4 марта 2020
Берлинский кинофестиваль: как попасть, что надеть и чем заняться
Для чего зрители ездят на кинофестивали? Первая причина — это, конечно, увидеть авторское кино. Оно, как известно, не всегда доходит до широкого проката. Вторая — окунуться в атмосферу города. География кинофестивалей обширна, так можно и весь мир объездить. Об остальных — в материале актрисы Юлии Хамитовой, которая только что вернулась с Международного Берлинского кинофестиваля.
Юбилейный, 70-й, фестиваль распахнул двери дворца Berlinale Palast, как переименовывают на время киносмотра театр на Потсдамской площади, 20 февраля. За две недели в немецкую столицу съехалось несколько тысяч гостей со всего мира — актеры, режиссеры, продюсеры, которые приехали представить свои фильмы, журналисты и кинокритики. Кроме того, на время фестиваля Берлин превращается в открытую площадку, где представители кинобизнеса покупают и продают права на фильмы, а также устанавливают рабочие связи. Словом, здесь из года в год собираются кинематографисты со всего мира. И конечно же, зрители, фанаты авторского кино.
Как попасть
Берлинале — один из немногих кинофестивалей в мире, на который попасть может любой желающий. Для этого не обязательно иметь аккредитацию, можно просто купить билет в кассе или на сайте кинофестиваля. Просмотр фильма из специальной программы обойдется в 8 евро, а из конкурсного показа — в 13. Кроме того, остатки билетов можно купить за полцены за пару часов до показа. Для этого надо почти весь день простоять у отдельной кассы. Билет можно купить и на гала-премьеру, а это значит, что за те же 13 евро вы попадете в знаменитый многоярусный Berlinale Palast. Возможно, вам повезет и вы насладитесь конкурсным кино на большом экране, сидя в одном ряду, например, с Джонни Деппом.
Зрители, как и пресса, имеют свой отдельный вход в зал. Звезды по протоколу сначала проходят по красной дорожке — там проводится основная часть интервью — и только после этого направляются в кинотеатр. По пути в зал они оставляют автографы на своих портретах, развешанных на стене кинотеатра. За всем этим интересно наблюдать по трансляции либо на улице, либо в самом зале.
Попасть на гала-премьеру — большая удача, билеты раскупаются в считаные минуты, зато у вас есть прекрасная возможность услышать пламенную речь творческой группы фильма и рукоплескать им после показа.
Также кино смотреть можно и по аккредитации. Их несколько видов: студенческая, для прессы и так называемая профессиональная, которую, по сути, может получить любой желающий. Стоит она 125 евро. Но даже аккредитованным журналистам и профессиональным зрителям с бейджами приходится с раннего утра занимать очередь за два часа до открытия кассы.
Актриса русского происхождения Дарья Писарева прилетела на фестиваль из Парижа. Она, как и многие, проводит в очереди по несколько часов: «Я встаю в 6:30. В 7:30 я уже занимаю место в очереди. На днях один парень рассказал мне, как он пришел сюда в 6:10 и был уже девятым в очереди. Уж очень хотел посмотреть экспериментальное кино. В 8:30 начинают раздавать билеты. Человек 20 выходят строем под всеобщие аплодисменты и садятся под табличками Ticket counter, загораются зеленые лампочки, которые оповещают что можно идти, и пикающий звук сканеров не останавливается... Пока жду, я умудряюсь накраситься, позавтракать, распланировать свой день. Смотрю в день по три-четыре фильма».
Почему зрители идут на такие жертвы? Во-первых, все фильмы премьерные, то есть их еще нигде в мире не показывали, и нет гарантий, что их можно будет увидеть в своей стране. Картину «Дау. Наташа» Ильи Хржановского на родине режиссера вряд ли покажут. В России фильму могут не дать прокатное удостоверение из-за наличия сцен насилия, поэтому многие российские зрители прилетели специально на этот показ. Во-вторых, смотреть фильмы на кинофестивалях особое удовольствие и интересный опыт — картины показывают на языке оригинала. А это и практика языка на слух, и понимание авторских шуток, которые в дубляже могут быть переведены иначе. И в-третьих, это коллективная эмоциональная отдача при совместном просмотре. Зритель в зале очень восприимчивый и искренний. А в определенные моменты сцены фильма сопровождаются коллективными ахами и вздохами и вопросительными взглядами зрителей друг на друга. На одном из показов моя соседка из Польши в один из кульминационных моментов положила заботливо руку на мое плечо и с акцентом по-русски сказала: «Все будет хорошо!»
Единственная сложность таких показов — это субтитры. Их по правилам фестиваля показывают в двух вариантах: на английском и немецком. А это значит, что весь фильм вы будете видеть «много букв». Например, если вы смотрите французский фильм, а знаете только английский, приготовьтесь весь фильм поглядывать на субтитры.
Дресс-код
Как бы сильно вы ни хотели красивую фотографию на красной дорожке в шикарном наряде, на Берлинале это будет неуместным. Оставьте платья в пол и костюмы для Каннского или Московского кинофестивалей. Берлин — город простой во многих отношениях. И в плане одежды здесь все тоже достаточно демократично. Это касается в том числе и вечеринок, где в белых кроссовках и джинсах вы будете чувствовать себя куда комфортнее, чем в платье даже средней длины. Такое отношение к дресс-коду крайне практично: не надо переодеваться по несколько раз, как многие умудряются делать на «Кинотавре» в Сочи. В Каннах, наоборот, надо уже с утра выходить в платье в пол, потому что показы во Дворце Фестивалей можно посетить исключительно в black tie.
Дресс-код на Берлинале соблюдают только кинозвезды. Голые плечи в прохладную, еще зимнюю погоду — хоть и смелое решение для актрис, но, когда на тебя устремлены многотысячные взгляды зрителей и фотокамер, приходится соответствовать. На выручку приходят ассистенты и помощники. Красавица Эль Фаннинг прошлась по дорожке в бархатном платье с голыми плечами, а когда она давала комментарии прессе, уже стояла в накидке.
Куда ходить
В программе фестиваля более 100 фильмов, а также всевозможные творческие встречи и пресс-конференции, которые транслируют на Потсдамской площади. Мероприятия раскиданы по всему городу, но «сердцем фестиваля» считается Berlinale Palast на площади Марлен Дитрих, где проходят гала-премьеры. Там же звезды проходят по красной ковровой дорожке.
У гостей фестиваля включается режим «успеть все»: и кино посмотреть, и на кинорынок сходить, и в лобби отеля Grand Hyatt побывать, потому что там за соседним столиком может сидеть начинающий режиссер, а из лифта может выйти Уиллем Дефо, который живет в этом же отеле — как не сделать с ним селфи?
Если одни стоят в очереди за билетами, то другие с раннего утра караулят у выхода отеля звездных гостей, чтобы взять у них автограф и сделать с ними фото на память. Полиция этому не препятствует, стоять можно по огражденному периметру, но занять очередь и сюда стоит заранее. В этом году фестиваль посетили: Джони Депп, Хавьер Бардем, Сальма Хайек, Эль Фаннинг, Кейт Бланшетт, Хелен Миррен, Роберто Бениньи, Саймон Бейкер, Сигурни Уивер и Джереми Айронс. Последний возглавил жюри юбилейного Берлинале.
Российских звезд в этот раз замечено не было. В фильме режиссера Вадима Перельмана «Уроки фарси» совместного российско-белорусско-германского производства, показанного во внеконкурсной программе, в основном снимались западные актеры (Науэль Перес Бискаярт и Ларс Айдингер). Поздравить группу с премьерой приехал «Режиссер года» Клим Шипенко. Билеты на показы были раскуплены за неделю, и зал приветствовал творческую группу продолжительными овациями.
Другой российский фильм «Город уснул», показанный в программе «Форум», представили молодые кинематографисты. Для режиссера Мария Игнатенко эта картина стала дебютом в полнометражном кино. По словам продюсера картины, Катерины Михайловой, фильм приняли очень тепло. «Показы прошли при полных залах. На премьере присутствовала пресса, программные директоры фестивалей, представители Минкультуры России, фонда "Кинопрайм". Было задано очень много вопросов ко всей группе: о фильме, о значении, съемках, особенно над звуком и работе на севере России. Например, на вопрос: "Как бы режиссер объяснила маме, о чем фильм?", Мария (Игнатенко, режиссер. — Прим. ред.) ответила: "Мама, это фильм о настоящей любви"».
Кино. Вино. Танцы
Несмотря на насыщенную программу, кинофестиваль — это не только просмотр кино. Вечером начинается все самое интересное, ведь светских вечеринок на любом фестивале более чем достаточно. Все они организованы как оргкомитетом, так и всевозможными кинокомпаниями. Их цель — веселье и общение. Люди встречаются, много говорят о кино, много пьют и много танцуют.
Часть вечеринок открытая, о них можно узнать в Facebook на странице фестиваля, в очереди в билетную кассу или во время обеда в кафе и барах на площади между Berlinale Palast и Sony Center. Вообще умение легко заводить новые знакомства и быть готовым к самым неожиданным поворотам и приглашениям — то, что необходимо для того, чтобы вести настоящую фестивальную жизнь.
Попасть на закрытые вечеринки без знакомств — целое приключение, но подумайте, стоит ли оно того, потому что в большинстве своем все они практически одинаковые. Из того, что запомнилось в этом году, пожалуй, стоит назвать after party после премьеры вышеупомянутого фильма «Дау. Наташа». Гостей угощали борщом, оливье, селедкой, водкой и компотом.
Заканчиваются такие мероприятия ближе к трем-четырем утра, поэтому совмещать вечеринки и утренние сеансы практически невозможно. Или возможно, но хватит вас на два-три дня, не больше. Именно поэтому, собираясь на кинофестиваль, задайте себе вопрос — что вы будете там делать: смотреть кино, караулить звезд, проникаться атмосферой или веселиться с молодыми режиссерами на вечеринках? Как только вы определитесь с тем, чего же вы хотите получить, у вас появится шанс с пользой провести время и сохранить желание посетить кинофестиваль снова. Следующая остановка — Канны.
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess