29 октября

Воспоминания о лете: теплые пейзажи Нового общества художников на выставке Музея русского импрессионизма

24 октября Музей русского импрессионизма открыл заключительную выставку сезона — «Новое общество художников». Экспозиция рассказывает об одноименном творческом объединении, которое, как ни одно другое, ярко передает дух и атмосферу Серебряного века. До 26 января 2025 года вы сможете увидеть более 180 произведений живописи и графики представителей общества: Бориса Кустодиева, Александра Бенуа, Михаила Врубеля, Александра Гауша, Николая Милиоти, Евгения Лансере, Елены Киселёвой и многих других

Участники Нового общества художников мастерски работали с пейзажем: картины этого жанра активно приобретались на выставках объединения. В эти серые осенние будни особое внимание мы хотим уделить летним видам НОХовцев: они часто писали их в заграничных и загородных поездках. Вспомнить о солнечных теплых деньках и узнать все об одном из самом демократичном творческом объединении начала XX века вы можете уже сегодня в стенах Музея русского импрессионизма: определенно рекомендуем к посещению и делимся с вами нашей подборкой любимых пейзажей с выставки.

Петр Уткин. Вид усадьбы Новый Кучук-Кой в Крыму. 1913. Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

Воспоминания о лете: теплые пейзажи Нового общества художников на выставке Музея русского импрессионизма фото № 1
Имение Новый Кучук-Кой в Крыму в окрестностях Ялты представляло собой уникальный комплекс архитектурных, ландшафтных и художественных объектов, созданный в 1910-е годы: идеальное загородное место для художников и работы на пленэре. Усадьба принадлежала известному меценату Якову Жуковскому, двоюродному брату Надежды Забелы-Врубель, который дружил с Михаилом Врубелем, поддерживал его и был знаком со многими художниками-символистами. В 1907 году он обращается к участникам объединения «Голубая роза» — живописцам Павлу Кузнецову, Петру Уткину и скульптору Александру Матвееву — с предложением поработать над внешним и внутренним декором дома, а также устройством парка в крымской усадьбе.

Так, на протяжении нескольких лет голуборозовцы создавали изысканнейший ансамбль в формах стиля модерн. В представленном пейзаже символиста Петра Уткина можно рассмотреть майолику на стенах главного дома (частично этот декор сохранился до нашего времени) — эта глазурованная керамика была выполнена мастером Петром Ваулиным, еще одним экспонентом Нового общества художников.

Ольга Делла-Вос-Кардовская. Натюрморт. Желтые цветы в синей вазе. До 1952. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург

Воспоминания о лете: теплые пейзажи Нового общества художников на выставке Музея русского импрессионизма фото № 2
Изображение цветов было одним из любимых «ответвлений» натюрморта у членов Нового общества художников: цветы на картинах и акварелях Михаила Врубеля, его розы и сирень, пленэрные зарисовки Михаила Матюшина и его учеников, цветочные натюрморты Ильи Машкова — вот далеко не полный перечень стратегий работы с природными сюжетами у представителей творческого объединения. Поэтому смело заявляем: если вы часами можете рассматривать каждый лепесток и его исполнение на картинах — вам точно нельзя пропустить новую выставку в Музее русского импрессионизма.

Ольга Делла-Вос-Кардовская, жена одного из учредителей Нового общества художников Дмитрия Кардовского, тоже часто создавала натюрморты с цветами. «Желтые цветы в синей вазе» художница пишет, скорее всего, на семейной даче: помимо обеденного стола, цветов и сервиза, на втором плане она изображает открытую на солнечную улицу дверь, благодаря которой натюрморт приобретает совершенно новое живое звучание и наполняется свежим теплым воздухом.

Лидия Верховская. На террасе. 1910-е. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

Воспоминания о лете: теплые пейзажи Нового общества художников на выставке Музея русского импрессионизма фото № 3
Лидия Верховская, малознакомая сегодня широкому зрителю, училась у академика-импрессиониста Яна Ционглинского и переняла многие стилистические черты живописца. Специализировалась художница на изображении интерьеров комнат и видов природы, которые активно демонстрировала на выставках Нового общества художников.

В начале 1910-х годов Верховская совершает путешествие в Испанию и Францию — европейские впечатления художницы демонстрировались на 9-й выставке Нового общества. 

Вполне возможно, именно в этот период и была создана картина «На террасе»: костюмы героев на ней пропитаны «классическим» южно-европейским настроением. Пейзаж изображает безмятежную обеденную сцену: зенитное солнце, цветущие деревья, играющие на улице дети и отдыхающие в тени взрослые. Наблюдая за такой картиной, так и хочется присоединиться к героям и разделить их времяпрепровождение: неспешное чтение любимой книги на огромной террасе, увитой виноградом.

Александр Бенуа. Бретонский пейзаж. 1906. Государственный Русский музей

Воспоминания о лете: теплые пейзажи Нового общества художников на выставке Музея русского импрессионизма фото № 4
Александр Бенуа, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», активно принимал участие и в выставках Нового общества художников, на которых можно было встретить его графические работы, архитектурные пейзажи, созданные во время иностранных поездок, и другие произведения. Как искусствовед и критик, живописец также часто писал статьи об участниках НОХ и их творчестве.

В середине 1900-х Александр Бенуа много работал во Франции — в Версале под Парижем и в Бретани. Именно тогда художник, получивший известность как искусный график, стал много писать маслом по холсту. Бретонские пейзажи Бенуа выполняет на пленэре: он изображает северный французский полуостров применяя стилистику и приемы европейского модерна. Эту серию художник создает по-настоящему теплой и летней: маленькие домики на фоне безоблачного солнечного неба и тихого моря дарят настоящее ощущение спокойствия и умиротворения.

Екатерина Гольдингер. Апельсины. 1913. Химкинская картинная галерея им. С. Н. Горшина

Воспоминания о лете: теплые пейзажи Нового общества художников на выставке Музея русского импрессионизма фото № 5
В заключение — самая итальянская картина из нашей подборки: «Апельсины» Екатерины Гольдингер. В начале 1900-х годов художница учится живописи у преподавателей МУЖВЗ — Константина Савицкого и Леонида Пастернака, а с 1905-го уезжает в поездку по европейским странам, где в том числе занимается в частных студиях Парижа. 

Выставлялась Гольдингер с 1904 года — на экспозициях передвижников, Московского товарищества художников, Союза русских художников и Нового общества художников. Предпочитая жанры интерьера и портрета, Гольдингер работала и на пленэре: на 7-й выставке НОХ она показывала 12 произведений, в том числе «Апельсины (Sorrento)», написанные в Италии. В деталях — на картине изображена лишь часть апельсинового дерева и ничего более — художница мастерски передает атмосферу летнего итальянского дня.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147