12 января 2023

Картины культовых итальянских режиссеров, которые должен увидеть каждый

В честь дня рождения Лилианы Кавани вспоминаем культовые творения итальянских режиссеров, которые повлияли на историю кинематографа

В XX веке Италия стала известна во всем мире как страна мастеров кино, чьи работы до сих пор впечатляют как начинающих синефилов, так и тех, кто хорошо знаком с классикой киноискусства.

«Ночной портье»

«Ночной портье», 1973 фото № 1
«Ночной портье», 1973
«Ночной портье» вошел в историю как самый скандальный фильм итальянского кинематографа и один из лучших фильмов в истории, снятый женщиной-режиссером. Резонансная картина рассказывает о романе между бывшим нацистом и выжившей заключенной концлагеря. Случайная встреча героев происходит в 1957 году в Вене, где бывший офицер Третьего Рейха работает ночным портье, а девушка останавливается в этой гостинице и узнает в мужчине своего мучителя. Между палачом и жертвой возникает странное, противоестественное влечение. В свое время фильм произвел настоящий фурор откровенностью сексуальных сцен. Танец Шарлотты Рэмплинг среди пьяных нацистов вошел в сотню лучших сцен мирового кинематографа — Лилиана Кавани сняла эту сцену с первого дубля, опасаясь, что во второй раз актеры не выдержат накал эмоций. Работая над фильмом, Лилиана встречалась с прошедшими через концлагеря женщинами, которые рассказывали о психологических последствиях этого опыта. Картину долгое время критиковали и запрещали, считая замысел режиссера кощунственным и к тому же окрашенным садомазохистской эротикой, тем не менее она стала культовой и вошла в историю как один из шедевров итальянского кино.

«Приключение»

«Приключение», 1960 фото № 2
«Приключение», 1960
Первый фильм «трилогии отчуждения» великого итальянского мастера Микеланджело Антониони рассказывает детективную историю об исчезновении девушки во время прогулки с друзьями. Поиски ни к чему не приводят, после чего о происшествии быстро забывают, а жених пропавшей девушки заводит роман с ее лучшей подругой. Несмотря на отсутствие динамичного сюжета, фильм держит в напряжении до последней минуты. Антониони критикует человеческое безразличие и пустоту, в которой погрязло общество, подкрепляя сюжет завораживающей операторской работой. На Каннском кинофестивале 1960 года картина Микеланджело Антониони потрясла критиков взглядом на психологию героев, и в свое время стала новаторской.

«Рокко и его братья»

«Рокко и его братья», 1960 фото № 3
«Рокко и его братья», 1960
Величайший фильм в карьере Лукино Висконти, который стал вехой в итальянском кино, рассказывает о взаимоотношениях главного героя Рокко в исполнении Алена Делона и его братьев после переезда из нищей деревни в Милан. Каждый из них пытается найти свое место в городской среде, переживает собственную трансформацию, что приводит к вражде и череде ошибок. Рокко пытается объединить семью, жертвуя деньгами, любовью и возможностями. Мощный драматический фильм Висконти сочетает реализм с элементами мелодрамы, заставляя задуматься о самопожертвовании и обратить внимание на проблемы общества.

«8 с половиной»

«8 с половиной», 1963 фото № 4
«8 с половиной», 1963
«8 с половиной» — один из лучших фильмов о кинопроизводстве, основанный на личном опыте самого Федерико Феллини. Будучи очень личной работой мастера, он включает множество фантазийных сцен из сновидений и воспоминаний. Главную роль режиссера Гвидо Ансельми, который отчаянно пытается создать свой следующий фильм, играет Марчелло Мастроянни. Герой сталкивается с недостатком вдохновения, творческими сомнениями и постоянно мысленно возвращается к событиям прошлого, все больше погружаясь в экзистенциальные проблемы. Через поиски Гвидо Феллини показал, какие процессы стоят за созданием фильма и с какой личной борьбой приходится сталкиваться каждому художнику. Наряду со «Сладкой жизнью» эта лента считается одним из главных шедевров Феллини и удостоилась множества наград.

«Хороший, плохой, злой»  

«Хороший, плохой, злой», 1966 фото № 5
«Хороший, плохой, злой», 1966
Особый поджанр итальянского кинематографа — знаменитые спагетти-вестерны, которые приобрели огромную популярность благодаря творчеству Серджио Леоне, и в особенности фильму «Хороший, плохой, злой». По закону жанра к съемкам были привлечены американские актеры, в том числе и Клинт Иствуд, который после выхода фильма стал звездой мирового масштаба. По сюжету трое плохих парней ищут золото конфедератов во время Гражданской войны и сталкиваются со всевозможными препятствиями в борьбе за обогащение. Любопытно, что, когда в 1966 году фильм вышел на экраны, критики встретили его прохладно, но популярность ленты постепенно росла, и через 20 лет вестерн был признан классикой. Немалую роль в этом сыграла потрясающая операторская работа Леоне и культовый саундтрек Эннио Морриконе.

«Конформист»

«Конформист», 1970 фото № 6
«Конформист», 1970
Считается, что из всех фильмов Бернардо Бертолуччи именно «Конформисту» удалось изменить мир. Картина рассказывает о трусливом итальянском аристократе Марчелло Клеричи, который становится фашистским агентом и получает приказ убить своего друга, ни в чем не повинного человека. После падения нацистского режима он снова меняет сторону и предает уже своих бывших соратников, чтобы выжить. Во время съемок «Конформиста» Бертолуччи увлекался психоанализом, поэтому в фильме он тонко анализирует своего героя, подкрепляя сложное прошлое Марчелло его трудноопределимой сексуальной ориентацией. Режиссер с помощью фрейдистских трактовок исследует, как тоталитаризм и диктатура убивают в людях человечность и подавляют индивидуальность. Помимо психологического подтекста, фильм выделяется продуманными декорациями и безупречной операторской работой, которые достоверно передали облик Италии 1930-х годов.

«Мама Рома»

«Мама Рома», 1962 фото № 7
«Мама Рома», 1962
Во время Второй мировой войны появились первые фильмы итальянского неореализма, который без лоска и прикрас показывал, как живут обычные люди. Фильмы снимались на улицах вне павильонов, зачастую с привлечением непрофессиональных актеров. С использованием этого эстетического метода уже в 1962 году Пьер Паоло Пазолини снял черно-белую драму «Мама Рома». Режиссер показал жизнь бывшей проститутки, которая отчаянно пытается начать новую жизнь и открывает вместе с 16-летним сыном овощную лавку. Но сын не разделяет стремления матери к лучшей жизни и большую часть времени бездельно шатается по отстроенным после войны улицам Рима и промышляет хулиганством. Однажды юноша узнает о прошлом матери и совершает непоправимую ошибку. «Мама Рома» стал одним из символов движения неореализма в Италии, которое повлияло и на появление французской новой волны.

Источник фотографий: Кадры из фильмов


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147