23 января | Зарина Козонова

Peach Fuzz History: как представлен цвет 2024 года в Историческом музее

Цветом 2024 года был выбран Peach Fuzz — нежный оттенок, образованный между оранжевым и розовым цветами, по мнению аналитиков Pantone, символизирует мягкость и стремление к заботе о себе и окружающих, а также вызывает ассоциации с воздушной, «пушистой» текстурой. Вместе с Историческим музеем выбрали предметы из их коллекции в этом оттенке года

Коробочка

Великосветские модницы во время торжественных приемов, балов, званых ужинов и прогулок использовали духи, пудру, мушки, помаду и румяна, всевозможные соли, бальзамы и ароматные масла. Все эти «сокровища» хранили также в специальных коробочках, шкатулочках и баночках. Внешне они зачастую напоминают друг друга, и лишь нюансы позволяют определить их назначение. Например, бонбоньерки (небольшие изящные коробочки для конфет), чаще всего имели съемные крышки. В декоре коробочек широко использовался язык символов. Роза служила признанием красоты, незабудка – обещанием верности, тюльпан – предложением о вступлении в брак и т.п. Овальная серебряная позолоченная коробочка, на крышке под стеклом помещен однотонный рисунок акварелью на кости, выполненный в технике гризайль, с изображением древнеримской богини Венеры и Амура на колеснице. Стенки и края крышки декорированы вальцованным орнаментом из лиственных гирлянд.

Коробочка. Франция, Париж. После 1838 г. ГИМ фото № 1
Коробочка. Франция, Париж. После 1838 г. ГИМ

Чайник с изображениями римских богинь

Чайники подобной овальной формы иногда называют «комодными» из-за сходства с причудливыми французскими комодами. Аналогичный рельефный декор с античными сюжетами использовался многими заводами Стаффордшира и Йоркшира. Тулово чайника украшают две рельефные композиции. На одной из них — римская богиня плодов Помона с рогом изобилия, на другой —  римская богиня свободы Либертас у алтаря Дружбы с посохом в левой руке, на который надет фригийский пастуший колпак. Аналогичный чайник хранится в собрании Музея Фицуильяма в Кембридже.
Чайник с изображениями римских богинь. Йоркшир. Дандердейл и компания. 1800-1820 гг. ГИМ фото № 2
Чайник с изображениями римских богинь. Йоркшир. Дандердейл и компания. 1800-1820 гг. ГИМ

Скульптура «Клеопатра»

Статуэтка повторяет мраморную скульптуру «Спящая Ариадна» из галереи статуй Музея Пия-Климента в Ватикане, которая в свою очередь является копией эллинистического образца начала II в. до н. э. Из-за браслета в виде змеи на левом предплечье фигуры до конца XVIII в. считалось, что это изображение Клеопатры. Красота и пластичность «Спящей Ариадны» поражали воображение художников, архитекторов, поэтов. На протяжении XVII-XVIII вв. копии статуи устанавливались во многих парках Европы, в России ее медная копия украсила Грот Камероновой галереи в Царском Селе. Мраморные повторения скульптуры находятся в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Скульптура «Клеопатра». Стаффордшир. 1790-1810-е гг. ГИМ фото № 3
Скульптура «Клеопатра». Стаффордшир. 1790-1810-е гг. ГИМ

Кабинет-гостиная в доме М.Т.  Пашковой на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Акварель интересна благодаря событию, в связи с которым, возможно, она и была создана. Об этом говорят две надписи. Первая, обнаруженная на оборотной стороне бумаги и ныне утраченная, зафиксирована одним из хранителей Исторического музея: Видъ комнаты въ Петербургъь на Невскомъ, где матушка была помолвлена в 1832 году, Февр. 23-го.... Вторая сохранилась на аналогичном рисунке из частного собрания: Гостіная Маріи Трофимовны в Пб-гп в 30-х. Следовательно, перед нами кабинет-гостиная Марии Трофимовны Пашковой, урожденной Барановой. Именно здесь 23 февраля 1832 г. состоялась помолвка ее родной сестры Л.Т. Барановой. Кабинет-гостиная — пространство для личной жизни, комната оформлена в соответствии со вкусами хозяйки. Свободно расставленная мебель отличается простотой, но вместе с тем изяществом.  Обращает на себя внимание повернутый к зрителю диван на колесиках, способный легко передвигаться по комнате. За ним стоит фортепьяно — обязательная принадлежность гостиных. В простенке между окнами — горка для фарфора. Наличие различных мелких предметов и безделушек типично для великосветского быта того времени. Открытая дверь дает нам возможность «войти» в дом, позволяя в недолгое отсутствие хозяйки кабинета внимательнее вглядеться в окружавший ее мир.

Кабинет-гостиная в доме М.Т.  Пашковой на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Неизвестный художник. 1830-е гг. ГИМ фото № 4
Кабинет-гостиная в доме М.Т. Пашковой на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Неизвестный художник. 1830-е гг. ГИМ

Центральный зал музеума в усадьбе графов Уваровых Поречье

Известный скульптор и художественный критик Н.А. Рамазанов, хорошо знавший графа С.С. Уварова и неоднократно бывавший в Поречье, оставил заметки об акварелях Л. Пича и прекрасное описание музеума: «…Скульптурная зала Порецкого дома полна произведений ваяния, совершенно разнохарактерных. Первое место между ними, без сомнения, принадлежит древнему саркофагу, приобретенному покойным графом из Римского палаццо Альтемс, где этот памятник находился 200 лет… Колоссальные статуи Минервы и Цереры, работы Финелли, представляют довольно удачное подражание древним. Шесть колоссальных бюстов: Данта, Микеля-Анджело, Тасса, Маккиавеля, Ариоста и Рафаэля, резца Салтарелли, замечательны, особенно два первые. Четыре женские статуи, по углам залы, в роде кариатид под канделябры, далеко не из лучших работ известного Тосканского скульптора Бартолини; но, сколько нам помнится, они, по словам самого графа, были приобретены им по случаю. Хороши две группы знаменитого Кановы, хотя они ничего не выражают: красота их заключается, собственно, в простых постановках женских фигур и в грандиозно наброшенных на них драпировках; поразительным же недостатком в этих группах бросается в глаза совершенная одинаковость голов. Каждая группа состоит из двух фигур: одна держит позолоченный герб Румянцевых, а другая — такой же герб графов Уваровых. Размещение статуй, красный цвет стен, перепадающий в малиновый, и освещение сверху делают эту залу самым выгодным помещением для произведений ваяния».

Центральный зал музеума в усадьбе графов Уваровых Поречье. Людвиг Пич. 1855 г. ГИМ фото № 5
Центральный зал музеума в усадьбе графов Уваровых Поречье. Людвиг Пич. 1855 г. ГИМ

Большая гостиная в стиле Людовика XV

Альбом был создан в 1872 г. известным художником В.С. Садовниковым и включает восемь акварелей. На пяти из них изображены интерьеры, а на трех — виды дачи княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, урожденной Нарышкиной, в Царском Селе. Княгиня З.И. Юсупова считалась одной из красивейших женщин своего времени, светской львицей петербургского общества, пользовавшейся благосклонным вниманием императора Николая I. Правнук княгини, знаменитый князь Ф.Ф. Юсупов, писал в своих мемуарах: «Разбирая прабабкин архив, среди посланий от разных знаменитых современников нашел я письма к ней императора Николая». Обращение Юсуповых к В.С. Садовникову было неслучайным, так как с 1850-х гг. художник много и плодотворно работал по заказам 3.И. Юсуповой. Интересно, что созданные художником интерьерные виды вклеены в альбом в определенной последовательности, листая альбом, зритель как бы переходил из зала в зал, «осматривая» их один за другим. Альбом акварельных видов дачи княгини 3.И. Юсуповой в Царском Селе — единственный известный на сегодняшний день источник для воссоздания уничтоженных в 1920-1940-е гг. парадных интерьеров уникального памятника отечественной архитектуры.

Большая гостиная в стиле Людовика XV. Рисунок из альбома «Дача княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе». Садовников В.С. 1872 г. ГИМ фото № 6
Большая гостиная в стиле Людовика XV. Рисунок из альбома «Дача княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе». Садовников В.С. 1872 г. ГИМ

