino Toy 2 Pearl, который весь целиком вызывает ощущение сексуальности — и далее по списку, — только уже у девушек.
«Искусственный интеллект по крайней мере на сегодняшней стадии развития не станет заменой человека, — уточняет Кристоф Ладамиэль, основатель DreamAir и с недавних пор официальный парфюмер стартапа машинного обучения Osmo. — Композиторам нужны хорошие звукорежиссеры, чтобы их музыка становилась лучше. Художники должны сотрудничать с учеными и технологами для разработки новых форм выражения, новых инструментов, пигментов и материалов, электронных эффектов. Проще говоря, наука и технологии позволяют искусству выходить за рамки собственных границ, и в конечном итоге именно в тандеме создается новый уровень эмоций для людей». Сомневаться в эффективности такого сотрудничества не приходится: совсем недавно Osmo создал три новых каптива — собственные молекулы, которые компаниям-производителям душистых веществ дают возможность зарабатывать самые большие деньги и которые до этого просто не существовали ни в природе, ни на рынке синтетических молекул. Две жасминовых ноты — как будто подсвеченный изнутри солнечными лучами Glossine и мощный индольный Quasarine — и имбирную фиалку Fractaline, играющую то пудровыми, то специевыми гранями в зависимости от композиции, в которую ее помещают. Созданы они были очень быстро, потому что алгоритм может анализировать миллиарды ароматических веществ и собирать из них абсолютно новые с невероятной скоростью, контролируя при этом нюансы, недоступные человеческому носу.
L'Oréal не давно инвестировал в нейротехнологический стартап Emotiv, в частности из-за того, что у последнего есть большая база данных, которая поможет в будущем создавать персональные ароматы с 95% попаданием. Еще одна подобная компания EveryHuman уже создала алгоритм, умеющий не только анализировать ответы на вопросы из довольно длинной анкеты о стиле жизни, но и проводить параллели между личными данными и парфюмерной big data и тут же смешивать нужную композицию. Рассказываешь роботу, какие джинсы и рубашки ты любишь носить и какой кофе пьешь по утрам, а он находит правильную концентрацию этилмальтола, которая в твоем персональном аромате заиграет ровно так, как нужно. Совсем свежая новость: Estée Lauder инвестировала в компанию Exuud, владеющую патентом на растительный полимер, способный впитывать и отдавать ароматы, — что-то вроде волшебной губки, подчиняющейся программе.
За примерами использования таких технологий далеко ходить не надо: буквально за полгода до этого у Parfums de Marly вышла система с аромакартридами. Ее инновационность заключалась только в одном, но важном: она контролируется человеком, причем абсолютно. Это диффузор с сухим распылением — парфюмерная дымка не оседает на окружающих предметах и не впитывается в ткани. С помощью приложения можно настраивать нужную интенсивность ароматизации, и — этого точно ни у кого еще не было, и вряд ли кто-то сделает это в ближайшее время — после выключения систем воздух полностью очищается от запаха за три минуты.
Контроль — важное слово для темы, связанной с запахами, воздействующими на эмоциональный фон человека. Компания Shiseido, которая больше десяти лет назад запустила программу нейроаналитики данных, наверняка не преставляла, до каких пределов дойдет наше стремление все контролировать. Тогда идея была в создании запахов, усиливающих действие косметики, — отдушек антицеллюлитных кремов, добавляющих энергии и помогающих заниматься спортом. Clarins совсем не давно обновил свою линейку Multi-Active, пользуясь тем же принципом: их запах на 20% должен снижать стресс и тем самым усиливать антивозрастное действие.
Возможно, лет через десять мы действительно научимся управлять своим настроением настолько хорошо, что получим шанс завоевать мир, ничуть при этом не устав. Но скорее всего — не без помощи машинного интеллекта, который за нас поговорит с другими людьми и поймет, чего же все мы хотим. Пока же мы только пытаемся разобраться с собой, но пытаемся так усердно, что это само по себе тянет на глобальный тренд.