18 апреля | Зарина Козонова
Наследница Фрейда: Как Анна Фрейд продолжила дело отца?
18 апреля в российский прокат вышел фильм Мэтта Брауна «По Фрейду» с Энтони Хопкинсом и Мэттью Гудом в главных ролях. В честь премьеры вспоминаем, какой была семья Фрейдов и как Анна Фрейд продолжила дело отца
Сюжет фильма «По Фрейду», который уже вышел в прокат, строится вокруг встречи Клайва Стейплза Люиса и Фрейда — они спорят о вере, страхах, науке и затрагивают ещё множество других тем. Всё это — на фоне начавшейся Второй мировой войны. Но в картине есть ещё одна важная линия, которую не стоит игнорировать, — это история Анны Фрейд, младшей дочери Фрейда. У Фрейда было шестеро детей, но почему именно история Анны показана в фильме? Потому что её связь с отцом действительно была уникальной. Девушка заинтересовалась психоанализом, когда ей было всего лишь 13 лет, уже в этом возрасте начала изучать работы отца и погружаться с головой в науку. Первым учителем Анны, который повлиял на ее формирование как личности и ученого, стал сам Фрейд. Он брал ее на свои лекции, сеансы с пациентами, Анна посещала заседания Психоаналитического общества и, кроме того, сама проходила курс психоанализа у папы. В 1912 году Анна окончила венский лицей для девочек, который готовил учительниц, и несколько лет после выпуска работала преподавателем в начальной школе. Этот опыт положил начало дальнейшей работе Анны по изучению поведения детей. В 1923 году, когда Анне было 28 лет, она открыла собственную практику, полностью посвященную детям — они, по ее мнению, нуждались в помощи гораздо больше, чем взрослые. Сначала Анну многие воспринимали как «дочь знаменитого Фрейда», а не как отдельного серьезного специалиста. Это происходило еще и потому, что у девушки не было медицинского образования. Однако исключительный талант Анны, внимание к деталям, тяга к науке и опыт работы учителем сыграли здесь решающую роль — у девушки прекрасно получалось работать с маленькими пациентами. Задача сложная — все дети разные, к каждому нужен свой подход, и к психоаналитикам они приходят чаще всего не по своей воле. Как Анне Фрейд удалось найти подход к детям? С помощью игровой терапии. Сначала Анна так устанавливала контакт со своими пациентами, а потом выяснила, что в игре дети могут выразить свои истинные тревоги и страхи. Почему так: потому что дети в силу возраста иногда бывают неспособны облечь свои переживания, чувства и эмоции в слова. Для них лучший способ взаимодействия — это игра; именно во время игры дети раскрываются, а их реакции могут сказать о многом. Анна Фрейд основала новый психологический метод, неофрейдистское направление — эго-психология. В его основу которого легло представление о том, что в процессе психоанализа стоит уделить особое внимание «Я» пациента, его Эго — сознательной части. Анна исследовала механизмы, с помощью которых эго человека обороняется от стресса и тревоги, а также изучала ранние отношения между ребенком и его родителями — потому что, по ее мнению, именно они формируют базу для психологического развития. Во время и после Второй мировой войны Анна Фрейд работала с огромным количеством детей, оказывала им психологическую помощь и помогала справляться с травмами. Кроме того, она принимала детей, выжившим в концлагерях — занималась их обследованием и психологическим лечением. Все свои наблюдения и выводы, сделанные в то время, она отразила в книге «Война и дети» (1943). Вклад Анны Фрейд в психоанализ очень значительный. Во-первых, она разработала теорию защитных механизмов человека. Во-вторых, открыла новый способ взаимодействия с ребенком — игровую терапию. В-третьих, в рамках изучения травм и защитных механизмов она впервые описала явление «идентификации с агрессором», которое позже назовут стокгольмским синдромом.
Источник фотографий: Пресс-материалы фильма «По Фрейду»
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess