Must-see: 10 ключевых работ Биеннале экологического искусства
До 20 ноября в Нижнем Новгороде проходит первая Международная Биеннале экологического искусства — масштабный проект, собравший художников из разных стран и переосмысляющий отношения человека и природы. В этот уикенд повод заглянуть на выставки особенно весомый: 19 июля с 17:00 до 23:00 пройдет Ночь Биеннале — с бесплатным входом и специальной программой. Собрали 10 самых значимых работ, которые стоит увидеть в первую очередь
Хо Гуй, серия скульптур «Окагами» (2024)
Художественное объединение ХО ГУЙ (Егор Ефремов, Мария Плаксина) создает тотальные инсталляции и паблик-арт, работает преимущественно со скульптурой и керамикой. В своих проектах художники используют глину, паклю, сено, дерево — органические материалы, которые легли в основу авторской скульптурной техники, близкой по способу лепки к ласточкиным гнездам. В работах они обращаются одновременно к уральской мифологии, местным ремеслам и промыслам, символическому образу земли, а также переосмысляют культуру Востока. Животные в их произведениях приобретают антропоморфные черты — их можно рассмотреть, заглянув в зеркальную часть скульптуры.
Кристина Флорес Пескоран, «Луна, Луна: Сад из сметанных яблок растет между моим сердцем и кожей»
Мультидисциплинарная художница из Перу, чьи работы представляют собой диалог между телом, процессами исцеления, медицинским опытом, семейной памятью и феминизмом. Свой путь исцеления Флорес Пескоран начала в подростковом возрасте, когда рак кожи привел к длительному медицинскому наблюдению. Она исследует альтернативы западной медицине и рассматривает исцеление как восстановление связи между телом и предками, укорененной в природных практиках. В своих произведениях использует доиспанские техники ткачества и окрашивания с применением лекарственных растений, входивших в ее рацион во время лечения.
Виктория Кравцова, «Тут не глубоко» (2024)
Молодая художница из Санкт-Петербурга, участница объединения «Х.О.Д». В своих работах Виктория соединяет сталь, бумагу и стекло — материалы с разными свойствами. Её творчество — результат наблюдений за природными процессами, в которых человек находит отражение собственных состояний. Инсталляция «Тут не глубоко» показывает периферию городской жизни, в которую проникают природные истоки. Знакомый многим жест — запускать круги на воде — здесь становится метафорой: это может быть и детская игра, и способ оставить след, и форма медитации. Через этот образ художница исследует повседневные, мимолётные формы взаимодействия человека с окружающей средой.
Роберт Чжао Жэньхуэй, из серии «Осколок» (2024)
Художник из Сингапура, работающий на стыке фотографии, архивистики и инсталляции. Его проект посвящен найденным в лесах Сингапура фрагментам стекла, которые за годы стали частью экосистемы. Вода, время и растения постепенно интегрировали осколки в природный ландшафт. Работа говорит о трансформации и забвении — как природа перерабатывает следы человеческой деятельности и превращает их в новые истории.
Эльза Гийом, «Нарезанный кальмар и нарезанная рыба» (2012–2020)
Французская художница, работающая с керамикой, графикой и инсталляцией. Вдохновляясь экспедициями в дикую природу и идеей современного кабинета редкостей, она превращает зарисовки из путешествий в керамические объекты. Ее произведения напоминают морских существ и олицетворяют границу между реальным и вымышленным. Через них художница размышляет о хрупкости экосистем и нашем восприятии неизведанного.
Янгкура, «Плава» (2025)
Южнокорейский художник Янгкура создал работу, в названии которой соединены слова «пластик» и «лава» — отсылка к термину «пластигломерат», обозначающему гибридный геологический материал. Он возникает, когда расплавленный пластик соединяется с породами, песком и ракушками. Впервые это явление было зафиксировано на Гавайях в 2006 году. Инсталляция Янгкуры говорит о новой геологии, в которой человеческие отходы становятся частью естественного ландшафта и маскируются под «естественное».
Александра Кехайоглу — художница из Аргентины. Объект «Река Парана-де-лас-Пальмас» представляет собой шерстяной ковер, созданный в технике ручного тафтинга. Работа посвящена изменениям в экосистеме дельты реки Парана — одной из самых широких и длинных рек в Южной Америке, — вызванным деятельностью человека. В последние десятилетия водно-болотные угодья этого региона, некогда богатые флорой и фауной, оказались под угрозой. Чтобы приспособить территорию под выращивание древесины, здесь начали высаживать инвазивные растения, которые постепенно вытеснили местные виды и нарушили природный баланс. Своей работой художница стремится привлечь внимание к экологическим проблемам региона.
Оланреваджу Теджуосо, «Дикое пламя» (2025)
Название работы нигерийского художника Оланреваджу Теджуосо отсылает к разрушительному ущербу, который огонь наносит окружающей среде — особенно почве и ее питательным веществам, составляющим основу жизни. Пожары уничтожают растительность и животных, истощают почву, что приводит к серьезным экологическим и социальным последствиям. Художник исследует эти вызовы и предлагает задуматься о важности бережного отношения к окружающему миру.
Минерва Куэвас, «Набросок голубого» (2013)
Видеоинсталляция «Глоток синевы» мексиканской художницы Минервы Куэвас создавалась у побережья Акумаль (Кинтана-Роо, Мексика). Этот регион входит в состав Мезоамериканского барьерного рифа — уникальной экосистемы, отличающейся богатством видов. Рифы не только являются средой обитания множества организмов, но и защищают побережье, смягчая силу волн и предотвращая эрозию. Художница фиксирует современное состояние рифа на видео, создавая визуальный образ борьбы за выживание и справедливость в условиях климатического неравенства и нестабильности.
Джоуи Холдер, «Криптид» (2023)
Инсталляция британской художницы Джоуи Холдер посвящена планктону — одной из самых недооценённых и малоизученных форм жизни на планете. В центре работы — видео, в котором чередуются лабораторные съемки планктона и изображения мифических существ, описанных на форумах криптозоологии и сайтах теорий заговора. Художница исследует, какое место эти «неизвестные существа» занимают в массовом воображении и какое значение имеют для экосистемы Земли.