21 апреля 2019

Юрий Квятковский о спектакле «Господин Слуга» и сложностях комедийного жанра

20 и 21 апреля в театре Ермоловой состоится премьера спектакля «Господин Слуга» — первого за последние 10 лет обращения театра к жанру чистой комедии. В преддверии премьеры режиссер Юрий Квятковский рассказал U magazine о работе над постановкой, которая обещать стать фаворитом зрителей.

Юрий, «Господин Слуга» — не рядовой спектакль для театра Ермоловой. В нем соединились рок-н-ролл, стендап и тонкий английский юмор. Понравится ли это ермоловским завсегдатаям?

Я не очень хорошо представляю зрителей театра Ермоловой, но, побывав на некоторых спектаклях, смею предположить, что это люди с очень разными интересами. Кому-то нравятся спектакли Диденко, кому-то Меньшикова. Но в любом случае пьеса Ричарда Бина работает на то, чтобы театр, который ее ставит, стал более народным, популярным среди широкого круга людей. У меня, кстати, не такой уж большой опыт создания проектов для массовой аудитории, и мне многому пришлось научиться. В первую очередь — не затягивать зрителя в авторский театр, а объединять зал вокруг юмора, понятного всем, не теряя при этом качества зрелища. Я ведь смотрел британские постановки, там практически после каждой реплики идет шквал зрительских эмоций. Переосмыслить и реализовать этот подход — интересный опыт! 

Юрий Квятковский о спектакле «Господин Слуга» и сложностях комедийного жанра фото № 1

Театр Ермоловой 10 лет не обращался к жанру чистой комедии. Насколько нелегко с режиссерской точки зрения было настроить актеров на нужную волну? 

Мы много времени потратили, чтобы разобрать технологию смешного, потому что, занимаясь другими задачами, артисты и старшего, и молодого поколения забыли, что такое работа в комедийном жанре. Нам потребовалось сделать действительно качественный рывок, чтобы возникли ритм и музыкальность. Потребовались колоссальное напряжение и предельная концентрация от всех-всех участников, чтобы довести игру до уровня пинг-понга. А потом уже внести в нее жизнь — ведь внутри этого ритма все равно нужно успевать и мысль донести, и ситуацию отыграть. Так что балет мы уже разучили, теперь надо сделать его содержательным. 

Были ли у вас какие-то ориентиры? 

Да, это и многочисленные западные образцы, и «Номер 13» в МХТ. Я все-таки считаю, что спектакль Владимира Машкова за счет участия в нем блестящих артистов стал предметом искусства. Никто в этом плане не удивлялся, почему Машков взялся за пьесу Куни.

Хорошо, что мы вспомнили про «Номер 13», потому что «Господин Слуга» в оригинале тоже бенефисная пьеса. В Лондоне она была поставлена под известного телеведущего Джеймса Кордена. Вы сознательно ушли от этой концепции, пригласив молодых актеров? 

Мы просто пытаемся превратить в героя бенефиса актера из труппы. Конечно, более цинично, по-продюсерски, было бы найти человека, который с точки зрения индекса популярности обеспечит кассу, но мне было интересно устроить актерскую лабораторию внутри театра. В любом случае, если ты не будешь лететь внутри этой роли, чувствовать, что ты центр притяжения и вокруг тебя закручиваются истории, ничего не случится. У нас в разных составах нарочито непохожие друг на друга артисты играют главного героя. Один моложе и худее, другой полнее и старше. Мы пошли на такой ход, чтобы опять же не утыкаться в несуществующий бенефис, а действительно организовать лабораторию.

Юрий Квятковский о спектакле «Господин Слуга» и сложностях комедийного жанра фото № 2

То есть «Господин Слуга» — тот спектакль, который нужно будет смотреть дважды?

Да, потому что с непохожими по типажу исполнителями главой роли это будут два разных спектакля. Кое-где меняется смысл положений и ситуаций от того, кто оказывается в их центре. Это интересный процесс, сложный, требующий терпения, потому что мы сталкиваемся с необходимостью разучить роль, как партитуру. 

Раз мы заговорили про партитуру. «Господин Слуга» — музыкальный спектакль, и в самой пьесе прописано участие скиффл-группы. Сложно было найти аналог в Москве?

Я сразу понял, что это должен быть коллектив Fire Granny братьев Леши и Саши Золотовицких. Они сыновья Игоря Яковлевича Золотовицкого, ректора школы-студии МХАТ, Лешу я знаю много лет. Он актер, режиссер, автор и исполнитель песен. Саша — мой студент, учился на курсе Брусникина. Оба они англоговорящие, и когда я бывал на их концертах, то просто поражался, какой пласт музыки они успели познать за свою жизнь — импортной, связанной со скиффл, кантри, буги-вуги, рок-н-роллом. Они уникальные в этом плане люди. И их группа точь-в-точь попадает в нужную для спектакля атмосферу. 

Юрий Квятковский о спектакле «Господин Слуга» и сложностях комедийного жанра фото № 3

То есть можно гарантировать, что скучно зрителю не будет?

По крайней мере, буги-вуги, как музыкальный жанр, противопоставляется скуке. Не могу же я, в самом деле, ответить, что будет ужасно скучно и не ходите на спектакль? Конечно, мы стараемся сделать весело и ого-го, но вместе с тем в упаковку с искрометной комедией хочется подложить еще кое-что нетривиальное, что заставит зрителей задуматься. 


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147