Спальня императрицы Марии Федоровны в Английском дворце в Петергофе

Английский дворец был построен в 1781-1796 гг. по проекту архитектора Дж. Кваренги в пейзажном парке Петергофа. Им же в 1802 - 1805 гг. завершена отделка всех интерьеров. Прямо на стене — парадный портрет английской королевы Виктории, подаренный самой королевой императору Николаю I после его визита в Лондон в 1844 г. Слева над диваном — шпалера «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны». Портрет выполнен в виде бюста, окруженного цветочным венком. Шпалера создана в 1816 г. на мануфактуре Гобеленов в Париже. С 1822 по 1917 г. она находился в Английском дворце, сейчас — в Государственном Эрмитаже. Акварель с видом спальни императрицы Марии Федоровны из собрания Государственного исторического музея дает уникальную возможность увидеть одно из помещений дворца, полностью разрушенного во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Спальня императрицы Марии Федоровны в Английском дворце в Петергофе. Баумгартен Е.Е. 1914 г. ГИМ фото № 7
Спальня императрицы Марии Федоровны в Английском дворце в Петергофе. Баумгартен Е.Е. 1914 г. ГИМ

Веер

На балу веер был незаменимым спутником дамы, он охлаждал в душной атмосфере танцевального зала, служил модным и красивым аксессуаром, а ещё с помощью веера дама могла общаться с кавалером. С начала XVIII века веер почти всегда делался складным, и по тому, как его держит в руках дама, несложно было определить её настроение. Экран веера изготовлялся из плотной бумаги, шёлка и кружева, атласа, бархата и лайки, перьев. Пластины веерного каркаса делали из кости, перламутра, дерева, из панциря черепахи, золота и серебра. Каждый веер выполнялся несколькими мастерами: резчиком, позолотчиком, ювелиром, живописцем. Для знатных персон веера расписывали именитые художники, их хранили как драгоценность и передавали по наследству. Веера, принадлежавшие русским императрицам, были украшены драгоценными камнями, некоторые из них имели остовы из чистого золота. Складной плиссированный экран из бумаги, наклеенной на тонкую белую лайку, украшен живописной галантной сценой в стиле ХVIII в. Станок состоит из перламутровых пластин, покрытых гравированным геометрическим орнаментом. Гарды из золота декорированы лентами плоской скани с бриллиантами и сапфирами с одной стороны, бриллиантами и рубинами – с другой.

Веер. Мастерская Э. Шрамма (гарды) Художник А. Солде (экран). Санкт-Петербург. 1890-е гг. (гарды); Париж. 1878 г. (экран). ГИМ фото № 8
Веер. Мастерская Э. Шрамма (гарды) Художник А. Солде (экран). Санкт-Петербург. 1890-е гг. (гарды); Париж. 1878 г. (экран). ГИМ

Платье женское

В конце 70-х гг. во Франции широко распространяется английская мода, диктующая более скромные и простые формы. Для женского костюма «англез» характерны удобство, практичность, некоторое подражание мужской одежде в покрое, форме деталей, отделке. Платье состояло из нижнего облегающего платья (лиф и юбка) и верхнего распашного. Носили его на фижмах и небольшой ватной или волосяной прокладке, которая подвязывалась на спине к низу корсета для того, чтобы создать изогнутый профильный силуэт. Глубокое и широкое декольте отделывалось кружевной или гофрированной оборкой, но чаще было закрыто нагрудной косынкой. Юбка нижнего платья была чаще всего короткой и украшалась по низу широкой оборкой. Более нарядным вариантом является двойное платье, где верхнее застегивается на груди, оставляя открытым весь перед нижнего платья.

Платье женское. 1770-е гг. Франция . ГИМ фото № 9
Платье женское. 1770-е гг. Франция . ГИМ

Сервиз чайно-кофейный

Неизвестно, когда арабы узнали о кофе, но уже в XV в. он был достаточно распространен в мусульманском мире; в начале XVI в. с ним познакомились жители Ближнего Востока, затем Турции, в середине столетия — Европы, а несколькими десятилетиями позже голландцы завезли ароматный напиток в Северную Америку. В России кофе появился в начале XVIII в. вместе с новыми обычаями, изменившими быт высшего сословия. Тогда же начали изготавливать специальную посуду — в первую очередь кофейники, в которых кофе не варили, а подавали уже готовым. Серебряный, позолоченный внутри сервиз украшен медальонами с живописными эмалевыми изображениями, выполненными, вероятно, известной московской эмальерной фирмой, принадлежавшей Ф.И. Рюкерту.  Боярин с посохом, боярышня, крестьянские дети и богатырь написаны по мотивам картин известных художников.

Сервиз чайно-кофейный. Фирма О.Ф. Курлюкова. Москва. 1908–1917 гг. ГИМ фото № 10
Сервиз чайно-кофейный. Фирма О.Ф. Курлюкова. Москва. 1908–1917 гг. ГИМ

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147