3 ноября 2023

Другой Paris+ par Art Basel: что осталось за кадром главных итогов ярмарки

О своих находках рассказала основатель образовательного проекта masters и галереи masters digital Полина Бондарева

Другой Paris+ par Art Basel: что осталось за кадром главных итогов ярмарки фото № 1
Минуя первые ряды галерей-гигантов остановимся на художественном приеме моей любимой художницы Анне Имхоф. Картина, на которую будто наложили фильтры, на самом деле представляет собой блистательную живопись. По реалистичности она напомнила мне нашего петербургского художника Керима Рагимова. Реализм в работах Анне выходит на новый уровень и является неоспоримым трендом среди современных художников как в живописи, так и в фотографии.
Anne Imhof фото № 2
Anne Imhof
Тому пример огромная работа немецкого фотографа Томаса Штрута, представленная галереей Max Hetzer. Кажется, достичь такого уровня детализации под силу только искусственному интеллекту, но здесь все наоборот: фотоаппарат, создающий такие снимки, выглядит куда более внушительно, чем компьютер, работающий с нейросетями. Обратимся к немногочисленным галереям, представляющим медиа-искусство. И, конечно, начнем с работы художника из Токио Ли Янга, работающего в стилистике японских комиксов. Представая перед нами в канонических аватарах, Ли работает с темами вечности и отсылает нас к буддийской философии.
Alicia Kwade; Roni Horn фото № 3
Alicia Kwade; Roni Horn
Еще один интересный стенд у галереи PM8, посвященный переосмыслению темы медиа, великого куратора Франциско Саласа. Здесь мы наблюдаем, как художники исследуют тему связи и взаимовлияния искусства и общества.Это дает нам возможность поразмышлять об истоках художественного процесса, зарождения анализа и кураторской концепции.
«Интересным трендом в этом году стала скульптура, и я имею в виду даже не сложносочиненные инсталляции и сайнс-специфик проекты, а именно большие имена художников, работающих с натуральными материалами»
Вот объекты из камня польско-немецкой художницы Alicia Kwade. Недавно ее работу можно было увидеть на месте той самой глины Урса Фишера на Вандомской площади.
Adel Abdessemed «Is Beautiful» фото № 4
Adel Abdessemed «Is Beautiful»
Абстрактные геометрические формы из стекла яркой американской художницы Roni Horn представляют огромные цветные глыбы, которые целиком поглощают наше внимание через цвет и материал. Современный американский художник, обладатель Золотого льва Венецианской биеннале в 1999 году, Doug Aitken один из моих фаворитов. Он часто работает с медиа, а на ярмарке представил работу из зеркал Terra. Художник все время переосмысляет тему природы, показывая деревья на огромных экранах, используя настоящую землю в медиа-инсталляциях, а здесь в названии “терра” (земля) — перед зрителями предстает калейдоскоп из зеркал.
«Работы художника являют нам целый фигуративный перформанс в статике, предлагая зрителю самостоятельно, используя воображение, предположить, какой эффект способно производить подобное искусство»
Три грации алжиро-французского художника Аделя Абдессемеда “Is Beautiful” стала одной из самых фотографируемых работ на ярмарке. Скульптуры выточены из мрамора и по фактуре нарочито напоминают картон. Своим провокационным искусством он обращает внимание зрителя на болезненные темы, показывая то, что большинство предпочитает не видеть. Ей же вторит и статуя Энтони Гормли, одного из известнейших современных британских скульпторов-монументалистов, в Continua. Используя тот же прием, но выполненная в металле еще в 2021 году, она также стремится показаться словно бумажной.
Olafur Eliasson; Carlos Cruz-Diez фото № 5
Olafur Eliasson; Carlos Cruz-Diez
Художник Carlos Cruz-Diez — еще один современный классик, работающий на стыке искусства и науки, считается одним из главных художественных новаторов ХХ и начала XXI века. Его работы можно было увидеть в прошлом году на Art Basel в Базеле. Он увлечен световыми эффектами и кинетикой, а его работы являют нам целый фигуративный калейдоскоп. 

Исследует тему science-art в своей работе и Olafur Eliasson, датский художник, который представлял свою страну на Венецианской биеннале еще в 2003 году. В своих работах он объединяет искусство, науку и природные явления. Его новая инсталляция представляет собой целую вселенную из ярких витражей. Яркие листы из плексигласа стоят на деревянной полочке и это абсолютно не спроста: такой прием создает интересную динамику. Художник стремится достигнуть технического эффекта не с помощью современных технологий, а через работу с оптикой и эксперименты с материалами.

Antony Gormley фото № 6
Antony Gormley
Еще одним открытием для меня стал музей Же де Пом в садах Тюильри. Требующий особого внимания и всегда показывающий не самые очевидные проекты, на этот раз представил выставки двух невероятных рассказчиков разных столетий: первой женщины фотографа викторианской эпохи Джулии Маргарет Камерон и несравненного художника-концептуалиста Виктора Берджина.
Julia Margaret Cameron фото № 7
Julia Margaret Cameron
Работы Джулии Камерон не просто показывают нам фотопортреты современников, они являются первыми экспериментами в работе с личностью, характером, стилизацией и постановкой того времени: тонкие, глубокие и полные воображения попытки не просто запечатлеть исторический портрет, но и дать нам повод для додумывания и дорисовывания.
Victor Burgin фото № 8
Victor Burgin
Великий Берджин не просто соединяет фотографии с текстом, в своих постерах он рассказывает целые истории и выстраивает повествование на основе теорий Жака Лакана о нарциссизме. Про него говорят “наблюдающий за наблюдениями”: по сути фотография и есть само наблюдение, свидетельство того, что нас окружает. Еще в 80-е годы он в своей работе “павильон для чтения” применял технологии, которые создавали впечатление будто кадр снят с дрона, а его видео работа с видами луны дополняется текстами, которые сопровождая визуал, дают нам возможность стать соавтором, закончить историю через обращение к собственным воспоминаниям и ассоциациям.
«Описывая все предыдущие работы на ярмарке и выставочные проекты, подводя итоги,  мне бы хотелось сконцентрировать внимание на самой форме подачи и на работе с материалами. Эти работы несомненно призывают нас замедлиться и осмыслить, сопережить увиденное, погрузиться в форму, простую, но материальную, и, как говорили про Берджина, остановиться за наблюдением наблюдения»

Источник фотографий: Полина Бондарева


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147