18 мая 2019 | Alexandre Beridze
Дневник Канн: Александр Беридзе о реальных претендентах на приз и трагедии маленького человека
Открытый финал — новый тренд Каннского кинофестиваля?
Заявка на победу
Второй день 72-го Каннского фестиваля был ознаменован презентацией французского фильма «Отверженные» режиссера Ладжа Ли.
Я хотел бы привлечь внимание зрителей к этому фильму, потому что он действительно может претендовать на главный приз фестиваля (и не говорите потом, что я не предупреждал) или в крайнем случае на какой-то другой приз, но награду этот французский fiction получит точно. А говорю я это, потому что эта драма собрала в себе все ингредиенты успеха в Каннах: ни для никого не секрет, что тут любят социальные драмы, которые отражают не всегда самую красивую и соблазнительную сторону вопроса. Любят, когда показывают разные социальные слои и их взаимодействие или даже столкновение. «Отверженные» как раз собрали в себе несколько беспроигрышных приемов. Картина рассказывает про один день бригады полиции по борьбе с организованной преступностью и бандитизмом, которые прикреплены к «неблагополучному району», где жизнь идет своим чередом, там, несмотря на французскую действительность, образовался свой отдельный микрокосмос, можно сказать, другая планета, если не галактика! Мэр этого квартала — африканец по происхождению, в фильме его ласково называют «наш Обама».
«Неблагополучные» дети забавы ради воруют из мобильного цирка маленького львенка Джонни, и именно это событие разворачивает перед нами целую цепь событий, из-за которых была нарушена мирная жизнь района.
События развиваются со скоростью снежного кома и приводят к открытой конфронтации этих детей с местной полицией. В ход пошло серьезное огнестрельное оружие, и благодаря (или скорее вопреки) человеческому фактору простая история с пропажей львенка перерастает в серьезную драму. Финал у этого фильма открытый, он позволяет зрителю домыслить самому, чем же закончился фильм.
Трагедия маленького человека
Именно так я назвал бы третий день фестиваля, он был отмечен долгожданной премьерой фильма Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали» (или «Извините, мы скучали» в другом переводе). Этот английский старожил фестиваля примечателен тем, что в прошлом году получил «Золотую пальму» за свой фильм «Я, Дэниел Блэйк», и почти все критики сошлись во мнении, что это была награда не столько за фильм, сколько за всю долгую «ровную» карьеру. В общем-то, и на этот раз Кен не преподнес нам сюрприза! Фильмы этого режиссера (а его стиль просматривается четко во всех картинах) для меня сродни документальным. Они описывают жизнь простого народа в Англии без прикрас, без фильтров (как сейчас модно говорить) и политкорректности. Темные, выцветшие, видавшие виды обои, низкие потолки, дешевые двери социальных английский домов — это привычный декор фильмов Кена Лоуча. В принципе, его и любят за это на Каннском, самом «социальном» из всех кинофестивалей. Я бы сказал, что это срез низшего английского общества, а Кен — его верный «писарь» и свидетель.
Новый фильм прекрасно вписался в общую фильмографию этого режиссера. Не произошло неожиданного. Все те же, все там же. С первых кадров фильма нам показывают сцену устройства на работу рыжего типичного англичанина, выходца из Манчестера. Он перечисляет все, что он делал в этой жизни: половину из которой провел на стройке и знаком со всем набором профессий и специальностей. Его оппонент — огромный мужик, владелец большого гаража развозки посылок. Такой доморощенный DHL. Наш герой благодаря хитросплетениям судьбы оказался без работы и средств к существованию с женой и двумя детьми.
Эта работа для него все, он должен ее получить, потому что при хороших обстоятельствах и с определенной долей везения (чего катастрофически не хватает нашему герою) через год можно будет купить франшизу и открыть свое представительство. Этой возможностью патрон гаража мотивировал нашего героя, но теперь ему нужно внести первый взнос за грузовичок, который фирма ему арендует на льготных условиях. Для этого приходится продавать последнее, что есть в семье, — машину жены, которая работает сиделкой на дому. И, конечно, для нее своя машина — это не просто комфорт, а реальная возможность посетить до 5-6 пациентов в день.
Машина продана, залог внесен, и жена ездит на работу на автобусе. Естественно, это не способствует миру в семье, но жена безропотно переносит эти лишения, надеясь на лучшую жизнь, когда муж «раскрутится». Но с каждым днем судьба бьет все больнее, дальше только больше и хуже, спираль невезения и стечения обстоятельств приводит героя в самое ужасное состояние, он падает все глубже. Все это заканчивается тем, что он становится жертвой нападения, ограбления его грузовичка и жутких побоев. Мы становимся свидетелями падения человека в сегодняшнем «благоустроенном» капиталистическом обществе. И эта картина показана почти документально камерой Кена Лоуча. На каждой ступени этого «падения» мы вместе с героем переживаем все удары, которыми награждает его судьба. И когда уже кажется, что хуже некуда, сюжетная спираль опускает нас все ниже и ниже…
Скажу одно, что финал у этого фильма открытый (снова), но несмотря на то, что каждый может домыслить, что хочет, хорошие мысли почему-то не приходят в голову совсем.
Сразу после этого фильма в программе «15 режиссеров» была показана почти идентичная картина — латвийский фильм с названием «Олег» режиссера Юриса Курсиетиса. Трагедия мясника из Латвии, поехавшего на заработки в Бельгию. Вся та же инфернальная спираль и спуск в ад, все те же ингредиенты и такой же открытый финал. Так что этот день смело можно назвать днем трагедий маленького человека.
Ходите в кино, любите кино!
Источник фотографий: Legion media
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess