18 сентября 2018 | Софья Чмух

Паоло Соррентино: «Границы между авторским и коммерческим кино должны быть стерты»

Впервые за 20 лет итальянский режиссер приехал в Россию, чтобы представить свой фильм «Лоро»

Не будет преувеличением сказать, что Паоло Соррентино — главный режиссер нашего времени. В течение двух последних десятилетий отмеченный всеми самыми важными премиями и наградами Венецианского, Каннского, Берлинского кинофестивалей, номинант «Оскара», именно он сегодня считается «преемником Феллини».

В Россию Соррентино привез фильм «Лоро». Главный герой ленты — бывший председатель Совета министров Италии Сильвио Берлускони. Перед специальным показом фильма на кинофестивале «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге режиссер рассказал о своей новой ленте, любви к футболу и впечатлениях от России.

Паоло Соррентино: «Границы между авторским и коммерческим кино должны быть стерты» фото № 1

Что для вас кино, и есть ли, на ваш взгляд, сегодня у него особая миссия?

Будущее — за теми фильмами, где будут стерты границы между авторским и популярным, коммерческим кино. Нужно находить темы, интересные всем, но подходить к ним с авторской точки зрения, по авторскому коду кинематографиста.

Почему вы решили сейчас обратиться к такому герою, как Берлускони? Что вас в нем привлекает и что отталкивает?

Берлускони — великий рассказчик самого себя и своей жизни, а также великолепный актер. По-моему, он сам по себе уже прекрасный кинематографический сюжет — вся его фигура, его жизнь.

Мои фильмы не о политиках. Мои фильмы в первую очередь о личностях. Берлускони — невероятного масштаба личность. Он философ, мыслитель, игрок. А что касается политических персонажей — с ними покончено. Я больше не хочу и не буду снимать про политиков.


Вам удалось показать в фильме, что хотелось?

Не было вообще никакой цензуры, я был свободен делать все, что хочу, реализовал все свои цели.

Почему вам так важна ирония как настроение фактически любой вашей картины? 

Ирония помогает не смотреть в лицо настоящей жизни. Это инструмент и способ самосохранения, а заодно самовыражения в диалоге с жизнью глаза в глаза. 

Что самое важное в ваших фильмах? 

В моих фильмах поднимаются серьезные темы: проблемы взрослых и пожилых людей, старость. Все потому, что я сам рано стал взрослым: в 16 лет я остался сиротой.

Все сценарии я пишу под музыку. В своих фильмах я использую те песни, те саундтреки, ту музыку, под которую я пишу сценарий. Как только я нахожу музыку, под которую мне хорошо пишется, я понимаю, что именно она может войти в конечный фильм. Кстати, мне очень понравилась музыка, которая звучала на открытии фестиваля «Послание к Человеку».

Что входит в круг ваших интересов? Кино, театр, может быть, футбол?

Я всегда смотрю футбольные матчи, причем с гораздо большим интересом наблюдаю за футболом, нежели за кино или театром. Я такой же плохой театральный зритель, как и зритель кино. Первые пять минут я возбужден, собран и сосредоточен, а потом все последующее время думаю только о том, как бы поскорее уйти в ресторан. В театре же меня привлекают в первую очередь театральные актеры. Мы прекрасно вместе срабатываемся с ними на киноплощадке. Но я бы не смог ничего сделать в театре. Я не представляю себе, как вообще можно работать взаперти на одной сцене. Это монотонно. Кино — это гораздо интереснее.

В чем вы видите разницу между итальянским и российским кино?

Я плохо знаком как с итальянским, так и с русским кино. Я вообще не отношу себя к киноманам. Возможно, итальянское кино более склонно к комедийности. Фильмам Феллини, например, свойственна комедийная неуклюжесть. Не знаю, есть ли эта черта у российского кино.

Кадр из сериала «Молодой Папа» фото № 2
Кадр из сериала «Молодой Папа»

Вы говорили, что знаете, каким будет продолжение «Молодости», а «Молодому Папе» будет дан шанс на вторую жизнь?

Я буду снимать второй сезон сериала в ноябре этого года. На экраны второй сезон выйдет в ноябре 2019-го. Компанию Джуду Лоу составит Джон Малкович.

В чем сегодня преимущество сериалов перед полным метром? 

Жанр сериала дает путь к развитию. Я доволен успешным опытом «Молодого Папы», мне действительно понравилось работать в таком формате. 

На HBO скоро выйдет новый сериал «Моя гениальная подруга». Он снят по книгам Элены Ферранте (это псевдоним, на самом деле неизвестно, кто стоит за этим именем). Фильм рассказывает о взрослении двух девочек в Неаполе 50-х годов. Я очень мало сделал для этого сериала: меня позвали HBO, так как у нас прекрасные отношения, я действительно фигурирую там как продюсер, но снял все замечательный итальянский режиссер Саверио Костанцо.

Какие впечатления у вас оставил Санкт-Петербург?

Я никогда до этого не был в Петербурге. Он мне ужасно понравился, я наслаждался этим городом, и в ближайшее время мне хотелось бы вернуться сюда с семьей. А особенно яркие впечатления и сильные эмоции у меня оставила пушка Петропавловской крепости. Эмоции настолько сильные, что я до сих пор плохо слышу.

Я хотел бы поблагодарить всех за гостеприимство и любезность, которые все по отношению ко мне здесь проявляют. Я счастлив участвовать в этом фестивале. И да, несмотря на сказанное мной о театре, я хотел бы попасть в театр в Санкт-Петербурге.

Паоло Соррентино: «Границы между авторским и коммерческим кино должны быть стерты» фото № 3

Вы могли бы снять фильм про русского персонажа (писателя, художника, политика), русскую женщину? Или про Петербург?

Пока не знаю, что я мог бы снять про Россию. Нужно знать место, дышать им, дышать с ним, мыслить с ним одинаково, чтобы снимать. 

К сожалению, я плохо знаком с современным российским кино, но, конечно же, я знаком с классическим российским кинематографом. Например, очень люблю Тарковского. Благодаря тому, что я был в жюри Каннского кинофестиваля, я познакомился с Андреем Звягинцевым и его картиной «Нелюбовь». Фильм показался мне прекрасным — с замечательным финалом, что редко встречается в кинематографе. Финал отражал поэзию, был очень драматичен. У меня он оставил ощущение того, что все, что остается от нашей жизни, — это пластиковый пакет, который висит на дереве.

Софья Чмух, Паоло Соррентино и Алексей Учитель на фестивале «Послание к Человеку» фото № 4
Софья Чмух, Паоло Соррентино и Алексей Учитель на фестивале «Послание к Человеку»

Читайте также: 10 идеальных фильмов для осени


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147