31 декабря 2019
Финал сезона: как тренды из популярных сериалов закрепились в нашей жизни
Чем запомнится ушедшее десятилетие, каким оно останется в истории, как за это время изменились мир и мы сами? Ответить на эти вопросы U magazine помогли российские актеры и актрисы, перевоплотившиеся по нашей просьбе в героев главных сериалов 2010-х, как зеркало, отразивших ключевые социальные, культурные и политические тренды последних лет.
«Очень странные дела»
Вероника Устимова (в 2019 году сыграла одну из главных ролей в фильме Валерия Тодоровского «Одесса»):
«Вообще, мне некогда смотреть сериалы, но "Очень странные дела" меня увлекли, и я посмотрела все сезоны. Оди в исполнении Милли Бобби-Браун — классная. Я уважительно отношусь к девочкам, которые готовы ради роли отстричь волосы, мне тоже пришлось это сделать для "Одессы".
Дети в "ОСД" сталкиваются со взрослыми проблемами, влюбляются, устраиваются на работу, жертвуют собой ради друзей. Мне кажется, это очень актуально, ведь мы стали взрослеть гораздо раньше. Я, например, с восьми лет работаю в театре и получаю зарплату наравне со взрослыми артистами. Свои первые деньги я, кажется, потратила на какие-то детские радости, а сейчас все вкладываю в занятия английским языком, вокалом, математикой, физикой. Сейчас мне 14, а я уже снялась у Валерия Петровича Тодоровского в "Одессе". Многие из моих коллег по фильму, в том числе Евгений Цыганов, предупреждали меня, что не стоит ввязываться в низкопробные проекты, поэтому мне и дальше хочется работать с большими режиссерами. С радостью снялась бы, например, у Федора Бондарчука. Я теперь актриса до мозга костей! Но не воспринимаю это как работу — мне в удовольствие то, чем я занимаюсь, и просто приятно, что я иногда могу помогать своей семье.
У меня довольно плотный график и почти нет времени на развлечения. В свободное время я успеваю только читать книги, из последнего сильное впечатление на меня произвел роман "Как закалялась сталь". В интернете сижу нечасто, да и вообще к соцсетям отношусь неоднозначно: конечно, прогресс — это здорово, стало легче обмениваться информацией, но я все-таки за живое общение.
Я вроде все успеваю, но в школе хотели бы, чтобы я появлялась на занятиях почаще. Поэтому если бы я, как Оди, обладала суперспособностями, то хотела бы уметь телепортироваться».
«КАРТОЧНЫЙ ДОМИК»
Виктория Толстоганова (в 2019 году сыграла центральных героинь в мелодраме Оксаны Карас «Выше неба» и в драме Григория Константинопольского «Гроза»)
«"Карточный домик" — отличный сериал, культовый, знаковый. И дошедшая до финала Клэр Андервуд, как и сыгравшая ее Робин Райт, совершенно прекрасная — я за ней в первую очередь наблюдала. История сильной женщины, которая руководит мужчинами, и сама мысль о том, что женщина может наравне с мужчинами принимать важные решения, — это очень правильный и крутой тренд, и он абсолютно оправдан. Я верю в женщин, и мне кажется, что женщина намного сильнее мужчины, потому что она тоньше устроена. Возможность руководить и решать глобальные вопросы в сочетании с женским умением подробно относиться к жизни — это, по-моему, больший успех, чем по-мужски рубить с плеча.
Иногда мне тоже хочется отомстить мужчинам за всех женщин на планете, но я все-таки не феминистка — я женщина, которая получает удовольствие от того, что мужчина может быть главным. Однако я прекрасным образом представляю, что могу быть режиссером и руководить командой. Я вижу, как сейчас в России женщины-режиссеры буквально отодвигают всех, и это здорово. Мне очень нравится следить за женской режиссурой, она очень тонкая, у нее свежий, любопытный взгляд на вещи. Если бы я снимала кино, то обратилась бы к теме "Джокера": где эта грань между сумасшествием и несумасшествием, дозволенным и недозволенным? Мне кажется, женщина может очень интересно, неожиданно раскрыться в этом контексте.
Дар быть женщиной — очень непростая ноша, но отказываться от нее нет смысла. Потому что я, например, не понимаю, как можно без мужской поддержки быть королевой!»
«МИР ДИКОГО ЗАПАДА»
Екатерина Стеблина (актриса «Гоголь-центра», участвует в постановках Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо», «Метаморфозы», «Обыкновенная история», «Сон в летнюю ночь»):
«"Мир Дикого Запада" впечатлил меня своей необычностью. После просмотра мне стало страшно от мысли, что, возможно, и нашим миром кто-то управляет, а мы всего лишь герои игры. Роботы в жизни людей — это уже необходимость, с их помощью решаются многие бытовые вопросы. Но, с другой стороны, на этом фоне человеческий труд обесценивается. Люди однозначно лучше роботов, потому что у них есть душа и сердце, и это никакой искусственный интеллект не заменит. Поэтому надеюсь, что восстание машин никогда не случится — пускай вокруг будут люди, а роботы просто помогают нам жить».
Артем Ткаченко (в 2019 году снялся в фильмах «Эбигейл», «Аванпост» и «Союз спасения»):
«В наше время человеку приходится во всех сферах доказывать, что он лучше, продуктивнее, умелее роботов, и с каждым днем все сложнее отстаивать эту позицию человеческого превосходства. Появление роботов в нашей жизни неизбежно, и с этим ничего не поделать. Но, конечно, меня пугает перспектива восстания машин. Управляемые компьютерами летающие объекты, способные совершать химическую атаку и сбрасывать взрывчатку, — это очень страшно.
Чем люди лучше роботов? Понятия не имею. Роботы сейчас выполняют такие высокоточные нейрохирургические операции, сочиняют музыку и пишут картины, которые продаются за такие бешеные деньги, что возникает вопрос: а лучше ли люди в самом деле? По крайней мере, мы точно лучше тем, что можем искренне чувствовать».
«АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЯ УЖАСОВ: ШАБАШ»
Лукерья Ильяшенко (в 2019 году сыграла одну из центральных ролей в фантастическом триллере Егора Баранова «Аванпост»):
«Современная женщина, как и ведьмы из "Американской истории ужасов", живет в режиме гонки вооружений с другими женщинами. Только в нашем случае этому очень способствуют соцсети. Ты заходишь в инстаграм — и, вау, там все такие классные, здоровые, молодые, модные. И тебе все время кажется, что ты какая-то не такая. Сейчас ведь все повально озабочены тем, как они выглядят на мероприятиях. А я к своим 30 годам поняла, что совершенно не модница, не умею придумывать себе наряды. В конце концов, не у каждого есть дар художественно стилизовать самого себя. А потом, я никогда не была одержима статусными вещами, для меня дорогая сумка или часы — это просто инструменты приспособления к принятым в нашем обществе правилам игры. Так что я бы не стала, как ведьма Миртл Сноу, на костре кричать "Balenciaga!". Я поставила на себе крест как на фэшн-единице.
Есть еще одна тенденция, которая нам навязывается: человек современный обязательно должен быть счастлив. Если ты не пребываешь 24 на 7 в состоянии эйфории, а в инстаграме все сплошь и рядом светятся улыбками и порхают от счастья, то у тебя начинаются неврозы и стресс. Ты понимаешь, что не соответствуешь, и принимаешься в себе копаться: "О боже, может, у меня депрессия или я сумасшедший?" Меня это пугает, поэтому я решила максимально отписаться от всего, что травмирует и насаждает ложные ценности. Верю в то, что единственный способ быть счастливым — это всегда и во всем рассчитывать только на себя. А чтобы не разочаровываться, лучше не очаровываться».
«ЭЙФОРИЯ»
Ангелина Стречина (в 2019 году сыграла одну из главных женских ролей в многосерийной исторической драме «Екатерина. Самозванцы» и снялась в фильмах «Волшебник», «Гости»):
«В "Эйфории" замечательная актерская работа Зендаи! Поначалу кажется, что Ру — супернегативный персонаж, демонстрирующий все, что не надо делать в жизни, но в какой-то момент ты начинаешь ей по-настоящему сопереживать, пытаешься понять природу ее поступков и боли. Героиня Зендаи — типичный представитель нынешнего поколения подростков. Она адекватная, абсолютно нормальная девочка, которая любит свою семью, но в какой-то момент она просто потерялась в жизни и не понимает, что делать, когда ты против мира, а мир против тебя.
Помню себя в этом возрасте — мне казалось, что ни один человек не может меня понять. Из-за этого я почти не общалась с родителями. Моей единственной целью было поскорее уехать из дома, показать, что я могу жить сама, — лишь бы меня оставили в покое. Я спасалась тем, что все свободное время посвящала танцам, либо погружалась в учебу. А вечерами закрывалась в комнате — на двери до сих пор висит табличка "Не входить", — записывала свои мысли и переживания в дневник, и становилось легче. Мне повезло: я знала, чем хочу заниматься и что могу этого добиться. А героиня Зендаи, как и многие ее ровесники, не знает, и это приводит к страшным вещам. "Эйфорию" надо смотреть родителям, чтобы учиться лучше понимать и слышать своих детей».
«БЕЗУМЦЫ»
Евгений Харитонов (актер «Гоголь-центра», играет главную роль в новой постановке Кирилла Серебренникова «Палачи»):
«Я, как и герои сериала, тоже часть общества потребления и отношусь к этому нормально. Главное, по-моему, чтобы потребление не было самоцелью. Есть материальный мир — вещи, машины, квартиры, а есть мир эмоций и искусства. Люди наделены способностью мыслить творчески, а творчество идет вразрез с потреблением, потому что это некий штучный продукт, не конвейерный.
Да, телевизионный фастфуд затрагивает нас грубо и жестко (хотя лично у меня телевизора дома нет). Но мы же взрослые люди и должны понимать, что настоящее счастье не купишь в комплекте с молоком, майонезом, машиной или сумкой, потому что это рекламная бутафория. Лет восемь назад я всерьез думал, что счастье в деньгах, шмотках, но потом понял, что счастье — это когда родные живы, работа интересная. И хорошо бы еще не стареть.
Я — безумец. Вся моя жизнь, начиная с 17 лет, похожа на безумие в хорошем смысле слова. Когда-то я водил поезда на острове Сахалин, потом поступил в театральное, и в 19 лет поехал по приглашению работать в Астраханский театр и с этого момента почти каждый год менял города. Сейчас мне 43, я живу в Москве, у меня есть семья, ребенок, я работаю в хорошем театре. А что будет дальше — посмотрим».
Стиль: Олег Тихомиров, Эля Гаевская, Ирина Фирсова
Фото: Федор Битков, Илья Вартанян, Андрей Рапуто
Источник фотографий: Федор Битков, Илья Вартанян, Андрей Рапуто
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess