30 марта 2019 | Татьяна Паласова
Владимир Варнава: «Хочу поставить спектакль в церкви на хип-хоп-биты из 90-х»
Лауреат двух «Золотых масок», хореограф Владимир Варнава предпочитает холодной красоте имперского балета открытую эмоциональность современного танца, каждую секунду которого надо проживать — причем непременно с удовольствием. А еще он слушает рэп и рок-н-ролл и собирается поставить спектакль в церкви.
Буквально за пару лет хореограф Владимир Варнава, переехавший в Петербург в 2012 году, стал известен на весь мир. Его постановка «Ткани» на музыку Red Hot Chili Peppers гастролирует по России и вот-вот отправится в Калифорнию, балет в трех актах «Ярославна. Затмение» идет в Мариинском театре, а в марте Лондон увидит премьеру спектакля, поставленного вместе с израильским хореографом Дором Мамалией при поддержке фестиваля Context. Diana Vishneva. Конечно, его тут же начнут ждать в Москве, как дождались из Америки «Айседору» с Натальей Осиповой в заглавной партии.
На съемку для U magazine Варнава прилетел из Рима — там он второй год ведет мастер-классы в образовательном центре DAF (Dance Arts Faculty), где занимаются современными формами танца. Почему зовут? Сегодня он — свободный художник, избавляющий балет от жестких рамок классического канона, а еще, как выяснилось, немного философ.
Так сложилось, что балетных принято считать какими-то танцевальными маньяками. Интересно почему?
Балет часто сравнивают со спортом: большое значение имеют физическое совершенство, сила, гибкость, выносливость. Рецепт этого в ежедневном и часто монотонном повторении упражнений — думаю, это и вызывает у людей ощущение маниакальности. Еще у артиста должны быть красивые линии, харизма... Классический балет — танец, стремящийся к эстетическому идеалу, только он вообще не про природу человека.
Про что же тогда?
Я замечаю, что процессы, происходящие в театре, часто отражают форму государственного устройства. В советское время балет стал официальной танцевальной «религией» государства, возможности альтернативного подхода уничтожались. А еще этот танец подразумевал вертикаль, и в движении артистов, и в организации рабочего процесса: есть передовики — примы, и есть остальные, индивидуальность не приветствуется и культивируется точечно. В выборе главного хореографа страны фокус был на Григоровиче, хотя в стране работали и другие отличные мастера — Голейзовский, Якобсон, но кто о них знает сейчас, кроме узкого круга ценителей?
А кто ваш герой из великих фигур в балете?
Я люблю «Русские сезоны» и «дягилевский» период. Нижинский мне близок своей хрупкостью и эмоциональностью, Фокин нравится как хореограф. В книге Нижинского «Чувства» и мемуарах Фокина «Против течения» я нашел множество ответов на свои вопросы в профессии.
В чем главная особенность вашего подхода к работе как хореографа?
Моя философия проста: все, что происходит в танце, — проекция жизненных процессов. Я говорю про баланс, доверие, поддержку, инерцию, контакт. Для меня важно быть в моменте, осознавать, сколько метров между тобой и зрителем, ощущать тепло софитов, позволить зрителю увидеть мурашки на коже, работу мышц и позвоночника. Не размахивать конечностями, а проживать танец и, конечно, получать удовольствие. Танцу можно отдать очень много, но без удовольствия это бессмысленно.
Вы ставите балеты на самую разную музыку — от Стравинского и Прокофьева до Red Hot Chili Peppers. С каким еще материалом было бы интересно поработать?
Сейчас в плей-листе много исполнителей — Flying Lotus, Мозес Самни, Смоки Мо, ATL, Джон Фрушанте, Морис Равель. С детства люблю рок-н-ролл и хип-хоп, помню, слушал еще первые альбомы «Касты». К лету есть план поставить спектакль в церкви на хип-хоп-биты из 90-х. Не уверен насчет текста, но музыка качать будет. По сюжету это практически библейская история.
С Максимом Диденко вы сотрудничаете уже семь лет. Насколько для вас важно работать с единомышленниками?
У меня вообще нет ощущения, что я работаю, — мы просто классно проводим время вместе. Я люблю нашу большую семью, питерскую арт-тусовку. Еще хотел бы сделать что-то совместное с Саном (Андреем «Саном» Запорожцем, солистом группы 5'nizza. — Прим. U magazine). Мы познакомились лет 7–8 назад, сейчас дружим, ходим друг к другу на концерты и спектакли. Для меня факт того, что Сан, на музыке которого я рос, посмотрел мой балет «Ткани», гораздо важнее, чем мнения «экспертов», дипломы и премии. Я не за «медальки» рублюсь, а за эмоции, которые делают меня счастливым, живым.
Вы ставите, что нравится, под музыку, которая нравится, и показываете свои спектакли где хотите. А если бы предложили работать только в одном театре, согласились бы?
Если мне дадут карт-бланш, это возможно. Я ведь искал работу в театрах, когда только переехал в Петербург. Позже стали поступать предложения, но я понял, что уже не хочу встраиваться в существующую систему координат, интереснее создавать свою. Мне нравится распоряжаться своим временем и отвечать за свои решения и поступки.
Редактор: Татьяна Паласова
Фотограф: Дима Черный
Стилист: Маша Лигай
Макияж и прическа: Ксения Ярмак
Ассистент стилиста: Евгений Мокроусов
Продюсер: Ксения Васильева
Источник фотографий: Дима Черный
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess