21 июня 2001

Светская жизнь и хроника XX века: как проводили время и наслаждались жизнью знатные сословия?

С 20 июня по 6 октября в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Журнал красивой жизни», посвященная страницам самого первого глянца в истории России — изданию «Столица и усадьба». Экспозиция позволит узнать о быте и жизни аристократических и светских кругов начала ХХ века, а мы расскажем о некоторых развлечениях, занимавших досуг знатных людей в дореволюционной России

Выставка "Журнал красивой жизни" в Музее русского импрессионизма фото № 1
Выставка "Журнал красивой жизни" в Музее русского импрессионизма
1913 год. Россия, как и остальной мир, стоит на пороге необратимых перемен. Но даже в самые неспокойные времена всегда находилось место для красоты и развлечений. Подобная жизнь была доступна не всем, но она ярко отражала настроения, которые существовали в высшем обществе — предчувствие, что жить надо смело и на широкую ногу, ведь завтра уже придет новая жизнь.

Именно в этот момент в Российской империи появился первый глянец «Столица и усадьба». Его целью стало запечатлеть светскую жизнь во всех ее оттенках и примирить уходящие традиции потомственной аристократии с богатством и модой «новых денег». В своем первом редакционном письме издатель Владимир Крымов писал: «Хотелось бы запечатлеть эти черточки русской жизни в прошлом, рисовать постепенно картину того, что есть сейчас, что осталось, как она видоизменяется, подчеркнуть красивое в настоящем». Именно эту философию несла «Столица и усадьба» вплоть до своего закрытия в 1917 году: показывать только красоту, только хорошее.
Выставка "Журнал красивой жизни" в Музее русского импрессионизма фото № 2
Выставка "Журнал красивой жизни" в Музее русского импрессионизма

А показывать было что. Светский мир находился в центре культурной жизни, диктовал ее веяния и вдохновлял тянуться к благам высшего общества. На страницах «Столицы и усадьбы» рассказывали о последних балах, вернисажах, театральных и балетных премьерах. Печатались профессиональные фотографии и портреты прекрасных дам в шикарных туалетах и интерьерах. Среди этих лиц можно было увидеть потомственных аристократок и представительниц новой богемы — жен коммерсантов, адвокатов, — а по их внешнему виду узнать о последней моде и что такое«хороший» вкус.

Станислав Жуковский. Имение Брасово. 1916. Оренбургский областной музей изобразительных искусств фото № 3
Станислав Жуковский. Имение Брасово. 1916. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

«Столица и усадьба» стала психотерапевтическим инструментом на фоне неизвестного, но близкого будущего. Жизнь на ее страницах позволяла забыться и завалидировать новой знати свой статус в обществе, которого они добились в последние десятилетия.

Спорт: лаун-теннис, охота, танго

Физическая активность занимала одно из центральных мест в досуге богатых людей. Найти себе занятие по душе было довольно легко, ведь они отличались особенным разнообразием. Одним из крупнейших трендов стала спортивная стрельба или Tir aux pigeons — идеальное занятие для тех, кто не любил или не имел возможности охотиться. Стрельба по голубям в то время была крайне популярна во всей Европе, особенно в Англии. В честь этого даже устраивали соревнования: выставлялись специальные стенды с чучелами птиц, а победитель получал в награду значительную сумму денег. Крупные помещики проводили время на парфорсной охоте, следуя за гончими на лошадях, а затем разделяли добычу на пикнике в приятной компании друзей и обсуждали последние новости и анекдоты.

В самом расцвете был лаун-теннис, сейчас известный как большой теннис. Русские аристократы еще 1870-х привезли его из Англии и активно развивали спорт в своих кругах. К началу ХХ века стали появляться профессиональные клубы и проходить международные соревнования, а особо талантливые спортсмены участвовали в конкурсах по всему миру. Увлечение не обошло стороной и Императорский двор. Николай II особенно покровительствовал развитию тенниса в России.

Николай Харитонов. Осень. 1913. Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина фото № 4
Николай Харитонов. Осень. 1913. Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

А вот на новомодные танцы в Императорском дворе смотрели недоверчиво —  особенно на танго, которое стало популярным в 1910-х. Из-за этого даже произошел казус: для первого выпуска «Столицы и усадьбы» Владимир Крымов поместил на одну из страниц дочь сенатора и промышленника Владимира Николаевича Охотникова Елену, которая за свои способности к танго получила приз на конкурсе в Париже. Незадолго до выхода выпуска девушку пожаловали во фрейлины, но упоминание в журнале грозило ей изгнанием с императорского двора. Ведь императрица считала подобные занятия неподобающими и развратными. Охотников попытался остановить печать журнала, но было поздно, поэтому он выкупил весь тираж и тем самым создал невероятный ажиотаж новому изданию. Позже выпуск допечатали, но уже без упоминания танго. 

Театр и балет: алмазы крепостных театров и меценатство

Рубеж XIX-XX веков стал рассветным для пластических видов искусства. «Столица и усадьба» постоянно печатала репортажи с последних премьер, рецензии на интересные спектакли и посещавшую их публику, а также истории о крепостных театрах и любительских постановках. В одном из номеров можно увидеть даже жалобу на то, что Станиславский упразднил музыкальные антракты и оставлял зал в темноте на время перерыва, чтобы приучить зрителей к сосредоточенному вниманию.

Театральное искусство ценилось особенно, а любовь к нему передавалась из поколения в поколение. Эта любовь взрастила меценатов из дворянский семей, которые прославили русский театр в Европе. В это же время шумели Дягилевские «Сезоны» в Париже, открылся первый драмтеатр МХТ, появлялись частные оперы. Просвещенные помещики находили даровитых актеров на подмостках крепостных театров и превращали их в алмазы, отправляя их учиться сценическому искусству.

