31 января | Зарина Козонова

Тернистый путь к главной роли: как менялся образ самодостаточной женщины в кино

Сейчас сильная женщина в кино — многогранный образ. Но такими разными самодостаточные героини с экрана были не всегда. Решили рассмотреть этот троп с самого его начала

Эмансипация

Вторая волна западного феминизма, которая началась в 70-х годах, привнесла изменения во все сферы жизни общества, в том числе разбавила образы главных героинь в кинематографе. До этого момента девушки на экране в основном были либо кокетками, либо дамами в беде, но боевых и своенравных женщин катастрофически не хватало. Хотя в реальности такие самодостаточные воительницы вовсю продвигали себе путь к независимости. И, кстати, сами снимали кино: к примеру, в 1970-м году в свет вышла «Ванда» — первый полнометражный фильм, в котором и автором сценария, и режиссером выступила женщина. Это была Барбара Лоден, и она же сыграла в своем детище главную роль. Ее героиня развелась с мужем, оставила ему детей и пустилась в безумное путешествие с грабителем банка, абсолютно игнорируя моральные принципы. Такое «безнравственное» кино осталось независимым, авторским и не обрело популярность, однако выстрелила другая картина, вышедшая несколькими годами ранее — это был фильм «Бонни и Клайд». С него начался Новый Голливуд и знакомство широкой публики с первой «боевой подругой».

«Ванда», «Бонни и Клайд» фото № 1
«Ванда», «Бонни и Клайд»

Боевая подруга

Голливуд 80-х не забыл то, как красиво выглядит девушка с пистолетом в руках, поэтому выдал оружие почти всем подругам главных героев в своих приключенческих фильмах. Но даже вооруженными все девушки Индианы Джонса в одноименной франшизе были на грани между самодостаточностью и беспомощностью, чтобы не отвлекать зрителя от центрального персонажа. Более заметная сила духа и характера наблюдается у Энн Льюис из «Робокопа», которая свободно могла и в бою защитить, и раненного полицейского накормить и выходить. А настоящий апогей «боевой подруги» пришелся на 90-е — эпоху боевиков и эру первой «Матрицы». Легендарная лента породила новый термин: «синдром Тринити», обозначающий интересного женского персонажа, достойного быть главным героем, но занимающим второстепенную роль. Это был явный прогресс для всех «девушек с пистолетом».

«Матрица», «Робокоп» фото № 2
«Матрица», «Робокоп»

Женщина с тяжелой судьбой

В нулевые вышел «Убить Билла» с такой потрясающей героиней, что ей как будто бы и не нужны никакие комментарии. Персонаж Умы Турман словно Тринити, победившая свой синдром — бывшая наемница, которая вышла из комы и решила жестоко отомстить всем предателям. В одиночку она сражается с профессиональными киллерами и выходит из трудных жизненных обстоятельств, доказывая, что никакой «боевой друг» ей не нужен. Конечно, героини с тяжелой судьбой были и за пределами боевиков. Например, в 2000-м мир увидел «Малену» — историю о роковой женщине. Малена не была дерзкой распутницей, а обладала завораживающей красотой и притягивала внимание мужчин. От чего и страдала. Ей пользовались как вещью, пока она ждала своего возлюбленного. У нее было столько поводов опустить руки, но Малена не сдалась. В этом и заключается сила самодостаточной, гордой героини.

«Малена», «Убить Билла» фото № 3
«Малена», «Убить Билла»

Карьеристка

На волне популярности ромкомов в двухтысячных стали появляться фильмы о девушках, влюбленных в свою работу. Здесь сценаристы и режиссеры не побоялись копнуть поглубже и подарили зрителям забавную, немного неуклюжую, слишком гламурную «Блондинку в законе», а еще строгую, стальную леди, главного редактора из «Дьявол носит Prada». Самодостаточность и независимость этих двух прогрессивных героинь не поддается никакой критике, зато подчеркивает изменения образа сильных женщин в кинематографе. И даже предвещает новую волну феминизма, что случится уже в десятых.

«Дьявол носит Prada», «Блондинка в законе» фото № 4
«Дьявол носит Prada», «Блондинка в законе»

Женщина без мужчины

Самодостаточные женщины в кино научились владеть оружием, добиваться карьерного роста и переживать трудности судьбы. Остался лишь материнский вопрос — может ли героиня сама воспитать ребенка. Кинематограф постоянно пытается ответить на него и показывает нам разные варианты. Самый свежий и немного отчаянный из них: отечественный сериал «Ева, рожай!» от онлайн-сервиса START. После тяжелого расставания Ева принимает решение «родить для себя». Но не все так просто: семья и друзья постоянно подталкивают ее к замужеству, а сама героиня борется с долгами, ищет работу и пытается забыть свое прошлое. Это современный сериал, и он не вызывает у зрителей дикого приступа удивления. Напротив, многим проект откликнулся и напомнил о важности быть той самой самодостаточной женщиной. Самодостаточной настолько, чтобы не обращать внимания на косые взгляды окружающих.

«Ева, рожай!» фото № 5
«Ева, рожай!»

Современные сильные женщины

Есть целый жанр кино и литературы, где самодостаточные и волевые героини никогда не были редкостью. И этот жанр — фэнтези. Из него мы узнали об избранных, то есть о сильных женщинах, наделенных особенным даром и выбранных высшими силами для великой миссии по типу спасения целого мира. Фэнтезийные картины часто показывают независимых девушек без привычных атрибутов: у них не обязательно есть пистолет в руках, они не боятся любви, но и не боятся быть одинокими. Это могут быть абсолютно разные персонажи, причем даже в одном проекте. Доказательство тому: новый сериал Кинопоиска «Иные», снятый в жанре исторического фэнтези. Одна героиня здесь — Анна, она избранная, то есть обладает тайной силой. От нее зависит исход столкновения двух миров, при этом сама Анна может положиться только на себя. Ее внешняя хрупкость прячет сильный дух, без которого девушке невозможно было бы остаться самой собой. А противостоит ей другая сильная и независимая — роковая женщина Катарина, живущая в постоянных муках из-за любви. Но она тщательно скрывает свои слезы и продолжает идти вперед. Создатели этого сериала не стали выбирать одну сильную женщину на роль главной героини, а наделили самодостаточностью обеих. Это и есть современное видение: сильная женщина — не один конкретный образ, их гораздо больше.

«Иные» фото № 6
«Иные»

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147