26 февраля

Тренды в современном искусстве 2025 года: что сейчас в центре внимания?

Смена парадигм в нашем мире, несущемся на магистрали времени с непривычно высокой скоростью, происходит очень быстро. Искусство, хотя и не следует в обычном понимании моде и трендам, тоже меняется, и уследить за ним бывает непросто. Причем меняются не только объекты, но и зритель. За помощью и советом мы обратились к профессионалу в области современного искусства — Рузанне Оганесян, соосновательнице арт-платформы современного искусства Elephant in the Louve. Вместе с Рузанной разбираемся, что в наступившем году будет цениться особенно высоко и где искать свежие акценты

«Relax», Юстина Комиссарова фото № 1
«Relax», Юстина Комиссарова
Направления, идеи, техники: чего ожидать

За последний год-полтора наблюдается тенденция возвращения к «корням» — проектам, сочетающим традиционные локальные техники и современное искусство. Эти инициативы требуют глубокого погружения в тему и серьезной исследовательской работы, зачастую в рамках резиденций, так что этот формат тоже набирает популярность.

«Завод. Рисунки. № 12», Егор Плотников фото № 2
«Завод. Рисунки. № 12», Егор Плотников
Также заметно возрос интерес к графике и фотографии. Ярким примером этого стала единственная в России ярмарка графики «Контур», дважды успешно проведенная в Нижнем Новгороде. Недавно она объявила о третьем выпуске, запланированном на середину мая, а также о запуске новой ярмарки «Контур.Фото».

Еще одна заметная тенденция — работа со стеклом. Концептуальные стеклянные объекты активно представлены как на персональных, так и на групповых выставках, отчасти сменяя недавний тренд на текстиль и вышивку.

«Зайди в сад и забудь», Наталья Чобанян фото № 3
«Зайди в сад и забудь», Наталья Чобанян
Наконец, стоит отметить все более частую интеграцию коллекционного дизайна в галерейные пространства и на ярмарки. На последнем blazar даже появилась отдельная секция, посвященная дизайну.

Как изменилась аудитория искусства

«Керамический объект из серии Детское время, Маленький велосипедист», Елена Шарганова фото № 4
«Керамический объект из серии Детское время, Маленький велосипедист», Елена Шарганова
У зрителей появляется большой интерес к посещению выставок и ярмарок. При том, что цены на входные билеты на такие мероприятия за год выросли — в некоторых случаях на 15-20%, — появились работы, доступные широкой аудитории (тиражная графика, принты), которые можно купить как на ярмарках и в музейных магазинах, так и в онлайн-галереях, и на маркетах современного искусства. В конце прошлого года и вовсе состоялось рекордное количество новогодних маркетов самого разного формата. Появился интерес к локальным историям, нетрадиционным медиумам, которые раньше не пользовались широкой популярностью.
«Резонанс» из серии «Метаморфозы», Евгения Косушкина фото № 5
«Резонанс» из серии «Метаморфозы», Евгения Косушкина

Кто будет задавать тренды

«Просто жук», Галя Фадеева фото № 6
«Просто жук», Галя Фадеева
Хотя ключевые музеи и продолжают предлагать актуальное искусство, эксперименты начинаются не с главных институций страны, а с небольших, нишевых галерей, где кураторы и художники работают более гибко и меньше зависят от рамок. Тренды, которые потом становятся очевидными на больших ярмарках изобразительного искусства, можно в зачатке заметить именно в галереях. Найти интересные работы можно в pop/off/art gallery, XL gallery, Marina Gisich Gallery, Anna Nova gallery, MYTH Gallery. Если интересно найти своего автора, обратите внимание на тех художников, кого поддерживают некоммерческие фонды современного искусства — например, LAF, «Сфера», Max Art Foundation. Список грантополучателей или участников резиденций, как правило, доступен на сайте фонда — там обычно собрана плеяда талантов, которым еще только предстоит громко о себе заявить.

Три темы-2025

«Без названия», Петр Кирюша фото № 7
«Без названия», Петр Кирюша
Память, время, идентичность.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147