Николай Богданов-Бельский. Портрет Марии Константиновны Кудашевой. 1903. Государственный Эрмитаж фото № 5
Николай Богданов-Бельский. Портрет Марии Константиновны Кудашевой. 1903. Государственный Эрмитаж

Особо страстные балетоманы и театралы после спектаклей поджидали молодых звезд сцены, чтобы решительно за ними поухаживать. Не спасало даже лето, когда театральных воспитанниц вывозили за город. Настойчивые, приодетые мужчины находили их и там. В остальном, театр оставался духовной пищей. Люди проходили не только пропитаться искусством, но и забыться, прожить чужие жизни, скорби и открыть себя новым идеям. 

Искусство: вернисажи и «мирискусники» 

Вернисажи — лучшее место, чтобы продемонстрировать свой утонченный вкус и изысканные туалеты. Галереи заполнялись людьми, а у особо интересных полотен разгорались оживленные дискуссии между хорошими знакомыми. Но на ранних мероприятиях в начале сентября были в основном столичные модники из числа новых промышленников и их жен. Помещики и высший свет все еще доживали сезон в своих имениях и не торопились в город, если не происходило важных событий.

Николай Беккер. В Крыму. 1917. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник фото № 6
Николай Беккер. В Крыму. 1917. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Экспозиции проходили на любой вкус: выставлялись известные и молодые академисты, модернисты, символисты, реалисты и импрессионисты. Художественная жизнь бурлила и постоянно менялась, образовывались различные «союзы», «объединения» и «товарищества». Они объединяли художников по стилю, месту проживания и творческим принципам. Публика активно принимала участие в творческой жизни, а за последними вернисажами следила в газетах.

«Столица и усадьба» много писала о деятельности художественной группы «мирискусников», чья ностальгия по “галантному веку” и декоративность идеологически совпадали с ценностями журнала. «Союз русских художников» делал акцент городском пейзаже, но старался следить за европейскими веяниями. Передвижники работали над социально значимым искусством, а «академисты» придерживались классики, показывая зрителям сюжетно-выразительно понятные картины.

Путешествия: до Нью-Йорка на пароме

С искусством были и тесно связаны путешествия. Для многих «Столица и усадьба» стала путеводителем по всему миру. Художники ездили на международные конкурсы, отдыхали на юге, искали вдохновению на пленэрах, а затем показывали привезенные из-за границы картины на выставках, о которых писали в журнале.

Ездили по всему миру: от Америки до Египта. Например, на пароходе «Царь» можно было доплыть из Архангельская в Нью-Йорк всего за 10-12 дней. До первой мировой по корабль курсировал по Европе, но когда Балтийское море стало небезопасным, маршрут перестроили до Америки. Также на страницах печатали репортажи из экспедиций. Один из материалов был посвящен открытию Северной Земли и Малого Таймыра Борисом Андреевичем Вилькицким. Такие путешествия развивали насмотренность и давали пищу для обсуждений последних трендов моды, архитектуры и интерьеров.

Светские дамы

Но главной приметой эпохи оставались дамы. Светские львицы, жены коммерсантов, юные артистки и знаменитости постоянно показывали свои лица в «Столице и усадьбе». По их портретам можно было понять о их богатстве, вкусе и интересах.

Александр Вахрамеев. Подруги. Тата и Валя. 1915. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого фото № 7
Александр Вахрамеев. Подруги. Тата и Валя. 1915. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого
Работа авторства Александра Ивановича Вахрамеева запечатлела двух молодых подруг. Одна из них Тата или Татьяна Трофимова была дочерью местного железнодорожного служащего. Девушки представлены с прическами «в греческом стиле», в летних свободных платьях с укороченными рукавами и вырезами на груди, которые пришли на смену более открытым бальным нарядом конца XIX - начала ХХ века.
Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Эскиз. 1911. Государственный Русский музей фото № 8
Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Эскиз. 1911. Государственный Русский музей
Супруга генерал-майора князя Владимира Орлова, начальника Военно-полевой канцелярии Николая II была законодательницей моды петербургского света. В ее салоне на набережной реки Мойки проходили самые яркие приемы. В обществе отмечали ее особенную элегантность и стиль. А вот ее портрет авторства Серова вызвал живую дискуссию. Считается, что художник недолюбливал знаменитую модель, поэтому изобразил ее несколько искаженно.
Матвей Зайцев. Портрет артистки Ольги Владимировны Гзовской. 1912-1915. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань фото № 9
Матвей Зайцев. Портрет артистки Ольги Владимировны Гзовской. 1912-1915. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Гзовская — талантливая драматическая актриса и оперная певица. Она играла на подмостках Малого театра и МХТ. Актерскому искусству училась у Станиславского, а танцам у Айседоры Дункан. В 1915 году попала в кинематограф и стала одной из первых актрис немого кино. Постоянно училась и реализовывала себя.

Каждый новый выпуск журнала «Столица и усадьба» становился предметом бурных обсуждений в столичных салонах. Такая светская иммерсивная гостиная от партнера выставки MR Group развернулась на -1 этаже музея. Посетители смогут послушать аудиогид пространства, изучить электронные версии архивных номеров журнала и альбомы об архитектуре и дизайне. Подчеркнет богемную атмосферу симфония Кирилла Рихтера, вдохновленная архитектурой проекта Symphony 34, и специально созданный аромат «Воздух красивой жизни» от ольфакторной художницы Анны Кабировой.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147