12 февраля | Зарина Козонова
Поэзия повседневности: русские импрессионисты о жизни в новой выставке Музея русского импрессионизма
С 14 февраля по 1 июня в Музее русского импрессионизма будет проходить масштабная выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм». На трех этажах музея будут представлены работы 70 художников, от Константина Коровина и Станислава Жуковского до Ильи Машкова и Петра Кончаловского. Собрали 6 картин с выставки, которые показывают, как русские импрессионисты поэтизировали и оживляли обыденные сцены
Алексей Корин. Вишневый сад. 1904. Государственный музей Палехского искусства
На картине «Вишневый сад» Алексей Корин будто подсматривает за женой: он выбирает очень необычный ракурс для этого полотна — мы смотрим на модель снизу вверх. Нарушение симметрии и непривычное расположение главной героини произведения не посередине, а на левой стороне холста, придает картине дух этюдности и небрежности, благодаря которому Корин умело создает ту самую атмосферу импрессионистической легкости.
Кириак Костанди. Прививка яблонь. 1911. Ростовский областной музей изобразительных искусств
Стиль Костанди отличается лирическим подходом к жанровым сценам на фоне пейзажа. Его работы могут изображать девочку, пасущую гусей, сцену дачного чаепития или картину «Прививка яблонь». Он мастерски вписывает фигуры людей в природный ландшафт, создавая яркую, наполненную светом живопись с красочными акцентами и световыми рефлексами.
Николай Пимоненко. За работой. 1893–1912. Новочеркасский музей Донского казачества
Живописный стиль Пимоненко, который можно назвать романтическим реализмом, сочетал в себе и явные элементы импрессионизма, которые добавляли то самое чувство еле уловимого мгновения каждой жанровой сцене художника. В картине «За работой» изображена мать и дочь за повседневной деятельностью: женщина шьет, а девочка, по всей видимости, занимается письмом (на столе стоит чернильница). Однако, обычное занятие приобретает совершенно особенную и таинственную атмосферу на полотне живописца благодаря его умелой работе с мазками и цветовыми оттенками. Профиль матери Николай Пимоненко детально прорисован в контражуре, в то время как окно, белая юбка и платье девочки, а также обстановка комнаты написаны широкими мазками белой краски с оттенками серого и розового.
Василий Поленов. На Оке. 1893. Частное собрание, Москва
Сама картина «Христос и грешница» была признана цензурой «вредной для народа» из-за изображения блудницы, однако император Александр III приобрел её для своего музея. На полученные средства Поленов купил участок на Оке и построил дом по собственному проекту (сегодня там находится музей художника). В картине, изображающей катание на лодке — теме, часто используемой импрессионистами, — Поленов применяет этюдную манеру. Если фигура мальчика в матроске прописана детально, то сама лодка и пейзаж вдалеке изображены более условно и эскизно.
Исаак Бродский. На даче (Академическая дача). 1906. Самарский областной художественный музей
Это произведение Исаака Бродского — яркий пример «обрезанной фотографической» композиции, одного из важных приемов, активно используемого импрессионистами. Бродский, несмотря на тягу к декоративизму стиля модерн, увлекался и французским течением, заимствуя его характерные приемов: он светлит колорит своих картин и фрагментирует композиции, при этом избегает пастозных мазков. Во время учебы в ВХУ живописец часто бывал на академической даче в Тверской губернии, где студенты летом могли работать на пленэре. Именно там была написана его картина «На даче». Полотно исполнено с помощью тех самых импрессионистических приемов: художник изображает цветник на переднем плане, играющие контрастные тени на земле и тщательно выписанный тонкий, паутинообразный узор темных веток на фоне светлых облаков, а также использует приемы фрагментирования композиции.
Серафима Блонская. Маки. 1903. Таганрогский художественный музей
Картины Блонской «Маки» и «Гуси», написанные в импрессионистической манере с ярко выраженной цветовой доминантой, были переданы в Таганрогский музей самой художницей. Художница активно работает с акцентами и сочетанием основного и дополнительных цветов: «Маки» выглядят как эффектная символистская постановка, яркое упражнение в смелой палитре, состоящей из двух дополнительных красок — зеленой и красной, которые усиливают яркость друг друга.
Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess