29 января 2019 | Сергей Степанов

«Оскар-2019»: номинанты и победители

Прогноз кинокритика: «Рома», «Зеленая книга» или «Черная Пантера»?

До очередной оскаровской церемонии — несмотря ни на что, по-прежнему главного события голливудского года — осталось меньше месяца. Уже вручены «Золотые глобусы» и престижные призы актерской и продюсерской гильдий, на очереди — выбор режиссеров и являющаяся британским ответом «Оскару» церемония BAFTA. За оставшиеся до «Оскара» дни и недели может измениться многое, но кое-что уже очевидно: недавние шаги, призванные разнообразить состав и взбодрить взгляды американской Киноакадемии, достигли цели, и запланированная на 24 февраля 91-я церемония вручения «Оскаров» представляется гораздо менее предсказуемой, чем шоу годичной давности.

«Оскар-2019»: номинанты и победители фото № 1

Приняв в свои ряды почти две тысячи новых членов, среди которых оказалось как никогда мало пожилых белых мужчин, академики дали понять, что в принципе не против перемен, и обнародованный на прошлой неделе список номинантов прямо указывает на то, что свежие в памяти победы «Лунного света» и «Формы воды» не были случайными. Да, среди претендующих на главные «Оскары» (включая самый престижный, лучшему фильму года) есть схематичные — и проблематичные — «краудплизеры» вроде «Богемской рапсодии» и «Зеленой книги», олицетворяющие «старую школу», но они, по крайней мере, не являются бесспорными фаворитами.

«Зеленая книга» фото № 2
«Зеленая книга»

Пожалуй, ближе всего к этому статусу «Рома» Альфонсо Куарона. Во многом автобиографическая черно-белая драма мексиканского режиссера — первый проект Netflix, номинированный на главный «Оскар», и похоже, что Голливуд окончательно поборол объяснимое подозрение по адресу стриминг-гиганта: в день объявления номинантов его официально приняли в Американскую ассоциацию кинокомпаний. В активе «Ромы» — упоминания в десяти категориях, причем дебютантка Ялица Апарисио оправдала самые смелые из прогнозов, заработав номинацию как лучшая актриса, а Марина де Тавира и вовсе преподнесла сенсацию, угодив в пятерку лучших актрис второго плана.

«Рома» фото № 3
«Рома»

Десять номинаций и у «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса, но черную комедию о любовных интригах при дворе королевы Анны в фавориты «Оскара» записывают только из любви к каламбурам. Совсем другое дело — «Черный клановец» Спайка Ли и «Черная Пантера» Райана Куглера, на стороне которых — попадание в повестку дня, уважаемые афроамериканские авторы (легендарный и многообещающий) в режиссерских креслах и блестящие актерские ансамбли, последний из которых удостоился на днях премии ScreenActorsGuild в соответствующей категории. Не будем забывать, что «Оскар» использует систему «рейтингового голосования», при которой хорошие шансы получают фильмы, занимающие много вторых или третьих и мало последних мест.

«Черная Пантера» фото № 4
«Черная Пантера»

Итоги SAGAwards на бис убедили в том, что долго ходившая в фаворитах «Оскара» музыкальная мелодрама «Звезда родилась» вконец растеряла былые позиции. Фильм проиграл во всех четырех категориях, где был упомянут, а снявший его Брэдли Купер, к удивлению многих, остался без оскаровской номинации за лучшую режиссуру. Многим тут же показалось, что это повысило его шансы на статуэтку лучшему актеру, но на ней, кажется, уже можно гравировать имя Рами Малека из «Богемской рапсодии» — еще одного рок-н-ролльного суперхита, чья история успеха, похоже, порядочно навредила шансам «Звезды».

«Богемная рапсодия» фото № 5
«Богемная рапсодия»

Огражден от всевозможных скандалов вокруг его фильма и Махершала Али из «Зеленой книги» (награжденной Гран-при продюсерской гильдии, но не принесшей Питеру Фаррелли вожделенную номинацию на режиссерский «Оскар»), уверенно шагающий к повторению достижения Кристофа Вальца — второй за три года победе в категории «Лучший актер второго плана». Тем временем великая Гленн Клоуз, номинированная за роль в «Жене» в восьмой раз за 36 лет, находится в двух шагах от долгожданного «Оскара» лучшей актрисе. Проигравшей в обоих случаях вновь окажется «Звезда родилась» — в лице Сэма Эллиотта и Леди Гаги соответственно.

«Жена» фото № 6
«Жена»

Реальная интрига, таким образом, сохраняется лишь в одной из четырех актерских категорий. Определение «женская роль второго плана» в этом призовом сезоне до того абстрактно, что та же актерская гильдия плюнула на приличия и наградила Эмили Блант — безоговорочно главную звезду «Тихого места». Это, вероятно, хорошие новости для Реджины Кинг («Если Бил-стрит могла бы заговорить»), оставшейся без внимания SAGи BAFTA, но выигравшей «Золотой глобус» и надеющейся, что час Эми Адамс, получившей за роль во «Власти» шестую оскаровскую номинацию за 13 лет, настанет в какой-нибудь другой раз.

«Если Бил-стрит могла бы заговорить» фото № 7
«Если Бил-стрит могла бы заговорить»

Самодовольная политическая комедия Адама МакКея — последний из восьми соискателей главного «Оскара», шансы которого хочется недооценить, несмотря на доставшуюся его автору номинацию за режиссуру. Самая своенравная гильдия Киноакадемии вновь отличилась независимостью суждений, предпочтя Куперу и Фаррелли европейцев Лантимоса и, что особенно приятно, Павла Павликовского («Холодная война»). Как никогда оригинальной выглядит и категория «Лучшая операторская работа», где сразу три фильма — не на английском языке, а два из них — еще и черно-белые.

Один из них — это, понятно, все та же «Рома», чей и без того титулованный режиссер уже повторил один (персональные номинации в четырех различных категориях) и может обновить целый ряд других оскаровских рекордов. Да, на главный «Оскар» претендуют миллиардный делегат киновселенной Marvel, самый успешный музыкальный байопик всех времен, олдскульная голливудская мелодрама и старомодное роуд-муви для ленивых либералов, но именно красивый и камерный magnumopus Куарона, традиционным критериям наживки для академиков не отвечающий вроде бы совсем, кажется в 2019 году наиболее компромиссной из имеющихся у них опций.

А вот каковы наши предварительные прогнозы в ключевых категориях:

Лучший фильм: «Рома» (а может, и «Зеленая книга»)

Лучший режиссер: Альфонсо Куарон, «Рома» (а может, и Спайк Ли, «Черный клановец»)

Лучший актер: Рами Малек, «Богемская рапсодия» (а может, и Брэдли Купер, «Звезда родилась»)

Лучшая актриса: Гленн Клоуз, «Жена» (а может, и Оливия Колман, «Фаворитка»)

Лучший актер второго плана: Махершала Али, «Зеленая книга» (а может, и Сэм Эллиотт, «Звезда родилась»)

Лучшая актриса второго плана: Реджина Кинг, «Если Бил-стрит могла бы заговорить» (а может, и Эми Адамс, «Власть»)

Лучший фильм на иностранном языке: «Рома» (а может, и «Холодная война»)

Читайте также: Рекорды «Оскара»: основные рекордсмены всемирной кинопремии

Источник фотографий: Архив пресс-службы

Подборка: «Оскар-2019»


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147