12 февраля | Зарина Козонова

Поэзия повседневности: русские импрессионисты о жизни в новой выставке Музея русского импрессионизма

С 14 февраля по 1 июня в Музее русского импрессионизма будет проходить масштабная выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм». На трех этажах музея будут представлены работы 70 художников, от Константина Коровина и Станислава Жуковского до Ильи Машкова и Петра Кончаловского. Собрали 6 картин с выставки, которые показывают, как русские импрессионисты поэтизировали и оживляли обыденные сцены

Алексей Корин. Вишневый сад. 1904. Государственный музей Палехского искусства

Алексей Корин. Вишневый сад. 1904. фото № 1
Алексей Корин. Вишневый сад. 1904.
Алексей Корин, ученик Василия Поленова в МУЖВЗ, родился в семье палехских крестьян, известных иконописцев. После окончания учебы с серебряной медалью он отправился на пленэр в Плёс, где работал с другими художниками. В 1890 году он женится на Серафиме Аммосовой, дочери художника-пейзажиста Сергея Аммосова. Молодая семья снимает дом купца Иосифа Клюшникова в Плесе, где, вероятно, была написана картина «Вишневый сад». Манера Корина, с ее «умеренным импрессионизмом», напоминает стиль Сергея Виноградова, с которым он был в дружеских отношениях и вместе работал на пленэре в Плесе. Оба художника писали жанровые сцены из жизни крестьян, часто изображая своих близких и друзей.

На картине «Вишневый сад» Алексей Корин будто подсматривает за женой: он выбирает очень необычный ракурс для этого полотна — мы смотрим на модель снизу вверх. Нарушение симметрии и непривычное расположение главной героини произведения не посередине, а на левой стороне холста, придает картине дух этюдности и небрежности, благодаря которому Корин умело создает ту самую атмосферу импрессионистической легкости.

Кириак Костанди. Прививка яблонь. 1911. Ростовский областной музей изобразительных искусств

Кириак Костанди. Прививка яблонь. 1911. фото № 2
Кириак Костанди. Прививка яблонь. 1911.
Кириак Костанди, которого художник и критик Петр Нилус назвал «художественной совестью Серебряного века», был потомком греческих переселенцев и вместо фамилии своего отца Василькетти использовал его отчество — Константиди. Родившись недалеко от Одессы, в детстве он рисовал на заборах мелом и углем, а в юности работал ретушером в фотомастерской и занимался в рисовальной школе. В начале 1880-х годов, после окончания петербургской Академии художеств, Костанди участвует в передвижной выставке с картиной «У больного товарища», которая была куплена Павлом Третьяковым. В 1885 году художник возвращается в Одессу, где начинает преподавать, активно выступая против «казенного академизма». В 1887 году он путешествует по Европе, где вдохновляется импрессионизмом и барбизонской школой. В 1890 году становится одним из основателей Товарищества южнорусских художников, а в 1907 году — действительным членом Императорской Академии Художеств.

Стиль Костанди отличается лирическим подходом к жанровым сценам на фоне пейзажа. Его работы могут изображать девочку, пасущую гусей, сцену дачного чаепития или картину «Прививка яблонь». Он мастерски вписывает фигуры людей в природный ландшафт, создавая яркую, наполненную светом живопись с красочными акцентами и световыми рефлексами.

Николай Пимоненко. За работой. 1893–1912. Новочеркасский музей Донского казачества

Николай Пимоненко. За работой. 1893–1912. фото № 3
Николай Пимоненко. За работой. 1893–1912.
Николай Пимоненко принял решение о переезде в северную столицу для продолжения обучения живописью после знакомства с Ильей Репиным: до этого начинающий художник посещал иконописную мастерской отца и Рисовальную школу Николая Мурашко. В 1882 году Пимоненко поступает в Императорскую Академию художеств в качестве вольнослушателя, где учится рядом с Михаилом Врубелем и Валентином Серовым. Работы художника, в основном жанровые картины, выставлялись в Европе — в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене, где пользовались успехом. Так, картина «Гопак» была удостоена золотой медали на парижском Салоне и приобретена в собрание Лувра.

Живописный стиль Пимоненко, который можно назвать романтическим реализмом,  сочетал в себе и явные элементы импрессионизма, которые добавляли то самое чувство еле уловимого мгновения каждой жанровой сцене художника. В картине «За работой» изображена мать и дочь за повседневной деятельностью: женщина шьет, а девочка, по всей видимости, занимается письмом (на столе стоит чернильница). Однако, обычное занятие приобретает совершенно особенную и таинственную атмосферу на полотне живописца благодаря его умелой работе с мазками и цветовыми оттенками. Профиль матери Николай Пимоненко детально прорисован в контражуре, в то время как окно, белая юбка и платье девочки, а также обстановка комнаты написаны широкими мазками белой краски с оттенками серого и розового.

Василий Поленов. На Оке. 1893. Частное собрание, Москва

Василий Поленов. На Оке. 1893. фото № 4
Василий Поленов. На Оке. 1893.
В конце XIX века Василий Поленов был в первую очередь известен своими масштабными картинами на темы европейской истории, а также работами на библейские сюжеты. Вдохновленный знаменитой картиной Ивана Айвазовского «Явление Христа народу», в начале 1880-х годов Поленов совершает первое путешествие на Ближний Восток, посещая Египет, Сирию и Палестину, откуда привозит множество этюдов и набросков. Эти этюды, многие из которых позже послужили основой для картины «Христос и грешница», были показаны на 13-й выставке передвижников и почти полностью приобретены Павлом Третьяковым.

Сама картина «Христос и грешница» была признана цензурой «вредной для народа» из-за изображения блудницы, однако император Александр III приобрел её для своего музея. На полученные средства Поленов купил участок на Оке и построил дом по собственному проекту (сегодня там находится музей художника). В картине, изображающей катание на лодке — теме, часто используемой импрессионистами, — Поленов применяет этюдную манеру. Если фигура мальчика в матроске прописана детально, то сама лодка и пейзаж вдалеке изображены более условно и эскизно.

Исаак Бродский. На даче (Академическая дача). 1906. Самарский областной художественный музей

Исаак Бродский. На даче (Академическая дача). 1906. фото № 5
Исаак Бродский. На даче (Академическая дача). 1906.
Пожалуй, самое необычное полотно, изображающее повседневную сцену, из нашей подборки. На первый взгляд кажется, что перед нами — привычный импрессионистический пейзаж без каких-либо включенных в него героев. Однако при детальном рассмотрении, картина приобретает должную «жанровость«»: за стволом дерева виднеется фигура другого живописца, работающего с мольбертом на пленэре.

Это произведение Исаака Бродского — яркий пример «обрезанной фотографической» композиции, одного из важных приемов, активно используемого импрессионистами. Бродский, несмотря на тягу к декоративизму стиля модерн, увлекался и французским течением, заимствуя его характерные приемов: он светлит колорит своих картин и фрагментирует композиции, при этом избегает пастозных мазков. Во время учебы в ВХУ живописец часто бывал на академической даче в Тверской губернии, где студенты летом могли работать на пленэре. Именно там была написана его картина «На даче». Полотно исполнено с помощью тех самых импрессионистических приемов: художник изображает цветник на переднем плане, играющие контрастные тени на земле и тщательно выписанный тонкий, паутинообразный узор темных веток на фоне светлых облаков, а также использует приемы фрагментирования композиции.

Серафима Блонская. Маки. 1903. Таганрогский художественный музей

Серафима Блонская. Маки. 1903. фото № 6
Серафима Блонская. Маки. 1903.
Серафима Блонская родилась в Верхнеднепровске Екатеринославской губернии, но выросла в Таганроге, куда ее семья переехала, когда девочке было пять лет. В 1892 году она поступает в Императорскую академию художеств в Петербурге. Ее дипломная работа «Девочки» была приобретена для музея Академии художеств. В 1909 году, вместе с мужем — художником Александром Леонтовским — Серафима возвращается в родной Таганрог, где основывает первую художественную школу.

Картины Блонской «Маки» и «Гуси», написанные в импрессионистической манере с ярко выраженной цветовой доминантой, были переданы в Таганрогский музей самой художницей. Художница активно работает с акцентами и сочетанием основного и дополнительных цветов: «Маки» выглядят как эффектная символистская постановка, яркое упражнение в смелой палитре, состоящей из двух дополнительных красок — зеленой и красной, которые усиливают яркость друг друга.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147