8 апреля 2022 | Natasha Smirnova
Катя Соколова-Жубер — о сериале «Пассажиры. Последняя любовь на Земле», позитивном кино и потусторонних силах
Актриса и сценаристка делится впечатлениями о работе над продолжением многосерийного проекта, которое выходит 8 апреля на видеосервисе START
На видеосервисе START выходит вторая часть камерно-философского сериала «Пассажиры», в котором таксист в исполнении Кирилла Кяро за душеспасительными беседами перевозил умерших людей в точку их перехода в иные миры. Во втором сезоне, получившем подзаголовок «Последняя любовь на Земле», миссию Андрея продолжает наркодилер Кирилл (Сергей Гилев), на помощь которому приходит Мэри (героиня Ани Чиповской). Им предстоит не только провезти на тот свет других, но и — главное — самим найти упокоение.
Над вторым сезоном «Пассажиров» работали авторы оригинала, но снимал не Карен Оганесян, а режиссер Артем Литвиненко. Новые серии сохраняют хронометраж, ритм и фабулу первого сезона, сразу задавая линию отношений Мэри и Кирилла, благодаря чему сюжет становится объемнее. В день премьеры шоу на видеосервисе START сценаристка Катя Соколова-Жубер, сыгравшая в сериале одну из ключевых ролей, встретилась с Umagazine.ru, чтобы поговорить о том, как снимался сериал «Пассажиры. Последняя любовь на Земле» и чем важно вдохновляться, чтобы создавать качественные проекты для ТВ и стриминга.
Как вы себя больше позиционируете — как актрису или как автора сценария? В чем вы, как творческая натура, раскрываетесь больше?Скорее как женщину, которая умеет играть в кино, а еще с недавних пор научилась это кино придумывать. Это две разные профессии: одна про отказ от эго и возможность побыть другим, а авторство — это про мифотворение, создание нового мира, в котором есть дедлайны и коммуникации — если говорить про сценарии. Я раскрываюсь и в актерстве, и в писательстве, так что давайте называть меня кинематографистом.
Вы сразу хотели работать в мире кино или это был сложный путь?
Да, это был действительно долгий путь. Сперва о кино я и не думала, училась в МГУ им. Ломоносова на факультете философии и подрабатывала стилистом. И мне нравилось: мы снимали клипы, делали обложки для глянца. Учебу, к слову, бросала, и не раз, — уезжала в Индию, знакомилась с буддизмом, что вызывало больше интереса, чем экономика и политология. После получения диплома я поняла, что хочу делать костюмы и сценографию. Мне всегда казалось, что театр — это пространство, где возможно все.
С театра началось знакомство с кинематографом: мы с коллегами смотрели Тарковского, Кшиштофа Кислевского, Пазолини, Брессона, Бергмана. Я начала ставить спектакли и подумывать про режиссуру. После обучения у меня был свободный год, и я пошла к Герману Сидакову попробовать себя в актерстве. Во время учебы прошла кастинг в большой театральный проект и параллельно начала сниматься. Ездила в США учиться актерскому ремеслу. Но роли я получала небольшие, а мне всегда хотелось диалога, с режиссером, создателями, другими участниками, зрителем. И тогда я решила создавать этот диалог сама и познакомилась с Александром Гоноровским, сценаристом и мастером сценарной мастерской. Чему я несказанно рада, потому что выяснилось, что все интегрировано и взаимосвязано. Мое первое образование задает структуру, а творчество — это не всегда про вдохновение, там есть четкие законы. Я медитирую каждый день и перед тем, как сесть писать, а мои актерские навыки позволяют создавать достоверные диалоги. И я по-настоящему счастлива в своей реализованности.
Кому пришла в голову идея «Пассажиров» и как она развивалась?
В школе Драмы у Германа Сидакова я познакомилась с режиссером и продюсером Русланом Сорокиным. Он с подачи Володи Дыховичного придумал шутку про такси, которое везет негодующего пассажира после его смерти, и снял учебный короткий метр. Позже Руслан начал сотрудничество с видеосервисом START и подал им эту идею. Она развилась в неоднократную поездку, а историю водителя сделали ключевой. Руслан человек одержимый и талантливый, и я до сих пор поражаюсь, как из короткометражки, на которую смотрели скептически, вырос такой потрясающий проект.
Во втором сезоне главным героем окажется тот же таксист? Или зрителей ждет полная смена концепции и героев?
В новом сезоне — новые герои! Идея та же: таксист перевозит душу. Но теперь душа должна не только покаяться, но и успеть что-то исправить. Уже известный по первой части Сергей Гилев исполнит роль таксиста, а Аня Чиповская будет ему мешать. Герой Андрея, которого исполнял Кирилл Кяро, тоже появится, но в роли наставника нового перевозчика.
Как в нескольких словах вы бы заинтриговали зрителя на просмотр сериала «Пассажиры. Последняя любовь на Земле»?
Утром вы выпиваете чашку кофе и садитесь в такси по дороге на работу. А вы уверены, что вы единственный пассажир в этой машине? А в лифте? Уверены ли вы, что никто не сидит рядом за вашим рабочим столом? Мир больше, чем мы про него понимаем. А любовь в этом мире не исчезает и не заканчивается, никогда, даже после смерти, — ее можно почувствовать. Как дыхание пассажира по соседству, которого вы не видите. Если в двух словах, «Пассажиры. Последняя любовь на Земле» — это история любви, но не на «Титанике», а на заднем сиденье старого желтого мерседеса.
Сериалы на тематику загробных похождений и беспокойных душ сегодня в тренде? У вас есть «любимчики на тему» из наших и зарубежных проектов?
Я мало смотрю такой жанр, мне страшно. Могу весь фильм просидеть, закрыв глаза руками. Мне понравился сериал с Николь Кидман «Отыграть назад»: блестящая игра актрисы и скелеты в шкафу, идеально. А из наших — «Топи» по сценарию Глуховского, люблю такую интонацию повествования, где нет понимания, где реальность, а где потусторонний мир... Начинала смотреть «Вне себя», хороший проект, но цепляет в нем не идея жизни после смерти, а скорее устройство психики человека и ее раздвоений. Сразу начинаешь примерять на себя: а о чем в моей голове голоса спорят?
Елена Лядова — о съемках в сериале «Вне себя», любви к фантастике и роли женщины в жизни мужчины Читать
Над какими проектами вы работаете сейчас и какие профессиональные желания загадываете на будущее?Как автор я сейчас работаю над полным метром. Готовлюсь к съемкам в Санкт-Петербурге. Но внутренне понимаю, что планов нет, их сейчас очень сложно строить. Немного почитала, немного написала — и то слава богу; поэтому, что из этого выйдет, даже и не думаю. Но есть мечта написать книгу, чтобы по ней захотели снять кино.
Как считаете, что станет главным вызовом для российского кино в будущем?
Избалованность зрителя. Мы уже привыкли, что можем смотреть и создавать, смело выходили на международные площадки — и это была огромная мотивация для кинематографистов. Первый сезон «Пассажиров» получил Гран-при на кинофестивале в Сеуле, и мы радовались, как дети. Я фантазировала, что мое кино будет в Каннах, а сейчас, очевидно, это невозможно. Надеюсь, что временно. Тем не менее мы производим кино на высоком уровне, и я верю, что искусство больше влияет на жизнь, чем жизнь на искусство, поэтому сейчас как никогда важно создавать жизнеутверждающее кино — и делать это так хорошо, как мы умеем.
Юлия Хлынина о сериале «КрисТина», творческом ресурсе и работе в театре Читать
Что посмотреть в апреле: 10 лучших сериалов месяца Читать
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess