15 ноября 2018 | Сергей Степанов

«Богемская рапсодия»: шик или пшик?

Мнение кинокритика: чем хорош и чем плох байопик о Фредди Меркьюри

К искреннему изумлению очень многих, «Богемская рапсодия» — многострадальная биографическая драма о фронтмене Queen Фредди Меркьюри — продолжает покорять не только российский (у нас эту группу всегда любили особой, непропорциональной, снившейся еще разве что только Depeche Mode любовью), но и мировой прокат: на днях фильм стал самым кассовым музыкальным байопиком в истории. Самое время разобраться в том, насколько «Богемская рапсодия» хороша — или хотя бы адекватна своему предмету.

Богемская рапсодия фото, кадры фото № 1

Если совсем вкратце, то не очень. Производственные проблемы «Богемской рапсодии» хорошо известны. Целую вечность назад, в 2010 году, было объявлено, что Меркьюри сыграет британский комик Саша Барон Коэн, а сценарий фильма напишет Питер Морган, специализирующийся на исторических драмах шоураннер «Короны». С тех пор картина пережила целую серию веских кадровых рокировок, увенчавшуюся решением уволить — причем в разгар съемок — режиссера Брайана Сингера («Подозрительные лица», четыре серии «Людей «Икс»). На афишах в итоге красуется именно его имя, но доснимал фильм Декстер Флетчер («Эдди «Орел»), в ухо которого, по слухам, активно шептал гитарист Queen Брайан Мэй.

Многое указывает на то, что вся эта неразбериха прямо сказалась на содержании фильма — продолжающегося больше двух часов, но говорящего гораздо меньше, чем хотелось бы. Не извлекая никаких уроков из насчитывающей несколько декад истории скучных до уныния рок-н-ролльных байопиков, «Богемская рапсодия» то резво скачет, то летаргически бродит по вершкам, многие из которых не только хорошо известны, но и представляют в лучшем случае номинальный интерес: вот музыканты бодаются с карикатурным продюсером (Майк Майерс) за право издать лид-синглом шестиминутную Bohemian Rhapsody, а вот смышленый Мэй придумывает We Will Rock You.

Богемская рапсодия фото, кадры фото № 2

Утомительно разжевывая то, что не нуждается в объяснениях, и упрямо игнорируя гораздо более интересные аспекты жизни Меркьюри (замечательной Люси Бойнтон из «Синг Стрит» досталась на редкость неблагодарная роль его когда-то невесты, а потом ближайшей подруги Мэри Остин, Аллену Личу из «Аббатства Даунтон» — одномерное амплуа злодея-искусителя), «Богемская рапсодия» оказывается до обидного банальным байопиком, который так и подмывает назвать «Queen для чайников». Не говоря уже о том, что остальные участники Queen тут статисты, а в музыкальном наследии группы — насколько помпезной, настолько же и изощренной, — авторы фильма, похоже, не понимают вообще ничего.

Откровенно повезло «Богемской рапсодии» в одном — с кастингом американского египтянина Рами Малека («Мистер Робот»), который совершенно растворяется в роли Меркьюри и имеет право расстроиться, если обилие критических стрел по адресу фильма похоронит его шансы на оскаровскую номинацию. Не являясь физической копией певца, Малек довольно убедительно снимает его мимику и привычки, выступая вполне в репертуаре Майкла Фассбендера в роли Стива Джобса. Увы, за сценарий «Богемской рапсодии» в ответе не Аарон Соркин, поэтому сражаться актеру приходится не только с предрассудками, но и с кое-как написанными диалогами (нещадно перевираемые исторические факты — повод для отдельного разговора).

Богемская рапсодия фото, кадры фото № 3

Еще один такой разговор — решение превратить «Богемскую рапсодию» в оду фонограмме. Никто из утвержденных на роли музыкантов актеров даже не пытается петь или играть, открывая рты и размахивая инструментами под записи Queen, и хотя понятно, что Меркьюри с его охватывавшим четыре октавы вокальным диапазоном — орешек, который не раскусить подавляющему большинству профессиональных певцов, в смысле рок-н-ролльной аутентичности весь фильм не стоит одной открывающей сцены недавнего «Звезда родилась». Шагая по многажды проторенной — группой ли Queen, другими ли, не в пример более удачными фильмами, — дорожке, «Богемская рапсодия» является по-своему интересной, но все же копией без каких-либо претензий на оригинальность.

С одной оговоркой: парадоксальным образом именно верность «фанере» награждает зрителей по-настоящему ударной кульминационной сценой — более или менее покадровым воссозданием одного из самых славных эпизодов в истории Queen, ее 20-минутного сета на «фестивале века» Live Aid. Все немногочисленные достоинства фильма — благие намерения, хорошие песни, экранный tour de force Малека — собираются в эти мгновения в одну масштабную и — наконец-то — эмоциональную картину. И хотя эти эмоции сродни тем, что предположительно испытывают люди, разглядывающие последние фрагменты почти что собранного ими пазла из 2 000 кусочков, что-то от эйфории во всем этом есть.

Читайте также: Live Forever: факты о Фредди Меркьюри

Источник фотографий: Архивы пресс-служб


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147