28 февраля 2022 | Маргарита Замураева

Кто победит на «Оскаре» в номинации «Лучшая актриса»: прогноз кинокритика

Вместе с кинокритиком рассуждаем, кто из актрис, вероятнее всего, получит заветную статуэтку 

В этом году церемония «Оскар» пройдет 28 марта. За звание лучшего актера будут бороться артисты, у которых за плечами не один десяток ролей. Вместе с Оксаной Агаповой, кинокритиком и преподавателем Московской школы кино, разбираемся, кто, вероятнее всего, унесет домой золотую статуэтку.

В номинации «Лучшая актриса» представлены: 

Николь Кидман, «В роли Рикардо»;
Пенелопа Крус, «Параллельные матери»;
Оливия Колман, «Незнакомая дочь»;
Кристен Стюарт, «Спенсер»;
Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй».

Пенелопа Крус, «Параллельные матери»

Пенелопа Крус, «Параллельные матери» фото № 1
Пенелопа Крус, «Параллельные матери»
Муза испанского режиссера Педро Альмодовара не раз воплощала образ матери в его фильмах. Наиболее фундаментальной и важной стала роль Пенелопы Крус в «Боли и славе», где актриса сыграла мать Альмодовара. Если в автобиографическом фильме Крус стала хранительницей беззаботности, принятия и витальности из детских воспоминаний, то в последнем полном метре она соединяет личную драму с трагическими событиями из истории Испании. Первая и интимная линия картины рассказывает о незапланированной беременности, в процессе которой героиня Крус поддерживает не только себя, но и юную соседку по больничной палате. Вторая раскрывает незатихающий годами внутренний голос, подталкивающий к поиску могилы прадеда, убитого ультраправыми во время Гражданской войны. Сегодняшнее переживание героини неразрывно связано с исторической памятью, а потому ей непросто заглядывать в будущее. Главная актриса Альмодовара играет человека, способного связать трагедию 1930-х с мирным, но по-прежнему турбулентным сегодня. Ключевой точкой соединения станет женская солидарность, умение нести ответственность, прощать и вовремя оказываться рядом. Неудивительно, что в одной из сцен героиня Крус появляется в футболке с надписью «Нам всем стоит быть феминистками». В этом лозунге заключена и малая доля иронии: научиться по щелчку невозможно, и карьера режиссера, создавшего одни из сильнейших женских образов в кино, демонстрирует длительность и многогранность процесса. 

Пенелопа Крус, «Параллельные матери» фото № 2
Пенелопа Крус, «Параллельные матери»
Первую заветную статуэтку Пенелопа Крус взяла за роль второго плана в комедии «Вики Кристина Барселона», в которой запомнилась взбалмошным и неукротимым характером. «Параллельные матери» показывают ее совершенно другой: стойкой, чуткой, обдумывающей каждое слово и поступок, ведь от нее зависит тот мир, в который вот-вот вступит новая жизнь. Исполнение сильной героини с отголоском национального горя дает весомый шанс на победу. Но актриса уже получила престижный Кубок Вольпи в Венеции, и, кажется, киноакадемики будут выбирать победительницу среди более «голливудских» работ. 

Оливия Колман, «Незнакомая дочь»

Оливия Колман, «Незнакомая дочь» фото № 3
Оливия Колман, «Незнакомая дочь»
Всеобщая любимица Оливия Колман снялась в полнометражном режиссерском дебюте Мэгги Джилленхол. Последняя наиболее известна как актриса, исполняющая роли уязвимых, амбивалентных и потерявших связь с собой героинь. С таким же невротическим образом работает Колман в психологической драме «Незнакомая дочь». Она играет интеллектуалку, которая во время отпуска погружается в воспоминания о болезненном прошлом и еще острее переживает необратимость времени. Напряженность фильма держится на противопоставлении молодости, с присущей ей упругостью, беспечностью и неосмотрительностью, и жизненного опыта, с неподвижностью выстроенных границ и общей догматичностью. За гибкость тела и открытость экспериментам в фильме отвечает героиня Дакоты Джонсон. Работа Колман, напротив, построена на сбивчивом дыхании, усталости и раздражительности. Через утяжеленную фигуру, забывшую о телесном наслаждении и утрачивающую былую женственность, британская актриса постепенно смещает риторику в совершенно иное русло. Несмотря на самоотчуждение и отказ от желания что-либо почувствовать, в ее персонаже по-прежнему живет девушка, которая хочет быть правильной подругой, страстной партнершей и идеальной матерью, а ежедневная рутина превращает ее в сгусток неудач и ошибочно принятых решений. 

Оливия Колман, «Незнакомая дочь» фото № 4
Оливия Колман, «Незнакомая дочь»
Роль Колман ярко контрастирует с ролью Пенелопы Крус, матери, умеющей пережить любую беду, и от этого палитра женских характеров в оскаровской гонке только выигрывает. Однако предельно частная история, выстроенная вокруг внутреннего конфликта, может лишить Оливию Колман серьезных шансов на победу. К тому же свою статуэтку актриса получила в 2019 году за инфантильно-капризную королеву в «Фаворитке». Да и ее речь на церемонии награждения была настолько блестящей, что теперь публике нужно заслужить вторую такую. 

Кристен Стюарт, «Спенсер»

Кристен Стюарт, «Спенсер» фото № 5
Кристен Стюарт, «Спенсер»
Роль «королевы сердец», очевидно, непростой актерский путь. Тонкую работу Наоми Уоттс в байопике «Диана» оценили критики, но откровенно нескладная режиссура уничтожила вклад звезды. О страхе перед столь ответственной задачей говорила и Кристен Стюарт, но ее вовремя успокоил Пабло Ларраин, уверенный в своем выборе режиссер «Спенсер». Замысел Ларраина построен на болезненном восприятии принцессы в канун рождественских праздников. Словно птица, запертая в клетке, Диана пытается вырваться из оков устаревших ритуалов, высоколобых разговоров и отсутствия малейшего намека на человечность в дворцовых интерьерах. Мелодраматическая линия тоски по сыновьям и ускользающему счастью из детских грез постепенно переходит почти в триллер, где напряжение обусловлено тотальным одиночеством и враждебной холодностью окружающих. Героиня Стюарт будет кутаться в твидовые жакеты, испуганно поджимать плечи, жадно поглощать десерты и умолять о пощаде, слегка склонив лицо, так, словно вот-вот потребуется найти выход из комнаты и бежать, пока есть силы. Каждое слово Стюарт произносит с надрывом в попытке докричаться, но даже в этом многие видят неумелое обращение с акцентом Дианы. 

Кристен Стюарт, «Спенсер» фото № 6
Кристен Стюарт, «Спенсер»
Пожалуй, сложно выбрать среди номинанток предстоящей церемонии кого-то, кто вызывает более полярные мнения, чем Стюарт. Критики разделились: от поощрения за очередную удачу в независимом кино до отказа воспринимать ее исполнение как серьезную актерскую работу. С одной стороны, мало кто из молодых голливудских звезд ощущает на себе столь пристальное внимание, как Стюарт, в этом ее путь крайне созвучен с трудностями принцессы. С другой стороны, сюжет основан на свободном прочтении реальных событий, и режиссер добивается размытого сновидческого эффекта. Переживания, страхи и действия героини здесь — вольная интерпретация трагедии самой известной из принцесс. Поэтому, на мой взгляд, искать в игре актрисы максимальное совпадение с Дианой — путь, ведущий в никуда. Тревожные крупные планы, зернистость 16 и 35 мм пленок, зыбкая граница реальности и воображения — все работает на то, чтобы показать новую Спенсер. Перед стартом съемок Стюарт отмечала: «Я не знаю эту женщину». В полной мере принцессу Диану, чей образ мифологизирован, никогда не узнаем и мы. Важнее, что с номинацией Кристен Стюарт «Оскар» вырвался из клетки мучительной предсказуемости. Скоро узнаем, приведет ли неожиданный выбор к революционному решению (особенно на фоне Британской киноакадемии и Гильдии киноактеров, которые стараний актрисы не оценили).   

Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй»

Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй» фото № 7
Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй»
Джессика Честейн несколько лет хотела сняться в фильме об известной ведущей христианского шоу Тэмми Фэй Беккер. Интереса к проекту у больших студий не было, но запуск собственной продюсерской компании помог Честейн воплотить мечту. Американцы запомнили Тэмми Фэй как женщину в леопардовой шубе, с вульгарным макияжем, а ее звездный статус быстро померк после громкого расследования о роскошной жизни и мошенничестве Фэй с нечистым на руку супругом. Именно ее противоречивость и стремление жить в полную силу восхитило Джессику Честейн. Харизматичная проповедница с неприлично длинными ресницами, яркая исполнительница христианских песен и заложница абьюзивных отношений с мужем, Фэй продвигала мысль о том, что преданность Богу должна приносить радость, смех и восторг. Поэтому образ актрисы в фильме докручен до предела: плотный грим, за которым Честейн непросто узнать, звонкое и техничное исполнение музыкальных номеров, чтобы достучаться до каждого зрителя. В конце концов, где еще мы увидим статную выпускницу престижной школы Джуллиард с акриловым маникюром и пилочкой для ногтей, используемой в качестве открывашки для банки колы? Ради столь радикального перевоплощения актриса брала уроки вокала, оттачивала миннесотский акцент и по семь часов работала с художниками по гриму. По словам Честейн, ее кожа значительно пострадала от агрессивных манипуляций, но едва ли она не была готова к подобным последствиям проекта-долгостроя. 

Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй» фото № 8
Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй»
Главный посыл картины — внимательный взгляд на жизнь, казалось бы, наивной и мечтательной женщины, за внешней легкомысленностью которой скрыт прочный стержень и непоколебимый характер. Конечно, эта роль созвучна с работой Николь Кидман в драме «В роли Рикардо». Обе номинантки играют в байопиках с акцентом на переключение зрительской оптики и демонстрацию глубины своих героинь. Джессика Честейн — выдающаяся актриса. Но есть опасения, что противоречивый и отчасти перегруженный образ проповедницы может не откликнуться у киноакадемиков. 

Николь Кидман, «В роли Рикардо»

Николь Кидман, «В роли Рикардо» фото № 9
Николь Кидман, «В роли Рикардо»
Николь Кидман сохраняет невероятное умение выбирать, казалось бы, предельно контрастные проекты. От самоироничной роли в комедии с Адамом Сэндлером до филигранных портретов сложно устроенных героинь, к которым относится и ее работа в драме «В роли Рикардо». Кидман взялась за воплощение американской любимицы Люсиль Болл, звезды классического ситкома о домохозяйке «Я люблю Люси». Наивная и очаровательная, легкая и веселая, обезоруживающе нелепая и неунывающая — такой Люсиль запомнили зрители Америки 1950-х. Проницательная и требовательная, внимательная к деталям и обладающая врожденным умением всматриваться в психологию человека — такой она была в жизни. Кидман докручивает шутки и ужимки домохозяйки мечты до максимума, а затем перевоплощается в женщину, которая знает, что природа комического не ограничивается телесными шутками, а ее талант давно перерос крошечные экраны телевизоров. 

Николь Кидман, «В роли Рикардо» фото № 10
Николь Кидман, «В роли Рикардо»
Ради поразительного сходства с героиней Кидман оттачивала низкий прокуренный голос со специалистами, отсматривала эпизоды одного из важнейших сериалов в истории, а затем часами работала с художниками по гриму и прическам. Свой первый (и пока единственный) «Оскар» она получила за драму «Часы», ради которой ее внешность изменили до неузнаваемости. В фильме «В роли Рикардо» узнать актрису проще, но с такой серьезной стороны ее героиню Люсиль Болл зрители еще не видели. Многогранная и смелая Болл не сумела в полной мере раскрыться перед аудиторией, а Николь Кидман справилась блестяще. Это очень сильная заявка на победу, к тому же Голливуд особенно трепетно относится к картинам на тему кинопроизводства и съемочного закулисья.



Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147